Первый слайд презентации: Региональный опыт разработки и реализации программ конструктивного взаимодействия с родителями. Как привлечь родительский ресурс
М.Ф. Луканина, директор МОУ ГЦ ПМСС Региональный опыт разработки и реализации программ конструктивного взаимодействия с родителями. Как привлечь родительский ресурс
Слайд 2: Родительские мотивы
Удобство, получение нужного образовательного результата Престиж Выгода Эстетическое, телесное и другие удовольствия Удовольствие от процесса деятельности
Слайд 3: Технологии работы педагога—психолога с родителями
это совокупность научных знаний, средств, приемов, методов и организационных процедур, направленных на оптимизацию деятельности, достижения планируемых результатов образования (И.П.Волков).
Слайд 4: Направленность деятельности мероприятий с родителями
1. Основная: непосредственно мероприятия заданной тематики; 2. Поддерживающая: мероприятия, косвенно влияющие на формирование заданной тематики(через другие направления); 3. Стратегическая: мероприятия, призванные обеспечивать развивающий аспект; 4. Тактическая: мероприятия, призванные обеспечивать коррекционный аспект
Слайд 5: Изменения в семье ребенка с осложненным поведением
Психологический уровень (хронический стресс, вызванный трудностями ребенка или семейной историей) Социальный уровень (сужение круга контактов семьи, конфликты) Психосоматический уровень (хронический стресс выражается в заболеваниях)
Слайд 6: Основные направления деятельности сотрудничества с родителями
Исследование семьи ребенка для выявления её особенностей (возможно и посещение такой семьи) Привлечение родителей к совместной деятельности, к разработке индивидуальной образовательной программы, знакомство родителей с индивидуальной образовательной программой. Индивидуальные консультации, собеседования со специалистами для выявления проблем и оказания помощи.
Слайд 7: Основные направления деятельности сотрудничества с родителями
Индивидуальное консультирование по проблемам родителей Группы встреч или взаимопомощи для родителей
Слайд 8: Технологии работы
Организация лекций для родителей по психолого-социальной и педагогической тематике.
Слайд 9: Технологии работы
Применение полученных на лекциях знаний, их практическая отработка. Проведение тренингов, семинаров для родителей
Слайд 11: Технологии работы
Организация конкурсов, выставок, родительских вечеров, соревнований для семей
Слайд 14: Эффективные технологии
Библиотерапия метод психотерапии, использующий литературу как одну из форм лечения словом.
Слайд 15: Библиотерапия цели
формирование личности читателя. лучшее понимание подростком или ребенком своих проблем, расширение возможностей вербализации этих проблем включение в контекст общественно выработанного опыта
Слайд 16: Библиотерапия Методика библиотерапии и библиотерапевтическая рецептура
Самоподготовка психокорректора. Она включает в себя составление собственной библиотерапевтической рецептуры, т.е. списков литературы и специального ознакомления с книгами с коррекционной точки зрения. Для начала берется несколько жанров по 2-3 названия. Необходимо составить для себя краткие аннотации с выписками как на отдельные разделы, главы, так и на отдельные книги, в которых фиксируются наиболее важные, яркие темы, мысли, проблемы глав, произведений, личностные особенности авторов.
Слайд 18: Библиотерапия Методика библиотерапии и библиотерапевтическая рецептура
Выработка системы чтения. Определяются жанры, приоритетные направления и количество книг. Рекомендуя клиенту книги в библиотерапевтических целях, А.М. Миллер указывает на необходимость учета трех следующих принципов: • степени доступности изложения (степень сложности предлагаемой книги); • герой книги должен быть клиенту "по плечу"; • максимальное сходство ситуации книги с ситуацией, в которой находится клиент.
Слайд 20: Модератор
(регулятор, посредник или арбитр) Человек, запускающий и сопровождающий процесс исследования, действия или формирования чего-либо. Он системно и структурированно идет к желаемому результату
Слайд 21: Фасилитатор
(сопровождать, облегчать ) Человек, обеспечивающий успешную коммуникацию. Он идёт за группой, помогая ей самостоятельно найти решение
Слайд 22: Фасилитация
способ взаимодействия, при котором все его участники, могут вести себя естественно, принимать других людей и рассчитывать на принятие, стремиться к взаимопониманию и согласовывать свои позиции посредством диалога
Слайд 23: Коуч
(тренировать, обучать) Человек, создающий условия для того, чтобы ребенок сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь цели, сам выбрал наиболее целесообразный способ действия и сам наметил основные этапы достижения цели. Он не даёт советов и жёстких рекомендаций, а ищет решения совместно с ребенком
Слайд 25: Типы родителей
Благоприятная атмосфера Открытые вопросы Проективные технологии Императивное воздействие исключить Безоценочное суждение
Слайд 26: Типы родителей
Ограничение времени Закрытые вопросы Проективные техники Контракт Релаксационные техники Открытые вопросы Не грузим информацией
Слайд 27: Типы родителей
Равноправное, партнерское взаимодействие Работать с позиции взрослого Определить фронт работ и ответственность Высказывать мнение психолога
Слайд 28: Типы родителей
Установить партнерские взаимоотношения Открытые вопросы Рекомендации
Слайд 29: Как привлечь родительский ресурс?!
Упражнение «Эмоциональный градусник»
Слайд 31
Трудность - свойство объекта, обуславливающее необходимость умения и затраты больших усилий при работе с ним
Слайд 32: Трудности для родителей
Сомнения в опытности и «житейской» компетентности специалиста Возрастной и статусный конфликт Неуверенное поведение педагога-психолога Личностные установки самих родителей
Слайд 33: Трудности педагога-психолога
Сомнения в своей опытности и «житейской» компетентности Установка на возрастные и статусные различия. Неуверенное поведение педагога-психолога Небольшой практический опыт Чрезмерные ожидания от «волшебного» процесса консультирования Небольшой клиентский стаж Собственные нерешенные проблемы Недостаток знаний
Слайд 34: Что делать?
Идти навстречу своему страху и скоро он останется далеко позади – практическая деятельность (за исключением психодиагностики)
Слайд 35: Что делать?
Осознать: ты в команде родителей или в команде детей? – Перейти в команду профессионалов, сходить к супервизору
Слайд 36: Что делать?
Перевести иррациональные установки в рациональные: «Я боюсь, что не смогу помочь», «Я намного младше мамы ребенка» - «У меня достаточно опыта, знаний, чтобы помочь родителям» «Я боюсь показаться некомпетентной» - «Я не могу быть компетентной во всех вопросах, но я знаю, где и как получить информацию» «Я не уважаю людей, которые не могут воспитать своих детей» - «Родители имеют право на ошибки, моя задача - помочь им увидеть их»
Слайд 37: Что делать?
Знания по прежнему сила – Начинать любую работу стоит со сбора информации
Слайд 38: Что делать?
Знания по прежнему сила – Библиотерапия, самообразование И, Боже, храни Интернет!
Слайд 39: Что делать?
Наглядная агитация - Не стоит ждать, когда родители начнут обращаться за психологической помощью, –Психолог сам должен позаботиться о своем профессиональном росте: вывесить стендовую информацию о себе или психологические рекомендации
Слайд 40: Что делать?
Смелость города берет - Провести интересную психодиагностику, красочно оформить, прийти на родительское собрание и рассказать; а потом пригласить прийти желающих на индивидуальные консультации
Слайд 41: Что делать?
Четко уточнять запрос, прежде чем идти на родительское собрание или педагогический совет с выступлением ( и сделать презентацию)