Первый слайд презентации: Реформа в области образования и печати: Великие реформы в оценках современников
Сообщение подготовили студентки 3 курса Беркимбекова Мария и Таликова Анна
Слайд 2: План выступления
Оценка реформ в сфере высшего образования Оценка реформ начального и среднего образования Оценка реформы в области печати
Слайд 3: Оценка реформ в сфере высшего образования
Проблема необходимости выработки и принятия нового Университетского устава: 1) А. В. Никитенко записал 16 марта указанного года в своем дневнике, обозначив необходимость проведения университетской реформы: « Судьба наших университетов должна бы обратить на себя внимание наших мыслящих людей и общества, если бы они способны были заниматься такими безделицами. Университеты наши, очевидно, клонятся к упадку. Юношество в них деморализовано; профессора лишены всякого значения… Многие кафедры пусты1, другие скоро будут пусты, и некем их заместить, потому что молодые даровитые люди службе университета предпочитают другие карьеры, — одним словом, полное оскудение. Право, никогда еще, кажется, даже при Николае I, в 1848 году, университеты наши не были в таком критическом положении, как теперь » Александр Васильевич Никитенко. Портрет работы И. Н. Крамского (1877)
Слайд 4: Оценка реформ в сфере высшего образования
Проблема необходимости выработки и принятия нового Университетского устава: 2) Н.А. Любимов писал: « Система „невмешательства“, принятая по отношению к университетам правительственной властью во исполнение устава 1863 года, привела на практике к нынешнему отчуждению университетов от правительственной власти и породила значительную корпоративную ревность ». Николай Алексеевич Любимов
Слайд 5: Оценка реформ в сфере высшего образования
Отношение к высшим женским курсам и получению высшего образования женщинами: 1) Л.Н. Толстой в своём романе «Анна Каренина» отразил такую позицию по отношению к женскому образованию: « Правительство, очевидно, руководствуется общими соображениями, оставаясь индифферентным к влияниям, которые могут иметь принимаемые меры. Например, вопрос женского образования должен бы был считаться зловредным, но правительство открывает женские курсы и университеты ». Лев Николаевич Толстой
Слайд 6: Оценка реформ в сфере высшего образования
Отношение к высшим женским курсам и получению высшего образования женщинами: К.Н. Бесстужев -Рюмин: «Я читал на курсах то же самое и в том же объёме, что в университете, и, экзаменуя ежегодно и там и здесь из прочитанного, находил в результате, что один год экзаменуются лучше студенты, а другой — студентки. Помню даже, что за всё моё более чем 40-летнее профессорство самый лучший экзамен держала у меня студентка, а не студент». Портрет К.Н. Бесстужева-Рюмина. Художница Е. С. Зарудная-Кавос
Слайд 7: Оценка реформ начального и среднего образования
Споры о целесообразности разделения гимназий на классические и реальные: 1) В своих выступлениях Д.А. Толстой всегда подчеркивал, что гимназии могут быть только классическими, именно они готовят человека к научному познанию мира, а реальные гимназии нужно упразднить. В ответ на критику о бесполезности и оторванности от практики классического образования лишь отвечал: « если так смотреть на цель образования, то легко можно доказать бесполезность всех предметов… несмотря на мое высокое официальное положение, я не применял ничего более, как четыре правила арифметики. Следует ли из этого, что высшая математика бесполезна ?» Дмитрий Андреевич Толстой. Портрет кисти И. Крамского, 1884
Слайд 8: Оценка реформ начального и среднего образования
Споры о целесообразности разделения гимназий на классические и реальные: 2) А.В. Головнин был принципиально не согласен с Д.А. Толстым: « реальные гимназии не должны быть упразднены, а их нужно ещё больше поддержать. Реальные гимназии следовало бы уровнять с классическими, а также было бы полезно ввести в их курс латинский язык и допустить выпускников в университеты на физико-математический, медицинский факультеты. Кроме того, они указывали на тот факт, что эти учебные заведения только созданы и судить об их эффективности рано. Также сторонники реальной гимназии указывали на насущную необходимость страны в учительских, медицинских кадрах, и отказываться от данного пути общего образования не стоило » Александр Васильевич Головнин
Слайд 9: Оценка реформы в области печати
Споры о последствиях цензурной реформы: 1) К.П. Победоносцев писал: « Цензура у нас стала просто чёрный кабинет… терзают и режут всё печатное; циркуляры сыплются один за другим из Петербурга … Литературе нашей очень плохо приходится ». Константин Петрович Победоносцев
Слайд 10: Оценка реформы в области печати
Споры о последствиях цензурной реформы: 2) А.В. Головнин считал: « Я не могу согласиться с тем, что в литературе нашей господствовало вредное направление, и постараюсь доказать ошибочность поименованного воззрения » — так начал он свою замечательную речь в защиту свободы слова в Общем собрании 20 марта 1872 года. Александр Васильевич Головнин
Последний слайд презентации: Реформа в области образования и печати: Великие реформы в оценках современников: Список использованной литературы и источников
Источники: 1) Катков М.Н. Московские ведомости. 1871. 4 июля. № 144. [Электронный ресурс] URL : https://ru.wikisource.org/wiki/ (дата обращения 26.02.2025) 2) Ферлюдин П. Исторический обзор мер по высшему образованию в России. Вып. I. Академия наук и университеты. Саратов, 1893. Литература: 1) Богуславский М.В. Н.И. Пирогов: педагогические идеалы и жизненные реалии // Проблемы современного образования. М., 2010. № 6. С.29-30. 2) Калинина А.В. Реформирование системы школьного образования в России в 1860-е-1870-е гг. Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2015. 3) Качков И.А. Проблема нигилизма в осмыслении В. Ф. Одоевского (на материале дневников писателя 1860-х годов)// INIТIUM «Художественная литература: опыт современного прочтения». Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2024. №7. 4) Российские либералы. М., 2001. 5) Российские консерваторы. М., 1997.