Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка — презентация
logo
Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка
  • Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка
  • Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка
  • Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка
  • Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка
  • Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка
  • Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка
  • Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка
  • Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка
  • Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка
  • Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка
  • Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка
  • Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка
  • Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка
  • Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка
  • Интонация и знак препинания совпадают/не совпадает.
  • Авторский знак
  • Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка
  • В работе над пунктуационным правилом выделяется два этапа:
  • Подготовительная работа
  • Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка
  • Научить видеть и отличать в тексте синтаксическое явление
  • Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка
  • Ввод правил о постановке знаков при обращении подготовлен наблюдениями и одним упражнением.
  • Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка
  • Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка
  • Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка
  • Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка
  • Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка
  • Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка
  • Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка
  • Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка
  • Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка
  • Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка
  • Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка
  • Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка
  • Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка
  • Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка
  • Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка
  • Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка
  • Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка
  • Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка
  • Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка
  • Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка
  • Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка
  • Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка
  • Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка
1/46

Первый слайд презентации: Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка

Изображение слайда

Слайд 2

Пунктуационное правило - это особая инструкция, содержащая перечень условий выделения или невыделения знаками препинания пунктуационно-смыслового отрезка в предложении или тексте. Условия, заключенные в пунктуационном правиле, отражают постоянную зависимость выбора знака (знаков) препинания от сочетания ряда языковых особенностей предложения.

Изображение слайда

Слайд 3

Пунктуационное правило регулирует пунктуационную норму, соблюдение которой обязательно для пишущего. Основу пунктуационного правила составляет пунктуационно-смысловой отрывок ; выделение его знаками препинания уточняет высказывание, делает его выразительным.

Изображение слайда

Слайд 4

Каждое правило складывается из условий и нормы, которая при этом условии соблюдается. (Палей И.Р.) « Между однородными членами ставится запятая, если они не соединены союзами, а также если соединены союзами а, но ». Норма (место знака), знак Условия – постановка запятой

Изображение слайда

Слайд 5

Формулировки правил сами по себе не сложны, учащиеся их запоминают, но пользоваться ими не умеют. Две причины: 1) при объяснении не раскрываются существенные признаки правила и не оговаривается сфера его применения; 2) некоторые важные правила охватывают неопределенное количество синтаксических построений.

Изображение слайда

Слайд 6

Пунктуационные правила различаются: по характеру директивы; условиям действия; степени обобщения языковых фактов; по соотношению интонации и знаков препинания (Г.И. Блинов)

Изображение слайда

Слайд 7

По характеру директивы правила делятся на позитивные (предписывают какой знак и где, когда поставить) и негативные (запрещают употребление знака препинания, ограничивают действие позитивного правила). Знание об этом свойстве пунктуационных правил необходимо для эффективной организации работы по обучению пунктуации.

Изображение слайда

Слайд 8

Правило. Запятая между однородными членами предложения   ставится, если они: 1) связаны бессоюзной связью (союзы отсутствуют) и перечислительной интонацией: Я подарила подруге на день рождения  серьги, красивую деревянную  шкатулку, самодельную  открытку. 2) соединены союзами  а, но, да (в значении «но»), однако, зато: Книжка была  огромная, зато  интересная.  Погода сегодня  приятная, да  переменчивая. Запятая между однородными членами предложения   не ставится, если они соединены одиночными союзами  и, или : Не кормите  обезьян  и  жирафов ! В следующем месяце куплю себе лего   или  книгу про динозавров. Грамота.ру

Изображение слайда

Слайд 9

По условиям действия правила, изучаемых в 5 классе можно условно поделить на 4 группы. Норма устанавливается : наименованием синтаксической единицы ( правила для обозначения знаками препинания конца предложения ); указанием на построение синтаксической единицы ( правило, по которому ставится запятая между частями сложного предложения );

Изображение слайда

Слайд 10

3. указанием на грамматические признаки ( правила с предложениями с однородными членами предложения и с обращением) ; 4. наименованием синтаксической единицы и указанием на ее построение ( два правила на постановку знаков препинания с прямой речью )

Изображение слайда

Слайд 11

По степени обобщения языковых фактов правила в основном являются обобщенными. Это пунктуация основных синтаксических построений. Эти правила сообщают такие нормы, которые являются общими для аналогичных построений.

Изображение слайда

Слайд 12

Изображение слайда

Слайд 13

Ученик еще не знаком с типами сложного предложения, но он знает правило, что части сложного предложения отделяются запятыми. Пользуясь этим правилом, он ставит запятую в БСП, ССП, СПП.

Изображение слайда

Слайд 14

По соотношению интонации и пунктуации правила представлены двумя группами: 1) правилами, в которых интонация и пунктуация совпадает ; 2) правила, в которых интонация и пунктуация не соответствуют (грамматическая основа правила). При употреблении точки, вопросительного и восклицательного знаков, при двоеточии, предупреждающем о перечислении или о прямой речи (совпадает).В других случаях –нет паузы – запятая ставится, есть пауза – нет знака.

Изображение слайда

Слайд 15: Интонация и знак препинания совпадают/не совпадает

Дом царевна обошла, Все порядком убрала, Засветила Богу свечку, Затопила жарко печку, На полати забралась И тихонько улеглась. Еще прозрачные, леса Как будто пухом зеленеют. Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. Долины сохнут и пестреют; Стада шумят, и соловей Уж пел в безмолвии ночей.

Изображение слайда

Слайд 16: Авторский знак

Но вдруг сугроб зашевелился, И кто ж из-под него явился? Большой взъерошенный медведь; Татьяна ах !, а он реветь, И лапу с острыми когтями Ей протянул; она, скрепясь, Дрожащей ручкой оперлась И боязливыми шагами Перебралась через ручей; Пошла – и что ? Медведь за ней.

Изображение слайда

Слайд 17

Ознакомить учащихся с пунктуационным правилом - это значит разъяснить им, какие условия определяют постановку или непостановку знака (знаков) препинания, а также выбор нужного знака.

Изображение слайда

Слайд 18: В работе над пунктуационным правилом выделяется два этапа:

усвоение учащимися условий постановки или непостановки знаков препинания при пунктуационно-смысловых отрезках ; обучение школьников применению на практике изученного пунктуационного правила

Изображение слайда

Слайд 19: Подготовительная работа

В процессе осознания условий постановки или непостановки знака (знаков) препинания, а также его (их) выбора называется пунктуационно-смысловая единица. Для осмысления правила ученик должен разбираться в особенностях синтаксической конструкции, которая пунктуационно оформляется. Для этого проводится анализ синтаксического явления (осмысление тех синтаксических фактов, которые лежат в основе пунктуационного правила)и наблюдение над интонацией данного построения.

Изображение слайда

Слайд 20

Успех зависит от качества текстового материала, предназначенного для наблюдений и вывода. Примеры должны быть « прозрачными», синтаксические явления легко вычленяться и «просматриваться». Учитывать, что степень подготовленности к усвоению синтаксического материала еще незначительна в 5классе.

Изображение слайда

Слайд 21: Научить видеть и отличать в тексте синтаксическое явление

Сорока – белобока По бережку скакала, Коренья копала, Колпак потеряла. В каком тексте назван тот, к кому обращаются ? Прочитайте это слово. Прочитайте вслух тексты. С одинаковой ли интонацией вы произносите слова сорока – белобока в текстах? - Сорока - белобока, Где ты была? Далеко. Кашку варила, Хвостиком мешала, Пальчиком мешала. Каким членом предложения является слово сорока –белобока в первом предложении? Как на письме выделяется слово сорока – белобока во втором тексте?

Изображение слайда

Слайд 22

Изображение слайда

Слайд 23: Ввод правил о постановке знаков при обращении подготовлен наблюдениями и одним упражнением

Первое правило. Обращения выделяются запятыми. Это обобщенное правило, в его основе лежит грамматический признак. Норма устанавливается названием синтаксического факта : есть обращение – выделяй запятыми.

Изображение слайда

Слайд 24

Второе правило. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. Здесь главное указание на интонацию, которая накладывается на грамматический признак. Разные основания нормы требуют разного подхода при подборе дидактического материала. Мой первый друг, мой друг бесценный! (Пушкин)

Изображение слайда

Слайд 25

Обнаружение обращения – самая главная трудность этого правила, в смешении обращения и подлежащего. В примерах должны быть «налицо» и обращение, и подлежащее.

Изображение слайда

Слайд 26

В целях ознакомления школьников с условиями постановки или непостановки, а также выбора знака (знаков) препинания используются все четыре познавательных метода обучения : сообщение учителя; самостоятельный анализ учащимися пунктуационного правила; беседа; самостоятельный анализ учащимися материала для наблюдения. Выбор учителем одного из них или их комбинации определяется 1) степенью знакомства школьников с пунктуационной нормой (новое или известное правило), 2) ее членимостью - четкой или нечеткой - на варианты, 3) уровнем лингвистического и общего развития (способностью к самостоятельному анализу ).

Изображение слайда

Слайд 27

При любом методе обучения, который выберет преподаватель, учащихся необходимо провести через все этапы осознания нового материала. 1. Для восприятия детьми изучаемой пунктуационной нормы можно использовать запись, соответствующего предложения с графическим выделением пунктуационно-смыслового отрезка либо на классной доске, либо спроецировать ее на экран, а также печатную таблицу, имеющую соответствующий материал.

Изображение слайда

Слайд 28

2. перечисляются условия постановки или непостановки знака (знаков) препинания ( место, грамматические и смысловые особенности отрезка ). В процессе ознакомления с условиями постановки или непостановки знака (знаков) препинания обращается внимание на те из них, которые одновременно служат опознавательными признаками. Для предупреждения смешения новой пунктуационной нормы с уже знакомыми и в чем-то совпадающими необходимо их сопоставление и противопоставление.

Изображение слайда

Слайд 29

3. устанавливается зависимость условий с помощью составления схемы-таблицы; 4. графически обозначаются условия (в схеме предложения) выбора знака (знаков) препинания.

Изображение слайда

Слайд 30

Изображение слайда

Слайд 31

Изображение слайда

Слайд 32

Завершается объяснение осознанием новой пунктуационной нормы работой над пунктуационным правилом. В нее входят следующие элементы: название пунктуационно-смыслового отрезка, перечисление условий, которые должны войти в правило; в слабом классе чтение правила по учебнику, в сильном - самостоятельное его формулирование.

Изображение слайда

Слайд 33

В процессе запоминания учащиеся два-три раза читают про себя формулировку нового пунктуационного правила, записывают по памяти перечень условий постановки или непостановки знака (или знаков) препинания. Воспроизведение выученного правила осуществляется либо устно двумя-тремя учениками, либо всеми письменно.

Изображение слайда

Слайд 34

Изображение слайда

Слайд 35

2 этап. Применение правила – это один из трудных этапов в работе над пунктуационным правилом. Что значить применить правило? Применить- значит увидеть и выделить те синтаксические построения, для пунктуационного оформления которых существует правило, уметь отграничить эти синтаксические построения от других, в чем-то сходных с ним.

Изображение слайда

Слайд 36

Этап обучения школьников применению на практике нового пунктуационного правила - это создание в их мыслительной деятельности определенной последовательности пунктуационного оформления записываемой коммуникативной единицы - предложения или текста. Предлагаемый детям алгоритм применения пунктуационного правила не может быть жестким. Однако некоторые его звенья достаточно обязательны, поэтому этот алгоритм действия вполне может обеспечить правильность пунктуационного оформления предложения и текста.

Изображение слайда

Слайд 37

Обучение последовательности применения пунктуационного правила начинается с анализа образца рассуждения, который извлекается либо из учебника, либо дается учителем. Затем, опираясь на данный образец рассуждения ( алгоритм ), преподаватель показывает, как надо пользоваться пунктуационным правилом.

Изображение слайда

Слайд 38

Изображение слайда

Слайд 39

Для этой цели учитель готовит соответствующий дидактический материал: два-три предложения с разными вариантами изучаемой пунктуационной нормы. Далее по предложенному алгоритму учащиеся сначала под руководством преподавателя, а потом самостоятельно применяют усвоенное пунктуационное правило. 2. Анализ предложений Петя не сбивал палками птичьих гнёзд, не бросал в бобров камнями. Носит профессор с собой в голове Мысли о людях, зверях и траве. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

Изображение слайда

Слайд 40

Изображение слайда

Слайд 41

Отличительной чертой применения правила должен быть переход от применения одного правила в одном предложении к применению двух и более правил в одном предложении. В народе говорят, что родниковая вода омывает корни всех цветов и трав и обретает целебную силу, наверное, это правда. Наш (1) ничего не понимающий (2) древний учитель математики кивнул головой (3) как будто одобряя наши действия (4) и (5) ничего не сказав (6) направился к (7) открытой (8) двери (9) сплошь изрисованной мелом.

Изображение слайда

Слайд 42

Методика работы по закреплению правила определяется характером пунктограммы. Пунктограмма – это пунктуационное оформление предложения в целом или его отдельных элементов, что может быть обозначено разными знаками препинания, но которое характеризуется тем, что знак и место знака определяется пунктуационным правилом. Конец предложения обозначается одним из трех знаков:. ? ! – Это одна пунктограмма, имеет одинаковое синтаксическое строение, общие функции (коммуникативная).

Изображение слайда

Слайд 43

Каждый из знаков выполняет общие функции по-своему. Три разновидности пунктограммы, которые зафиксированы в пунктуационных правилах для каждого знака.

Изображение слайда

Слайд 44

Незабудки голубые, Колокольчик полевой... — Где растут цветы такие? — Отвечают: — Под Москвой! Мы их рвали на опушке, Там, где много лет назад По врагам стрелял из пушки Нашей армии солдат. — Дайте нам букет цветов!.. — Раз — два — три! Букет готов!

Изображение слайда

Слайд 45

Варианты пунктограммы. Вопросительный знак ставится в предложении с прямым вопросом. Например, имеются специальные слова, но предложение может и не иметь специальных слов. Трудности пунктуационного характера. Ты когда будешь на факультете? Ты сегодня будешь на факультете? Придешь завтра?

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Работа над пунктуационным правилом на уроках русского языка

Каждая пунктограмма обслуживает разнообразные синтаксические конструкции, поэтому внутри пунктограммы имеются свои трудности, наличие которых требует дифференциации материала по классам для ступенчатого его изучения.

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено