Речь и речевое развитие личности как понятие — презентация
logo
Речь и речевое развитие личности как понятие
  • Речь и речевое развитие личности как понятие
  • Язык – система знаков, средство общения и мышления. Речь – деятельность человека по использованию языка в целях общения и мышления
  • Что такое речь?
  • Виды речевой деятельности
  • Этапы порождения речи и речевой деятельности
  • Термин развитие речи обозначает
  • Речь и речевое развитие личности как понятие
  • Речь и речевое развитие личности как понятие
  • История вопроса
  • История вопроса
  • История вопроса
  • Речь и речевое развитие личности как понятие
  • Речь и речевое развитие личности как понятие
  • Речь и речевое развитие личности как понятие
  • Речь и речевое развитие личности как понятие
  • Речь и речевое развитие личности как понятие
  • Речь и речевое развитие личности как понятие
  • Речевое развитие изучали психологи
  • Показатели развитости речевого развития
  • В чем проявляются недостатки речевого развития детей?
  • В чем проявляются недостатки речевого развития детей?
  • Речь и речевое развитие личности как понятие
  • Речь и речевое развитие личности как понятие
  • Психологическая периодизация речевого развития (А.К. Маркова)
  • Речь и речевое развитие личности как понятие
  • Речевое развитие составляют изменение в употреблении отдельных единиц. Словарный запас, лексическое богатство
  • Речевое развитие в изменении грамматики с учетом возраста. Грамматический строй речи.
  • Факты употребления языковых единиц (в %)
  • Факты употребления языковых единиц (в %)
  • Речь и речевое развитие личности как понятие
  • Критерии речевого развития учащихся
  • Критерии оценки речевого развития школьников:
  • Место РР в школе
  • Речь и речевое развитие личности как понятие
  • Методика рассматривает разные аспекты речи:
  • Определение методической работы по развитию речи
  • Разделы методики развития речи
  • Задачи методики развития речи:
  • Основные направления работы по развитию речи
1/39

Первый слайд презентации: Речь и речевое развитие личности как понятие

Развитие речи как методическая проблема. Теория речевой деятельности основа развития речи

Изображение слайда

Слайд 2: Язык – система знаков, средство общения и мышления. Речь – деятельность человека по использованию языка в целях общения и мышления

Речь – явление реальное, существующее в устной и письменной формах. Речь – явление индивидуальное. Развитие речи сказывается на развитии ребенка в целом. Речь- субъективна, произвольна, правильная и неправильная. Речь ситуативно обусловлена. Высказывание создается с определенной целью с помощью языковых средств. Речь линейна, единицы речи располагаются друг за другом. Речь материальна (звуки имеют физические свойства, графические знаки). Речь динамична, имеет протяженность во времени и пространстве Язык – явление потенциальное, это возможность овладения языком при определенных условиях, наличии речевой среды. Язык – явление социальное, общественное. Язык – объективен. Язык независим от ситуации. Язык имеет уровневую организацию. Система взаимосвязанных единиц, располагающихся на определенных уровнях. Язык идеален. Язык – статическое явление, относительно постоянное, в нем происходят изменения, но структура языка не изменяется в целом.

Изображение слайда

Слайд 3: Что такое речь?

Речь в деятельностном, процессуальном смысле : речь как процесс : речевая деятельност ь, виды речевой деятельности, речь, речевая ошибка, речевой навык Речь как продукт речевой деятельности в формальном, структуральном аспекте: текст Речь как ораторский жанр : речь-монолог, речь-диалог, речь хвалебная, патетическая, информативная, убеждающая, объяснительная)

Изображение слайда

Слайд 4: Виды речевой деятельности

письмо говорение чтение слушание Внешняя речь (виды речевой деятельности) – внутренняя речь (механизм мышления, речь про себя)

Изображение слайда

Слайд 5: Этапы порождения речи и речевой деятельности

Этап ориентировки (мотив порождает речь, цель высказывания). Этап планирования (определение темы высказывания и основной мысли, определяется план высказывания). Этап реализации высказывания ( выбор средств: лексическое и грамматическое структурирование (внутренняя речь) и моторная реализация высказывания ( внешняя речь ). Этап контроля (проверка результата, его соответствия замыслу)

Изображение слайда

Слайд 6: Термин развитие речи обозначает

Процесс становления речи в целом, ее разных сторон (фонетической, лексической, грамматической) и изучение этого процесса (до 8 лет) ( онтолингвистика – детская речь, психолингвистика – механизмы речи ) систему методического воздействия на учащихся с целью ускорения ее развития в нужном направлении ( методика развития речи )

