Первый слайд презентации: Развитие мышления и речи
Попова Екатерина Группа ПИЭ-11
Слайд 2: Литература
Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 2001. Анисимов А.Ф. Исторические особенности первобытного мышления. М., 1971 Сидоров М. Как человек стал мыслить. М., 1965 Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994. Серебренников Б.А. Общее языкознание — М., 1970
Слайд 3: Что такое мышление и речь?
Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Особенности: опосредованный характер обобщённость Речь - форма общения людей друг с другом с помощью слов (сигналов), обеспечивающая мышление человека. Особенности: выражение эмоциональной составляющей передача накопленного опыта Виды речи: внутренняя внешняя
Слайд 4: Существует ли связь между речью и мышлением?
Первая точка зрения. Мышление и речь неразрывно связаны, они представляют собой как по генезису, так и по функционированию относительно независимые реальности.(Л. С. Выготский.) Вторая точка зрения. Есть виды мышления, которые не связаны с речью, (выразительные движения, жесты, мимика, отражающие внутренние состояния живого существа.)
Слайд 5: Концепция Выготского о происхождении сознания
Человек и природа при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой, т.е. человек действует на природу и видоизменяет ее существование механизмов изменения природы со стороны человека: создание орудий труда, развитие материального производства Человек и его собственная психика человек научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий(психологических) Генетические аспекты впроцессе совместного труда происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса первыми словами были слова-приказы,в процессе деятельности человек стал обращать приказы на себя
Слайд 6: Гипотезы происхождения речи
Гипотеза звукоподражания Гипотеза жизненных шумов Гипотеза аффекта Гипотеза ручных жестов Гипотеза божественного происхождения языка Гипотеза случайного изобретения языка Гипотеза людей - изобретателей языка
Слайд 7: Гипотеза звукоподражания
Основоположники: немецкий философ Г.В. Лейбниц, Л.Нуаре, Ч.Дарвин Суть: Древний человек подражал звукам, сопровождающим трудовые операции; Слова образовались благодаря стихийному инстинктивному подражанию тем впечатлениям, которые производили на древних людей предметы окружающей среды и животные; Образование звуков от психическими и душевными впечатлений от вещей и их звучания; Придание звукам символического характера.
Слайд 8: Гипотеза жизненных шумов
Основоположник: . В.Бунак Суть: Речь возникла на основе звуков, свойственных высшим обезьянам (встречаются эти звуки при сборе пищи, на ночлеге, встрече с другими животными); На основе жизненных шумов, сопровождающих обыденное поведение: это хрюканье, аканье, мяуканье и другое; Звуковые образы становились основным ядром в общении и подготавливали появление речи.
Слайд 9: Гипотеза аффекта
Одна из ранних гипотез; Суть: Речь возникла из бессознательных выкриков, сопровождающих разные эмоциональные состояния; Звуки, производимые в состоянии аффекта, возбуждения, не могли содержать смысловую нагрузку ; Первыми реальными элементами речи были окончания произвольных выкриков, варьировавшихся по интенсивности
Слайд 10: Гипотеза ручных жестов
Основоположник: В.Вундт, Н.Я.Марр Суть: У первобытных людей сначала была пантомима, сопровождаемая нечленораздельными звуками; Люди использовали намеренные движения рукой, связанные с разными действиями или предметами; Человек не мог одновременно пользоваться рукой и для общения, и для труда,поэтому жестовая коммуникация постепенно заменялась более эффективной членораздельной звуковой речью.
Слайд 11: Предпосылки к развитию речи
Биологические предпосылки Прямохождение Потребление мяса 2. Социальные предпосылки Сложная иерархия первобытного стада Коллективная природа охоты Изготовление орудий Разделение труда
Слайд 12: Как человек "пришел" к речи
ТРУД изготовление орудий ОРУДИЯ охоты и рыбалки употребление МЯСНОЙ ПИЩИ влияние пищи на мозг и РАЗВИТИЕ в целом пользование огнем, приручение животных приспособление к КЛИМАТУ потребность В ЖИЛЬЕ И ОДЕЖДЕ создание НОВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ человек находится В ОБЩЕСТВЕ начало зарождения РЕЧИ
Слайд 13
Этапы развития речи. Первоначальной формой диалога первобытных людей являлась комплексная кинетическая речь, которая включала в себя, как звуки, так и движения всего тела. 500-600 тыс. лет назад(стадия питекантропов и синантропов) Ручная кинетическая речь с преимущественным использованием жестов 200-300 тыс. лет назад Звуковая речь в виде лепета 100-150 тыс. лет назад(стадия неандертальцев) Настоящая членораздельная речь 40-50 тыс. лет назад (стадия кроманьонцев) Письменная речь. Сначала в виде иероглифов и пиктограмм, затем в виде букв, обозначающих отдельные звуки. 5-6 тыс. лет назад
Слайд 14: Исследования в области первобытного мышления. Л. Леви-Брюль
Исследователь первобытного мышления Л. Леви-Брюль различал индивидуальное и коллективное мышление. индивидуальное мышление было основано на общих законах формальной логики коллективное мышление имело паралогический характер дологическое мышление воплощалось в коллективных обрядах и мифах
Последний слайд презентации: Развитие мышления и речи: Исследования в области первобытного мышления. К. Леви-Стросс
Французский этнолог К. Леви-Стросс создал концепцию " сверхрационализма ", направленную к восстановлению единства чувственного и рационального начал. мыслительные процессы у первобытных людей протекают так же, как и у цивилизованных современных отличны лишь способы обобщения и представления об общем отличен набор самых общих понятий или категорий