Первый слайд презентации
Разработка индивидуального образовательного маршрута и программы для дошкольников и школьников с ОВЗ
Слайд 2: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ ПИСЬМО от 21 июня 2017 г. N 07-ПГ-МОН-25486 («О разработке адаптированной образовательной программы..»)
Разработка адаптированной образовательной программы необходима в случае наличия в образовательной организации хотя бы одного обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 3
Общеразвивающая группа (ребенок без статуса ОВЗ) Комбинированная группа (ребенок со статусом ОВЗ) Компенсирующая группа (ребенок со статусом ОВЗ) ИОМ + ИОП + Коррекционный раздел ООП + АОП (совмещенный ИОМ + ИОП) + АООП +
Слайд 4
О КОРРЕКЦИОННОМ И ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка-инвалида, в том числе об определении формы и степени его инклюзии (интеграции) в образовательную среду, должен решаться психолого-медико-педагогическими комиссиями исходя, прежде всего, из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей.
Слайд 5
Порядок разработки и корректировки индивидуальных образовательных программ и маршрутов следует закрепить локальным нормативным актом (Положение об индивидуальной образовательной программе (маршруте)), который позволит упорядочить работу педагогов и родителей посредством четкого разъяснения в его содержании структуры индивидуальной программы или маршрута, порядка их разработки, реализации и корректировки.
Слайд 6: Положение об индивидуальном образовательном маршруте и программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
1.Общие положения 2. Организационно-педагогические условия проектирования индивидуального образовательного маршрута 3. Структура индивидуального образовательного маршрута и программы 4. Документация и отчетность
Слайд 7
ПИСЬМО МО и науки РФ от 24 сентября 2009 года N 06-1216 О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам оказывается, есть рекомендуемые почасовые нормативы для разработки маршрутов и индивидуальных образовательных программ: соответственно, по 3,5 часа и 25 часов в год на одного ребенка с ОВЗ, то есть по 28, 5 часов на одного обучающегося (из 720 часов нормированного рабочего времени в год у одного специалиста коррекционного профиля).
Слайд 8
Индивидуальный образовательный маршрут – это документ, который позволяет описать специальные условия для реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенном уровне образования. Индивидуальный образовательный маршрут определяется педагогами как система конкретных совместных действий администрации, педагогов, специалистов службы сопровождения, родителей в процессе включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс (Воробьева С.В., Лабунская Н.А., Тряпицына А.П., Тимофеева Ю.Ф. и др.).
Слайд 9
Внутренние индивидуальные образовательные маршруты могут составляться психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательного учреждения или специалистами структурных подразделений ДОУ. Они отражают комплексный подход к оказанию медицинской и коррекционно-педагогической поддержке ребенка.
Слайд 10
Функцию организатора берут на себя старшие воспитатели (если есть в штатном расписании - координаторы по инклюзивному образованию) и тот специалист, который отвечает за работу ППК в детском саду (это может быть педагог-психолог). Если при дошкольном отделении есть логопедический или дефектологический пункт, то в этом случае во главе команды будет учитель-логопед, учитель-дефектолог.
Слайд 11: Нюансы разработки ИОМ в условиях инклюзии
Введение дополнительных ставок в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику, предусмотрено Методическими рекомендациями по составлению штатных расписаний государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы, утвержденными Приказом Департамента образования г. Москвы от 1 марта 2011 г. № 166. Согласно п. 24 при наличии в организации не менее 6 детей с ограниченными возможностями здоровья могут быть введены следующие должности: методист (координатор по инклюзивному образованию) - 0,5 единицы; учитель-дефектолог - 1 единица; педагог-психолог - 0,5 единицы; тьютор - 1 единица.
Слайд 15
Индивидуальная образовательная программа – это документ, представляющий общие сведения о ребенке и его психолого-педагогическую характеристику, образовательные и коррекционно-развивающие программы, на которых строится обучение и воспитание ребенка с ОВЗ, задачи и содержание образовательной деятельности с учетом уровня готовности ребенка к освоению основной или адаптированной программы; методы воспитания и обучения, коррекции и соответствующие им методические приемы.
Слайд 16: Структура индивидуального образовательного маршрута и программы
Титульный лист, который включает в себя наименование учреждения, назначение ИОМ и ИОП, срок реализации, адресность (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями.
Слайд 17
Пояснительная записка, в которой представлен запрос на разработку ИОМ и ИОП (заключение ПМПК, бюро МСЭ), излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных психолого-педагогической диагностики и комплексирования программ воспитания и обучения формулируется цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток.
Слайд 19
Реализуем ФГОС ДО: рабочая программа тифлопедагога: метод. рекомендации учителям-дефектологам ДОУ/ Е. В. Андрющенко, Л. А. Дружинина, Л. Б. Осипова, - Челябинск: Цицеро, 2016.- 161 с. + CD диск
Слайд 20: Экспресс-вариант ИОМ
Специалисты Рекомендации ЦПМПК Дефициты ребёнка (заключение ППК) Компенсаторные возможности ребёнка (заключение ППК) Задачи развития ребёнка на учебный год Форма ООД и периодичность в неделю или месяц Учитель-логопед Занятия с логопедом Нарушения восприятия и понимания речи, системные нарушения произношения Сохранное слуховое восприятие Развитие речи, коррекция нарушений слоговой структуры и произношения, лексического и грамматического строя 2 раза в неделю, индивидуальные занятия
Слайд 21
Специалисты Рекомендации ЦПМПК Дефициты ребёнка (заключение ППК) Компенсаторные возможности ребёнка (заключение ППК) Задачи развития ребёнка на учебный год Форма ООД и периодичность в неделю или месяц Педагог- психолог Занятия с психологом Нарушения мотивации и произвольной регуляции поведения Сформирована игровая мотивация общения со взрослыми Формирование мотивации, структуры деятельности, произвольной регуляции поведения, социально-коммуникативное развитие 1 раз в неделю, групповые занятия
Слайд 22
Специалисты Рекомендации ЦПМПК Дефициты ребёнка (заключение ППК) Компенсаторные возможности ребёнка (заключение ППК) Задачи развития ребёнка на учебный год Форма ООД и периодичность в неделю или месяц Учитель - дефектолог Занятия по АООП для детей с ТМН Несформированность познавательных интересов, речемыслительной деятельности Зрение и слух – в норме Развитие интересов, математических представлений и ознакомление с окружающим миром, познавательное развитие 2 раза в неделю: подгрупповые занятия по РЭМП и конструированию 2 раза в неделю – индивидуальные занятия
Слайд 23
Специалисты Рекомендации ЦПМПК Дефициты ребёнка (заключение ППК) Компенсаторные возможности ребёнка (заключение ППК) Задачи развития ребёнка на учебный год Форма ООД и периодичность в неделю или месяц Воспитатель Адаптация и социализация в группе Недоразвита мелкая моторика и координация движений Сформированы основные движения Сформированы основные движения Физическое развитие Индивидуальные задания по развитию мелкой моторики Снижена самоорганизация и контроль деятельности Способен действовать по подражанию и образцу Способен действовать по подражанию и образцу Развитие деятельности Поручения в парах и индивидуальные Несформирована техническая сторона продуктивных видов деятельности Есть интерес к продуктивным видам деятельности Есть интерес к продуктивным видам деятельности Художественно-эстетическое развитие Включение в проектную деятельность с другими детьми на основе использования нетрадиционных техник рисования и аппликации Специальные условия обучения и воспитания Рекомендовано: Адаптированная основная образовательная программа для детей с ТМН Коррекционные фронтальные и индивидуальные занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом и педагогом-психологом.
Слайд 24
Нарушена регулирующая функция речи и познавательные интересы Способен действовать по подражанию и образцу Познавательное и речевое развитие Развитие наблюдательности Индивидуальные задания по рекомендациям логопеда и дефектолога Несформирована техническая сторона продуктивных видов деятельности Есть интерес к продуктивным видам деятельности Художественно-эстетическое развитие Включение в проектную деятельность с другими детьми на основе использования нетрадиционных техник рисования и аппликации
Слайд 25
Специалисты Рекомендации ЦПМПК Дефициты ребёнка (заключение ППК) Компенсаторные возможности ребёнка (заключение ППК) Задачи развития ребёнка на учебный год Форма ООД и периодичность в неделю или месяц Специальные условия обучения и воспитания Рекомендовано: Адаптированная основная образовательная программа для детей с ТМН Коррекционные фронтальные и индивидуальные занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом и педагогом-психологом.
Слайд 26
Внешний ИОМ 1. Взаимодействие с родителями Постоянное взаимодействие с семьей ребенка на уровне системы обратной связи с родителями и корректировки маршрута: консультация родителей об уровне развития ребенка и необходимости проведения коррекционных занятий (если они нужны), рекомендации к изучению книг, статей, журналов, необходимых при воспитании и обучении ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, совместный анализ родителями и педагогами поступков ребенка, для выявления причин и профилактики социальных отклонений в развитии. 2. Межгрупповое взаимодействие 3. Социальные акции
Слайд 27: Межгрупповой ИОМ
Направление работы, связанное с социализацией воспитанников вне группы детского сада в рамках внешнего ИОМ Мероприятия Тьюторское сопровождение Сроки Кроме того, в рамках инновационных форм дошкольного образования существует такая модель продвижения ребенка с ограниченными возможностями здоровья по образовательному маршруту: СРП - Лекотека - ГКП «Особый ребенок» - группа со сложным дефектом - массовые группы - школа. Данная модель позволяет ребенку постепенно «вливаться» в среду более здоровых сверстников. Некоторые из детей проходят все ступени данной структуры, некоторые имеют возможность «перескочить» через один или несколько этапов.
Слайд 28
Кроме того, выделяется внешний по отношению к субъектам образовательного процесса в ДОО индивидуальный образовательный маршрут - это образовательное пространство, создаваемое для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном округе специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения различных детей на протяжении определенного времени. В нем – на основе сотрудничества семьи и детского сада – принимают участие разные организации: например, некоммерческая организация «Благотворительный фонд Даунсайд Ап», центры Рональда Макдональда и т.д.
Слайд 31: Общие рекомендации к построению индивидуальной программы (по Ю.А. Разенковой )
Первый этап. Проведите психолого-педагогическое обследование и наблюдение за поведенческими реакциями ребенка, проанализируйте историю его развития. Сопоставьте все полученные данные. Запишите их в виде заключения. Второй этап. Определите приоритетную задачу индивидуальной программы ребенка. Третий этап. Проанализируйте, что малыш может делать, а чего еще не умеет. Четвертый этап. Решите, чему новому его нужно научить в первую очередь, а что необходимо закрепить на занятиях и в бодрствовании. Пятый этап. Определите, какие задачи будут реализованы на занятиях у дефектолога, а какие - на занятиях у воспитателя. Шестой этап. Разделите каждое умение на составляющие его действия. Помните, все новое нужно вводить постепенно, двигаться маленькими шажками, чтобы ребенок был в состоянии это новое освоить. Седьмой этап. После того как ребенок овладел одной из задач программы, внесите в нее изменения и дополнения.
Слайд 32: При этом разработчикам нужно понимать, что вне зависимости от формы описания в структуре программы должны быть представлены (рекомендации Л.А. Головчиц ):
общие сведения о ребенке и его психолого-педагогическая характеристика; условия развития, воспитания и обучения; образовательные и коррекционно-развивающие программы, на которых строится обучение и воспитание; задачи и содержание образовательной деятельности с учетом уровня готовности ребенка к освоению основной или адаптированной программы; 5. педагогический замысел и содержание коррекционной работы по всем направлениям, осуществляемым специалистами (с разделением их на кварталы и этапы обучения); 6. методы воспитания и обучения, коррекции и соответствующие им методические приемы (игры, упражнения, действия с предметами и картинками и т.д.); 7. материал для работы в семье.
Слайд 33: Индивидуальная образовательная программа для работы с ребенком раннего возраста (по Е.А.Стребелевой )
1 часть: 1. Здоровье и условия воспитания 2. Содержание и формы реализации ИОП Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки. Социальное развитие Параметры оценки: Общий фон настроения Контактность Эмоциональное реагирование на замечания и требования Эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение Реагирование на успех/ неуспех, трудности в организации деятельности Физическое воспитание
Слайд 34: Индивидуальная образовательная программа для работы с ребенком раннего возраста (продолжение)
1 часть: Развитие познавательной деятельности. Сенсорное воспитание Формирование наглядно-действенного мышления Ознакомление с окружающим Формирование количественных представлений Основными параметрами оценки познавательной деятельности в раннем возрасте можно считать: принятие задания; способы выполнения задания; обучаемость в процессе обследования; отношение к результату своей деятельности. Развитие речи Формирование игровой деятельности Формирование продуктивных видов деятельности 2 ЧАСТЬ: Педагогическая работа с родителями Список литературы
Слайд 35: Например
Родителям важно учитывать: Инструкции должны быть понятными и краткими, доступными для понимания ребенком. Занятия необходимо проводить только в игровой форме. Все действия, необходимо сопровождать пояснением (комментировать). В ходе занятия желательно переключать ребенка на разные виды деятельности Если ребенок затрудняется в выполнении какого-либо задания, необходимо использовать совместные действия с ребенком. Рекомендации для родителей Рекомендуется завести дневник наблюдений – отмечаются упражнения, проведенные с ребенком, домашние задания для ребенка, наблюдения за ребенком во время занятий и вопросы к педагогу. Фотоальбом - в данном фотоальбоме должны находиться фотографии ребенка и его близких родственников. Альбом детских поделок - должны вкладываться поделки, сделанные ребенком.
Слайд 36: Интегрированная форма для совмещения ИОМ и индивидуальной образовательной программы (разработка МГППУ): 1 вариант
Общие сведения Внутренний индивидуальный образовательный маршрут Направление работы Кол-во занятий Форма проведения Ф.И.О. специалиста
Слайд 37
III. Создание « безбарьерной » среды Построение комфортной среды Ресурсы для решения IV. Специальные условия организации педагогического процесса Направления деятельности Потребности ребенка
Слайд 38
V I. Освоение образовательной программы V. Психолого-педагогическое сопровождение Блок Задачи Формы реализации Ответственный Образовательные области ОП Требования к результатам освоения ОП Конкретные задачи для ребенка на период Виды детской деятельности и Формы образовательной деятельности Мониторинг – показатели достижений (на уровне целевых ориентиров) Формы оценки результатов работы
Слайд 39
VII. Коррекционно-развивающая работа Специалист Направления коррекционно-развивающей работы Конкретные задачи для ребенка на период Формы организации УД (фронтальные, подгрупповые, индивид. занятия и т.д.) Показатели достижений Формы оценки результатов работы + сформировано +- в стадии формирования - не сформирован VIII. Внешний образовательный маршрут Направление работы Мероприятия Тьюторское сопровождение Сроки
Слайд 40: 2 вариант совмещения ИОМ и ИОП
Общие сведения Создание « безбарьерной » среды Направление деятельности Направление деятельности Возможные задачи на период Ресурсы для решения задач
Слайд 41
III. Психолого-педагогическое сопровождение Специалист Основное направление деятельности на период Формы и режим работы Результат работы IV. Коррекционно-развивающая работа Направления работы Задачи по каждому направлению Игры и упражнения Итоговые показатели
Слайд 42
V. Формирование социальной компетентности Направление деятельности Конкретные задачи на период Формы деятельности Показатели достижений Формы оценки достижений VI. Работа с родителями Список литературы
Слайд 44
Конструктор разработан на основе ФЗ №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г.), п исем Министерства образования и науки Российской Федерации № 27/2722-6 (от 03.04.2003), №АФ-150/06 (от 18.04.2008), №06-1216 (от 24.09.2009), №ИР-535/07 (от 7.06.2013), №07-ПГ-МОН-25486 (от 21 июня 2017), Примерных АООП для детей с ОВЗ раннего и дошкольного возраста, Приказа Минтруда России от 13.06.2017 №486н и др. Электронный макет КИМП утвержден протоколом Экспертного совета журнала «Современный детский сад» №3 от 04.03.2018, разработан ОО «Мерсибо» и преподавателями дефектологического факультета Института детства МПГУ.
Слайд 50: Трудовые действия, в соответствии со Стандартом профессиональной деятельности педагога-дефектолога:
Своевременное выявление детей с нарушениями речи, испытывающих трудности в обучении для организации их индивидуального психолого-педагогического сопровождения и возможного изменения образовательного маршрута Подготовка педагогического заключения по результатам педагогической диагностики … Составление психолого-педагогической характеристики обучающихся … Определение типа образовательной программы с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей …
Слайд 55: Трудовые действия, в соответствии со Стандартом профессиональной деятельности педагога-дефектолога:
Организация специальной образовательной среды для реализации особых образовательных потребностей обучающихся … Организация деятельности … по развитию компетенции, необходимой для жизни человека в обществе, на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширения повседневного жизненного опыта, социальных контактов обучающихся в доступных для них пределах, в том числе с другими детьми и взрослыми Разрабатывать рекомендации к индивидуальному образовательному маршруту, … с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей и социально-коммуникативных ограничений, выявленных в процессе комплексной диагностики
Слайд 56: Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ
Образовательные программы и методы обучения и воспитания Учебники, учебные пособия и дидактические материалы Технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования Предоставление услуг ассистента (помощника) Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий Обеспечение доступа в здания организаций (ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») Из презентации О.Г. Дониченко
Слайд 60: Пример сочетания ИПРА и индивидуальной образовательной программы на основе реализации АООП ДО для слабовидящих детей
Слайд 61
Оформление такой программы включает: титульный лист программы с указанием наименования учреждения, назначения программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, указанием специалистов, которые являются ответственными за реализацию индивидуальной программы реабилитации; пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени, структура индивидуальной образовательной программы, ее цели и задачи; содержание программы; мониторинг достижений воспитанника, в котором конкретно сформулированы результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося и уровне сформированности ключевых компетенций; заключение и рекомендации, в котором формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года.
Слайд 64: Трудовые действия, в соответствии со Стандартом профессиональной деятельности педагога-дефектолога:
Определение целей, задач и содержания программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся Планирование занятий, специальных групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей … Проведение специальной (коррекционной) работы по развитию познавательной активности, преодолению интеллектуальных нарушений с учетом индивидуальных особенностей … Организация основных видов деятельности … в процессе освоения ими образовательных программ разного уровня с учетом их возраста, своеобразия общего развития, индивидуальных особенностей.
Слайд 72: Трудовые действия, в соответствии со Стандартом профессиональной деятельности педагога-дефектолога:
Разрабатывать и реализовывать совместно с родителями индивидуальный образовательный маршрут обучающегося … Консультирование родителей и членов семей … по вопросам семейного воспитания, выбора образовательного маршрута и его изменения на разных этапах образования, социальной адаптации.
Слайд 76: Трудовые действия, в соответствии со Стандартом профессиональной деятельности педагога-дефектолога:
Осуществление систематического контроля и оценки достижения обучающимися планируемых результатов обучения и воспитания, коррекции нарушений развития Корректировка организации, содержания и технологий образовательного процесса с учетом результатов текущего и периодического контроля …, мониторинга …
Последний слайд презентации: Разработка индивидуального образовательного маршрута и программы для: http://clc.am/yx7kkw
Портфолио индивидуальных адаптированных образовательных программ, разработанных на основе КИМП, для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. Н.В.Микляевой. – М., 2019. – 190 с.