Изображение слайда

Слайд 7

Развитие речи в широком смысле – процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, грамматикой, стилями речи ) механизмами речи – ее восприятия и выражения своих мыслей Процесс развития речи протекает в дошкольном, школьном возрасте и у взрослого

Изображение слайда

Слайд 8

Детская речь изучена недостаточно Понятие речи является многозначным Детская речь отличается от взрослой словарем и синтаксическим строем Методика развития речи не имеет прямых связей с лингвистическим курсом (изучением языкознания) 1 2 3 4 Работа по развитию речи сложна и многогранна

Изображение слайда

Слайд 9: История вопроса

Обращение методистов к проблеме развития речи и к изучению детской речи (до 12 лет) начинается в начале ХХ столетия на обломках риторики. Термин развитие речи появляется спорадически с 1910 года в трудах таких методистов, как Г.Г. Тумим, Н.М. Соколов, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптеров, Е.И. Тихеева, А.В. Миртов, К.Б. Бархин, Ц.П. Балталон,Н.Ф. БУнаков и др. М. Лопырева, Е. Соловьева «Развитие речи. Письменные и устные упражнения и изложение мыслей » (СПб., 1910).

Изображение слайда

Слайд 10: История вопроса

Е.И. Тихеева «Родная речь и пути к ее развитию» (СПб, 1913) Предложила схему речевого развития детей. Эпохи: 1 год – 1 год 6 месяцев, 1 год 6 месяцев – 2 года, 2 года – 2 года 6 месяцев и старше Тумим Г.Г., Соколов Н.М. «На уроках родного языка» (раздел Развитие речи – Н.М. Соколов) (1917) С 1919 года термин вошел в программу по русскому языку.

Изображение слайда

Слайд 11: История вопроса

В 1923 – 1927 году отказались от грамматики и развитие речи становится главным занятием в курсе родного языка. Изучение речи в труде Н.А. Рыбникова «Язык ребенка. (М., 1926) привел факторы речевого развития. Рыбников Н.А. Пособия по развитию речи создают К.Б. Бархин, А.В. Миртов, Н.И. Иорданский, П.О. Афанасьев, М.Л. Закоружникова. Выходит учебник русского языка А. В. Миртова «Развитие речи».

Изображение слайда

Слайд 12

Выготский Л.С. пишет книгу «Воображение и творчество в детском возрасте (1930), психологию речи изучает П.П. Блонский, переводятся работы Жана Пиаже (эгоцентрическая речь ребенка). Детский возраст оценивается как творческий, издаются сборники детских стихов и рассказов. К И. Чуковский « От двух до пяти» (сопоставление детской речи с литературной нормой). (более 20 изданий). Детская речь как творческий процесс, детское словотворчество ( Пусть всегда будет солнце, 4-летний мальчик сочинил) Исследование детской речи в 20-х годах ведет ученый-лингвист А.Н. Гвоздев – ребенок до 9 лет. (Вопросы изучения детской речи, 1961, посмертное издание). Появление грамматической формы, фонетических единиц, морфемных моделей Гвоздев показал с точностью до недели. Морфологические элементы в речи возникают очень рано – около 1 года и 11 месяцев, опережающее усвоение синтаксиса идет раньше усвоения морфологической системы. Словарный запас детей семи лет изучен в трудах В.и. Ядэшко, Л.С. Ляховской.

Изображение слайда

Слайд 13

Речевое развитие характеризуется количественными и качественными изменениями в употреблении языка, проявление которого преобразуют грамматический строй речи. Этот строй речи интересовал специалистов. Первое – это методы исследования речевого развития детей. Разрабатывались методы изучения детской речи. Внедрялся метод наблюдения за речью (В. П.Вахтеров, Н.А. Рыбников, А.Н. Гвоздев, А.Э. Гоэр ). эксперимента (наблюдение путем активного воздействия на условия обучения), биографический метод (наблюдение, сопровождаемое собиранием материала от одного учащегося). + сравнение. Позднее В.А. Добромыслов сравнивал сочинения учащихся фабрично-заводских училищ с фрагментами литературных текстов, принадлежащих классикам художественного слова. Комплексное применение методов - вт.пол. ХХ столетия.

