Первый слайд презентации: Работа со свежей эмоциональной травмой и ПТСР
Irēna Goluba
Слайд 2: Программа
Основные понятия о переживании горя и утрат (ГТ) Немного о первой помощи на месте катастрофы. Дебрифинг. Чем ПТСР отличается от эмоциональной травмы? Работа с завершением травматических ситуаций. Основные идеи психотерапевтической работы с ПТСР Техники перепроживания и завершения гештальтов Работа с ресурсами клиента Отношения с психотерапевтом и восстановление способности к близости
Слайд 3: Программа
Беда прямо сейчас Беда недавно Беда когда-то Беда локальная Беда тотальная
Слайд 4: Психогигиена профессионалов
Психотерапевт работает в соответствии со своим экзистенциальным опытом, уважая свои ограничения Риск профессионального выгорания Разрядка немедленно Ресурсы Профессиональная поддержка
Слайд 5: Вы на войне, если…
• Мир поделился на своих и чужих. Невключенные – чужие. • Говорить с «ними» бесполезно, они хотят только плохого. Не только для вас, но и вообще, для всех. Свои идеальны, чужие – нелюди, монстры. Любой контакт с «ними», любое признание положительного во «враге» - предательство. Единственная тема - война. Остальное не имеет ценности. Закончится война, тогда будем жить. Война не может закончиться иначе, чем победой или поражением. Или мы, или они. Компромиссы невозможно. Мирное сосуществование – утопия.
Слайд 6: Как вернуться с войны? (хотя бы на время)
Любить себя, природу, небо Иметь тыл, куда можно вернуться, отдохнуть, отключиться. Не нести войну в тыл (по мере возможности) Беречь отношения с друзьями с «той стороны» Иметь мужество смотреть на страдания «той стороны» Дети вне войны (выключите новости) Развивать способность понимания и прощения
Слайд 7: Цикл переживания утраты гештальт взгляд
Шок как спасение, реакция отрицания «Это произошло!» Гнев, тревога, поиски виноватых Скорбь, тоска, ощущение пустоты Осознание утраты во множестве аспектов Поиски новых контактов, новая деятельность, новые отношения Светлая печаль, новые ценности
Слайд 9: Виды утрат
Утрата объекта. Утрата может быть очень тяжелой, но при этом утративший остается «целым». Есть пустота, но «Я это я». Утрата части себя: - утрата близкого, с которым человек находится в глубоком слиянии - утрата идентичности и ведущих смыслов - утрата телесной целостности и способностей
Слайд 10: Народные традиции
Посещение родственниками и знакомыми Оплакивание Поминки: еда и поминание Дни поминовения – девятый, сороковой, годовщина Кладбище, Пасха, портреты на стенах
Слайд 11: ППП или дебрифинг?
Первая психологическая помощь Мягкая, щадящая поддержка Для самых разных людей Без принуждения к рассказу о чувствах и событиях Неформальная и неструктурированная Дебрифинг Может вызвать декомпенсацию Для команды Предполагается, что все способны говорить о своих переживаниях Структурированная, с определенными задачами
Слайд 12: Первая психологическая помощь
ненавязчивое оказание практической помощи и поддержки, оценка потребностей и проблем оказание помощи в удовлетворении насущных нужд ( пища, вода, информация) умение выслушивать людей, но не принуждая их говорить; умение утешить и помочь человеку успокоиться; оказание помощи в получении информации, установлении связи с соответствующими службами и структурами социальной поддержки; защита от дальнейшего вреда.
Слайд 13: Задачи ППП
формирование ощущения безопасности, связи с другими людьми, спокойствия и надежды; предоставление доступа к социальной, физической и эмоциональной поддержке; укрепление веры в возможность помочь себе и окружающим.
Слайд 14: Этика: нужно и нельзя
Быть честным и достойным доверия. Уважать право людей самим принимать решения. Осознать и отбросить собственные предубеждения и предрассудки. Четко дать людям понять, что, даже если они откажутся от помощи сейчас, они могут обратиться за ней в будущем. Соблюдать конфиденциальность Злоупотреблять своим положением, просить у людей деньги или услуги за оказание помощи. Давать ложные обещания или сообщать недостоверные сведения. Преувеличивать свои знания и навыки. Навязывать свою помощь, вести себя назойливо и бесцеремонно. Принуждать людей рассказывать вам о том, что с ними произошло. Распространять полученные сведения личного характера. Давать оценки поступкам и переживаниям людей.
Слайд 15: Смотреть, слушать, направлять
Смотреть – безопасно ли сейчас? Не нужна ли немедленная материальная помощь? Нет ли людей в тяжелом эмоциональном состоянии Выслушать тревоги и нужды. Не заставлять рассказывать Направлять – давать инфо и ее источники, объяснять, кто позаботится о людях, помочь в самом неотложном, помочь связаться с близкими
Слайд 16: Как помочь успокоиться
Спокойный и мягкий тон Зрительный контакт Желательно представиться Напомнить, что опасность миновала Заземление – телесны контакт с опорой Что вокруг? Что нужно прямо сейчас? Дыхание Связь с близкими
Слайд 17: Задачи дебрифинга
Проработка впечатлений и реакций, отреагирование, уменьшение индивидуальной и групповой напряженности Создание рациональной картины произошедшего Уменьшить чувство уникальности и отчуждения за счет обсуждения чувств и реакций Укрепление поддержки Информирование о возможных последующих реакциях Диагностика потребности в индивидуальной помощи
Слайд 18: 7 шагов дебрифинга
Введение – Что будем делать и как долго ? Факты Мысли Переживания Симптомы Завершение Реадаптация
Слайд 19: Завершение травматической ситуации
Восстановление способности разговаривать о переживании Эмоция «здесь и теперь» Отреагирование задержанной эмоции: тело и голос «Закрытие гештальта» – реальное и символическое Стадия ассимиляции Техника безопасности при работе с актуальной травмой
Слайд 20: Психотерапия и кризисное сопровождение
Клиент приходит Человек сам эксперт с своей жизни Задерживаемся в точке прерывания Клиент ищет ресурс и поддержку «Нет» интроецированию К человеку надо подойти Информирование Помогаем пройти прерывание Даем ресурс и поддержку щедрее «Жить надо!»
Слайд 22: Эмоциональная травма и ПТСР
Эмоциональная травма – душевная рана, не нарушающая большинства адаптационных механизмов. Человек в целом способен к творческому приспособлению. ПТСР – системное нарушение, затрагивающее одновременно нервную систему и весь организм, систему ценностей, систему взаимоотношений с близкими людьми и социумом.
Слайд 23: Психология эмоций
Генерализация травмы Страх страха Кумулятивный эффект Дефлексия эмоций Повторные травмы
Слайд 24: Терапевтические отношения при работе с травмой
Терапевтический альянс, минимум конфронтации в начале работы Помнить об амбивалентности прикосновения для пострадавших от физического насилия Вовремя оказать поддержку, но и вовремя и аккуратно отойти, дать самому принять помощь, подойти к людям
Слайд 25: Перепроживание, отреагирование, завершение гештальта
Отреагирование – выражение задержанных эмоций. Необходимо почти всегда Завершение гештальта – иногда отреагирование, а иногда символическое или реальное действие, завершающее событие Перепроживание – воспроизведение ТС максимально близко, с отработкой замещающих действий, отреагированием, получением поддержки.
Слайд 26: Эмоциональное отреагирование или перепроживание?
Все закончилось хорошо, только пришлось удержать эмоции Человек в ТС проявил хорошее творческое приспособление Человек виноватится или чувствует беспомощность Флэшбеки
Слайд 27: Отреагирование
Восстановление способности разговаривать о переживании Эмоция «здесь и теперь» Отреагирование задержанной эмоции: тело и голос Стадия ассимиляции Техника безопасности при работе с актуальной травмой
Слайд 28: Роль тонких различений
При ПТСР происходит распространение «травмы» на все похожие события. Выявление «источника» повышенной эмоциональной реакции. Направление гнева на настоящий источник 3 общих момента и три различия Телесное разведение
Слайд 29: ПТСР – возможные симптомы
Страх, паранойя, фобии ТРЕВОГА Недоверие, отчуждение, ненависть Социальная дезадаптация, пассивность, утрата интересов Хроническая усталость, депрессия Телесные симптомы – сердце, гормональный баланс Вегето-сосудистая дистония Нарушения внимания Бессонница, флэшбеки
Слайд 30: Отягчающие обстоятельства
М ного людей погибло С мерть была внезапной, сопровождающейся насилием или другими ужасными обстоятельствами; Н е были извлечены все тела; Б ыла большая зависимость от человека, который умер; О тношения с погибшим или раненым были конфликтыми; Э тому стрессу предшествовали другие.
Слайд 31: Основные подходы к работе ПТСР ( Horowitz)
Поддержка адаптивных навыков Я Формирование позитивного отношения к симптомам Снижение избегания Изменение смысла Поддержка способности к близости, возможность к контакту, готовность получать эмоциональную поддержку (ИГ)
Слайд 32: Восстановление способности к близости
Прежде всего – близость с терапевтом и прямо сейчас. Но без навязывания более близкой дистанции, чем возможно. Как почувствовать? Расслабление тела – шаг к расслаблению души. Когда переживание «несет», надо греть и держать физически теплом многих тел. Обратная связь от людей – не пропускать отстраненность!
Слайд 33: Поддержка адаптивных навыков Я
Поиск ресурсов Баланс между избеганием и навязчивостью Уменьшение внешних требований Отдых, тренинг релаксации, образы, разговоры с самим собой Трансовое восстановление ресурсов, Я-поддерживающие внушения Медикаментозное лечение.
Слайд 34: Поиск ресурсов клиента - тело
Расслабление небольшой медитацией на осознание тела и дыхания Замечать, на какие темы, воспоминания идет реакция зажимом Мобилизовать тело на сопротивление Расслабление тела в контакте с другими людьми
Слайд 35: Ресурсы – фигуры воображаемые
Опора на светлые фигуры детства Опора на образ «своих» Работа с «тотемным животным» Символические и ритуальные действия как замещение действий в ТС Религиозные взгляды как источник эмоциональной поддержки
Слайд 36: Формирование позитивного отношения к симптомам
Симптом – нормальная реакция на ненормальную ситуацию Уменьшить страх симптома Знакомить с динамикой проживания ПТСР Десенсибилизация
Слайд 37: Снижение избегания - виды
Избегание аффектов или чувств (оцепенение) Избегание воспоминаний о травмировавшем событии (амнезия) Поведенческое избегание (фобические реакции); Избегание обсуждения произошедшего.
Слайд 38: Снижение избегания - техники
«Давай сделаем это вместе» «Не говори больше, чем готов, но расскажи хоть что-то» Метафоры Просто посмотри на людей вокруг… может, есть кто-то, кому бы ты мог рассказать? Если очень стыдно, можно говорить из-под одеяла Если очень страшно, то на руках у группы
Слайд 39: Изменение смыслов
«Я не знаю, зачем и кому это нужно…» Религиозные взгляды как источник духовной поддержки. «Если бы они не врезались в меня, они бы улетели в пропасть.» «Теперь я буду говорить людям хорошее сразу. А то вдруг они умрут.» «Мне тогда досталось, но зато я хорошо знаю, как чувствуют себя люди, прошедшие через такое и могу им помочь.»
Слайд 40: Стадии перепроживания 1
Создание прочных терапевтических отношений, подержание контакта и возможность «вернуть» клиента из травмирующего переживания Обнаружение ТС, оценка ресурса возможности ее перепрожить. Защита или сопротивление? Возможно перепроживать ТС по частям! Воспроизведение ТС с готовностью остановиться
Слайд 41: Стадии перепроживания 2
Обсуждение ресурсов или альтернативного поведения. Нахождение «точки невозврата» и/или «замещающего поведения» Перепроживание ТС с поддержкой терапевта и привлечением ресурса клиента. Осторожно с риском ретравматизации!!! Время на интеллектуальную и эмоциональную ассимиляцию под присмотром. Риск ретравматизации.
Последний слайд презентации: Работа со свежей эмоциональной травмой и ПТСР: Список литературы
А.Ениколопов. ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ. http://www.psynavigator.ru/articles.php?code=93 http://psychotropinka.tut.su/ptsd.html http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/44615/45/9789244548202_rus.pdf http://www.vetkaivi.ru/main/teract