Изображение слайда

Слайд 14

В 60-х годах приходят в науку новые лидеры: Т.А. Ладыженская и ее последователи – В.И. Капинос, М.С. Соловейчик. С наблюдения начала Т.А. Ладыженская, записывала устную речь на магнитофон. Анализ работ учащихся привел к статистической картине, сколько слов употребляют, какие конструкции, какие виды речевых работ нужны. Использовала прием сравнения устных и письменных сочинений детей, что дало ей возможность обратить внимание на использование одних и тех же слов, предложений в устной и письменной речи, т.е. эти виды речи развиваются вместе. Она проводила эксперименты долгие годы, привлекая учителей, отслеживала изменения в речи детей, что потом легло в систему работу по развитию речи. Пересказы, изложения в сравнении с текстом изложения изучали Ладыженская Т.А. и Баранов М.Т. В эти годы выходили труды, где проводился анализ, как учащиеся запоминают чужой текст, какие слова используют, конструкции. Т.А. изучила опыт передовых учителей, задействовала эксперимент, привлекая учителей к проведению экспериментального обучения.

Изображение слайда

Слайд 15

В 1983 году выходит книжка «Речь. Речь. Речь..» под ред. Т.А. Ладыженской. Позднее она стала трамплином для создания детской риторики в 90-х годах. Методика развития речи постепенно переходила на речеведческую основу (В.И. Капинос ), на теорию речи, ориентировалась на исследования детской речи и на лингвистику текста. Изучались речевые ошибки и их преодоление (С. Н. Цейтлин, В. А. Добромыслов). Методика в 80-х годах - на подступах к культуре речи, к стилистике речи. Затем в был дан импульс к изучению выразительности речи, к изучению эстетической функции слова (М.Т. Баранов, А.Д. Дейкина, Г.М. Кулаева).

Изображение слайда

Слайд 16

Грамматический строй речи изучали тоже: порядок слов, выбор синтаксических конструкций и грамматических форм. Метод генетического сопоставления – сравнение показателей грамматического строя речи учащихся различных классов. Прослеживаются прогрессирующие и регрессирующие явления, особенности развития этих явлений. М.Л. Закоружникова показывает количественную выраженность слов предложений, их типов в сочинениях младших школьников Среднее количество слов 1 класса – 15-16, у 2 класса – 45 – 60, у 3 класса – 90 – 100 слов, у 4 класса – 100 – 105. Среднее количество предложений у 1 класса – 3-4, у 2 класса – 7, у 3 класса – 10 – 11, у 4 класса – 14 – 16.Простые предложения – 1 класс – 75 %, 2-3 классы уменьшается – 50 %.

Изображение слайда

Слайд 17

Федоренко Л.П. ставит усвоение речи в зависимость от физических и интеллектуальных действий, ученый пришла к установлению закономерностей усвоения речи, под которыми понимается «зависимость результатов усвоения речи от развивающегося потенциала речевой среды». Львов М.Р. описывал употребление слов, имеющих сложную морфологическую природу, в синтаксисе - разнообразие синтаксических конструкций, структурное усложнение в речи, членение предложений в речи. М.Р. Львов выявил факторы речевого развития человека в онтогенезе и филогенезе.

Изображение слайда

Слайд 18: Речевое развитие изучали психологи

Д.Б. Эльконин применяет в конце 30-х годов семантико-грамматический метод осознания речи (установить не часть речи слова, а какое значение приобретает). Жинкин Н.И. «Речь как проводник информации» (1982), «Механизмы речи» (1958) применил психологический метод. 4 элемента анализа : 1)как происходит отбор слова, 2) как распределяются предметные признаки в группе предложений, 3) как выделяются предикаты, 4) как связываются предложения в тексте.

Изображение слайда

Слайд 19: Показатели развитости речевого развития

В.А. Добромыслов - насыщенность предложений его членами вообще, разнообразие синтаксических категорий, времени и наклонения глагола, в фантазии, оригинальности. Т.А. Ладыженская – разнообразие синтаксических конструкций, по наличию или отсутствия речевых недостатков, по интонации текста, предложения

Изображение слайда

Слайд 20: В чем проявляются недостатки речевого развития детей?

В речи отмечается бедность синтаксического строя речи. Нет второстепенных членов предложений, однообразие использовании синтаксических конструкций, повтор союза – когда, что. Не употребляют односоставные предложения, однородные члены предложения, сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, уступки. Бедность и в стилистике речи, отсутствует желание воздействовать на чувства. Отсюда – сухость в сочинениях, нет средств эмоциональности.

Изображение слайда

Слайд 21: В чем проявляются недостатки речевого развития детей?

Трудности в членении речи на предложения. При выражении мыслей смысловая структура не совпадает с грамматическим членением речи. Постепенно законы строения письменной речи начинают оказывать влияние на формирующую мысль. Встречается неверная постановка знаков препинания в конце предложения. Мысли бывают незаконченными, незавершенными. Употребляются ненужные слова, их повторы, перегруженность избыточной информацией. Содержание речи не отличается богатством. Не сформирован ряд умений: учащиеся не умеют описывать увиденное, не умеют рассказывать о своих впечатлениях. Объем высказываний невелик.

Изображение слайда

Слайд 22

- Овладение культурой речи, ее постоянная корректировка 04 - развитие физиологических механизмов речи (органы говорения, координац. системы, речевые центры головного мозга) 01 - Стремление к номинации и обобщению (интеллект) 05 - Потребность содержательного, эмоционального общения, выражения мысли, - Речевая активность (начало социализации, практика речи) 02 -Развитие языкового чутья, -изучение теории языка и речи (чувство меры) 06 - Наличие речевой среды ( худ.лит-ра, правильная, культурная среда) 03 Факторы успешного развития речи

Изображение слайда

Слайд 23

Психологическая периодизация речевого развития А.К. Марковой в опоре на труды Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева. В основу положены позиции: 1) общение – это деятельность по решению социальных задач, 2) каждая возрастная ступень развития связывается с предыдущей и последующей, 3) развитие речи человека определяется ведущим видом деятельности, 4) в периодизации соотносятся факты общего психического и речевого развития. 5) развитие речи идет по принципу дифференциации функций речи на той или иной ступени периодизации.

Изображение слайда

Слайд 24: Психологическая периодизация речевого развития (А.К. Маркова)

1. Младенческий возраст – до 1 года. Лепет, улыбки, смех, потребность общения, познания, вербальная речь редка, к концу периода 2. Ранний возраст – 1-3 года (речь ситуативная, номинация предметов, расширение словаря, фонемное восприятие звуков речи, элементы грамматики мало оформлены, общение со взрослыми и детьми). 3. Дошкольный возраст – от 3 до 6-7 лет (вид деятельности – игра) Эгоцентрическая речь,коммуникативная речь, появляется внутренняя речь. Появляется монологическая речь. Ранний детский билингвизм. Начало чтения, письма, творческая деятельность на основе речи. 4. Младший школьный возраст – 6-7, 10-11 лет. (вед. деятельность -учебная деятельность, игра отодвигается) Язык – предмет изучения. Появляется письменная речь. Ситуативная речь воспринимается как примитивная, накапливается словарь, овладение грамматическими категориями, письменная речь в вариантах чтения и письма.

Изображение слайда

Слайд 25

5. Средний школьный возраст – 11-15 лет. (вед деятельность – учебная с включением в социальную жизнь). Формирование индивидуальных особенностей речи, языковой личности, межличностное общение. Самовыражение в речи. Элементарная ораторская речь. Иностранные языки, усиление активности в изучении языков. Первые признаки индивидуального стиля речи, осознанное владение культурой речи. 6. Старший школьный возраст (юность) – 15-18 лет (вид деятельности- интерес к профессии, выбор профессии. Становление языковой личности, стабилизация ценностных ориентаций. 7. Зрелость от 18 до… 18-27-30 лет 30-60 лет- активная деятельность, расцвет творческой деятельности. После 40 – передача опыта, его обобщение. От 60 – общение с молодежью, воспоминания, мемуары. Постепенное снижение речевой активности

Изображение слайда

Слайд 26: Речевое развитие составляют изменение в употреблении отдельных единиц. Словарный запас, лексическое богатство

3 года – 100 – 1000 слов 4-5 лет – 1т. – 4000 слов 6-7 лет – 3-7 тыс. слов (до 12 т. слов) 10 лет – 7000 – 12000 – 15 000 слов 13 лет – 15-25 тыс. слов (до 70 тыс. слов в пассивном запасе) Количественное увеличение запаса, слов, словосочетаний, рост размера синтаксических конструкций, их сложность, разнообразие и дифференциация употребляемых языковых средств. Обогащение словаря идет быстрее к старшим классам, чем активизация, речь становится малоэмоциональной, унификация и упрощение использования грамматических средств.

Изображение слайда

Слайд 27: Речевое развитие в изменении грамматики с учетом возраста. Грамматический строй речи

3 этапа овладения грамматическим строем речи (М.Р. Львов): 1 этап овладение основными грамматическими формами и конструкциями. Завершается к 12 годам (6 класс). 2 этап - уравновешиваются в употреблении различные грамматические формы, время их разнообразия (8 класс) 3 этап - прекращение многих процессов, разрушение достигнутого на 2 этапе. (9 – 11 классы). Ведущий процесс – унификация Сталкиваются две тенденции: стремление к разнообразию использования средств, равномерность их использования в тексте и отказ от многообразия в пользу некоторых форм, унификация в использовании грамматических средств речи.

Изображение слайда

Слайд 28: Факты употребления языковых единиц (в %)

Подлежащее Сказуемое Определение Приложение Дополнение Обстоятельство 3 класс 7 класс 11 класс 27 30 22 23 17 19 9 16 18 0,6 1,3 1,2 18 23 32 14,4 14,7 12,8 Увеличение объема предложения сокращает число главных членов, растет число второстепенных членов предложения, особенно дополнение

Изображение слайда

Слайд 29: Факты употребления языковых единиц (в %)

Существительное Прилагательное Глаголы Местоимение Наречие 3 класс 7 класс 11 класс 36 30 32 6 8 9 22 18 16 8 13 16 6 6 6 14,4 14,7 12,8 Уменьшение глагола - рост размера предложения, увеличивается число сущ-ных отвлеченных, количество форм р.п увеличивается

Изображение слайда

Слайд 30

Письменная речь первоклассников не отличается самостоятельностью: доля сложных предложений – не более 15 %, в 4 классе – 20 %, 7-8 классы – 32 %, 10-11 – 40 %. 3 классе – одна четверть объема, 7 классе более трети объема – сложные предложения, в старших классах – 60 процентов сложных предложений. Соотношение ССП и СПП: 3 класс- поровну, 11 класс – 7:23. ССП растет число с противительными отношениями с союзом но : 3 класс- 20%, 11 класс – до 52%

Изображение слайда

Слайд 31: Критерии речевого развития учащихся

Характеристика состояния речевого развития учащихся является процессом сложным. Ведь речь бывает представлена не только языком, а также здесь отражается интеллект, эмоции, ценностные ориентации, наблюдательность, впечатлительность. Критерии используемые наукой появились в связи с изучением речи дошкольников, младших школьников и письменной речи подростков.

Изображение слайда

Слайд 32: Критерии оценки речевого развития школьников:

Микротемы в высказывании (количество и развернутость) – оценка содержания. Объем высказывания (подсчет, сколько слов, предложений) – полнота раскрытия темы, словарь учащихся, содержательность высказывания. Среднее число слов в предложении – оперативная память. Наличие определенных средств языка в высказываниях – анализ средств проводится с анализом содержания высказывания Количество смысловых, языковых, стилистических ошибок – затруднения учащихся показывает уровень развития их речи. Сбор устных и письменных высказываний одного и то го же школьника – биографический способ позволяет изучить речевую среду, характер ребенка Учет методики организации высказывания.

Изображение слайда

Слайд 33: Место РР в школе

Поиски места развития речи шли долго и были связаны с решением вопроса, где заниматься развитием речи учащихся – на уроках русского языка или на уроках литературного чтения. Сначала это было только на уроках литературы (М.А. Рыбникова) Только в 60-х годах развитие речи вошло в программу по русскому языку. Соединение изучения языка и речи стало выдающимся достижением методики преподавания русского языка. На объединение ушло два столетия. Речь изучалась на риторике. В современной школе изучение и обучение речи идет одновременно и взаимосвязанно.

Изображение слайда

Слайд 34

02 Специальная учебная деятельность учителя и учащихся 01 Область методической науки 03 Задача учебного предмета «русский язык» В узком методическом значении развитие речи обозначает

Изображение слайда

Слайд 35: Методика рассматривает разные аспекты речи:

детская – взрослая, монологическая – диалогическая, устная – письменная, правильная – неправильная, книжная – разговорная, хорошая – плохая, публичная - непубличная, выразительная – невыразительная, художественная - нехудожественная

Изображение слайда

Слайд 36: Определение методической работы по развитию речи

Под развитием речи понимается вся работа, проводимая учителем специально и попутно (в связи с изучением школьного курса грамматики, словообразования, правописания) для того, чтобы ученики овладевали языковыми нормами, а также умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения (Т.А. Ладыженская )

Изображение слайда

Слайд 37: Разделы методики развития речи

Методика стилистики и культуры речи. Методика обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Методика обучения чтению. Методика обучения слушанию. Методика овладения изложением. Методика обучения сочинению. Методика обучения устной речи.

Изображение слайда

Слайд 38: Задачи методики развития речи:

Формирование правильной и хорошей речи. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи Обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме: обучение видам речевой деятельности школьников Изучение детской речи, уровни владения речью на разных ступенях развития, типичных речевых ошибок, их причины, пути их устранения

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Речь и речевое развитие личности как понятие: Основные направления работы по развитию речи

Овладение нормами СРЛЯ Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Словарная работа, работа над синонимией Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме Внимание к: Учебно-научная речь, публичная (ораторская), предупреждение и устранение ошибок, формирование навыков выразительного чтения направление направление направление направление

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено