Первый слайд презентации: Республика Тыва
Выполнила : Куулар Ай-кыс Республика Тыва.
— высшее должностное лицо Республики Тува. Возглавляет высший исполнительный орган государственной власти Республики — Правительство Республики Тува. Ооржак, Шериг-оол Дизижикович — 15 марта 2002 — 6 апреля 2007 Кара-оол, Шолбан Валерьевич — c 6 апреля 2007 Председатель Правительства Республики Тува
Слайд 5: Гимн Т увы
Оригинальный (тувинский язык) (1) Арт-арттың оваазынга Дажын салып чалбарган Таңды, Саян ыдыынга Агын өргээн тыва мен. Припев Мен — тыва мен Мөңге харлыг дагның оглу мен. Мен — тыва мен Мөңгүн суглуг чурттуң төлу мен. Өгбелерим чуртунда Өлчей тарып иженген, Өткүт хөөмей ырынга Өөрүп талаан тыва мен. ПРИПЕВ Аймак чоннар бүлези Акы-дуңма найыралдыг, Депшилгеже чүткүлдүг Демниг чурттуг тыва мен. ПРИПЕВ: Гимн Т увы
Слайд 6: Население Тувы
Численность населения области по данным Госкомстата России составляет 310 694 [18] чел. (2013). Плотность населения — 1,84 чел./км 2 (2013). Городское население — 53,91 % (2013). Показатель естественного прироста населения по республике в целом в 2011 г. достиг 15,3 %, что на 0,8 % больше, чем в 2010 году. Население Тувы
Слайд 7: Традиционная культура тувинцев
— это культура кочевников. Благодаря своему относительно изолированному положению — отсутствию железной дороги, горам, окружающим территорию со всех сторон — в Туве до настоящего времени сохранились самодостаточные кочевнические хозяйства. Тувинцы разводят овец, лошадей, в Тоджинском кожууне сохраняются оленеводство и охота как основные занятия населения. Традиционная религия тувинцев — шаманизм — в последнее десятилетие обрела второе рождение. Появились шаманские общества, камлания шаманов проходят в городах в качестве официальных мероприятий [25]. Шаманство в Туве уживается с ламаизмом. В сентябре 1992 года Далай-лама XIV, являющийся духовным лидером буддистов Тувы, совершил в республику трехдневный визит. Пожизненный президент шаманов Тувы — Монгуш Борахович Кенин-Лопсан. Всемирную известность получило тувинское горловое пение, ставшее неофициальным символом республики [ источник не указан 708 дней ]. Среди других символов — камнерезное искусство, традиционные конные скачки, борьба хуреш. Большую популярность приобрела археология Тувы. Символом древней Тувы стала свернувшаяся кольцом бронзовая пантера, обнаруженная при раскопках кургана Аржан-1, VIII в. до н. э. В 2001 году при раскопках кургана Аржан-2 было обнаружено богатейшее захоронение, названное первой археологической сенсацией XXI века [26]. В Туве расположен географический центр Азии, в связи с чем в столице республики установлен обелиск « Центр Азии ». Традиционная культура тувинцев
Слайд 8: Убсунурская котловина
Республика Тыва имеет огромный туристский потенциал Здесь расположены 16 заказников, 14 памятников природы и два заповедника. Один из них — государственный природный биосферный заповедник Убсунурская котловина является памятником всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Убсунурская котловина
Слайд 9: Хоомей
— один из пяти основных стилей тувинского народного горлового пения. Для наименования именно тувинской техники звукоизвлечения используется научный термин — хоректээр (петь грудью). Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две, а иногда даже три ноты одновременно, образуя таким образом своеобразное многоголосное соло. Хоомей
Слайд 10: Покрой тувинской одежды был связан с условиями и образом жизни населения. Верхняя одежда тувинцев — халаты, шубы, пальто объединены общим названием “тон”. Тон подпоясывается поясом “кур”. Изготовление тона зависело от сезона, для которого предназначена одежда — демисезонная, летняя, зимняя. Кроме того, важную роль играл размер шкуры, из которой шили тон, например для “тарбаган кежи тон” нужно 30 шкурок сурка, для “ негей тон” 5 или 6 шкурок барана. Нарядный тон назывался “ эдектиг тон”. При сшивании швов портнихи не всегда пользовались нитками. Между предполагаемыми швами вставляли прокладки из ткани, которые не сшивали, а склеивали с помощью содержимого селезенки — “ чавана ”
Слайд 12: Описание достопримечательности Национальный музей Республики Тыва
Национальный музей Республики Тыва является старейшим краеведческим музеем Сибири и одним из научных центров Тувы. Музей был открыт в 1930 г., а в 2008 г. переехал в новое здание. Становление первого музея неразрывно связано с развитием краеведческого движения в Туве. Среди наиболее интресных эуспозиций в музее действует постоянная экспозиция "Сокровища Долины царей Тувы. Царский курган Аржаан-2", на которой представлены уникальные золотые предметы из сенсационных археологических раскопок во всемирно известной Долине царей в Пий-Хемском кожууне Республики Тыва. Описание достопримечательности Национальный музей Республики Тыва
Слайд 15: Шаманы Тувы
Монгуш Борахович Кенин-Лопсан, доктор исторических наук и Верховный шаман Республики Тыва, сидит в маленьком деревянном доме в самом центре Кызыла. Здесь он работает уже 48 лет, и попасть к нему, при некотором везении, может любой желающий. Дверь открыта, в прямом и переносном смысле. Домик принадлежит республиканскому музею, и сам обладатель звания «Живое сокровище шаманизма», присвоенного Американским фондом шаманских исследований, действительно выглядит как живой экспонат. Шаманы Тувы..
Слайд 16: Традиции и обычаи тувинского народа
Традиции – это нравственные законы, отражающие суть, характер человека будь он плохой или хороший. Традиции долговечны и устойчивы. В современных условиях происходит исчезновение традиций и обрядов тувинского народа. Этот факт послужил возникновению повышенного интереса к ее изучению. Об обрядовых традициях тувинского народа существует немного публикаций, но хотелось бы узнать о них из первых уст, ведь скоро это будет невозможно, потому что остается очень мало людей, которые могли бы о них рассказать. В данной работе мы показали некоторые традиции и обряды тувинского народа: обряды сопутствующие детям в период младенчества - от рождения до трех лет, охотничьи обычаи, запрещенные действия в отношении к земле, воде, растениям, обычай хап дуптээр («мешок не пустой»), обычай уважительного ухаживания за гостем. Хочется надеяться, что вы услышав эту работу, захочете сами прикоснуться к истокам традиций, обычаев, обрядов, верований, воззрений своего народа, возгоритесь желанием понять их сущность, написать что – то свое, задумаетесь о возвращении в жизнь наиболее ценных из них. И начнете с себя, «очищая себя под них». Традиции и обычаи тувинского народа
Слайд 17: Праздник Шагаа )
Дату наступления Шагаа определяют по лунному календарю, а точное время прихода первого дня нового года, древние тувинцы определяли по собственной руке. Как только становится возможным разглядеть линии на раскрытой ладони, считается, что смена ночи и дня состоялась. Новый год в Туве встречают весной, потому что только после окота скота, приходящегося на раннюю весну, можно было считать годовой цикл завершенным. Не случайно в традиционном тувинском приветствии (неологизм советского времени " экии " не несет смысловой нагрузки) звучит озабоченность не состоянием здоровья встреченного, а буквальный вопрос о жизненно важном - цел ли ваш скот? От ответа (природы) на этот вопрос зависело и благополучие всего живого. Праздник Шагаа )
Слайд 19: Тевек *
“ Тевек ” считается мальчишечьей игрой, но, как видите, девочки тоже могли играть в эту сложную игру. Количество играющих в тевек не ограничено. Игроки могут играть по одному, парами, поделившись на команды. Сделать тевек легко и просто. Нужно расплавить свинец, залить в круглую форму, сделанную из глины, посередине оставить дырочку. В эту дырочку нужно продеть шерсть козы. Нижнюю часть срезать вровень с формой, закрепить расплавленным свинцом. Оставшуюся длинную часть шерсти срезать вровень с кругом.
Слайд 20
Набережная реки Енисей и Национальный парк Тувы преобразятся Правительством республики утверждены задания на проектирование реконструкции пяти объектов культуры на территории столицы Тувы, включенных в проект Плана мероприятий празднования 100-летия единения Тувы и России и основания г. Кызыла. Реконструкции подлежат: здание Дома народного творчества, цокольный этаж здания Национального музея имени Алдан-Маадыр, механика сцены Национального музыкально-драматического театра имени В. Кок-оола, Национальный парк культуры и отдыха, набережная реки Енисей. Общий объем средств, выделяемый на эти цели, планируется в размере 1,3 миллиарда рублей, в том числе 1,2 миллиарда – из федерального бюджета. Реализация планов по реконструкции будет способствовать укреплению материально-технической базы учреждений культуры, приведению их к уровню современных требований, повышению качества удовлетворения духовных запросов жителей и гостей столицы.
Слайд 21
Урочище Мугур-Саргол Среди петроглифов, встречающихся на скалах Енисея, особое место занимают наскальные изображения из святилища Мугур-Саргол. Изображения выбиты на черных отвесных скалах и валунах в местности ниже Чингинской воронки — огромного водоворота на Енисее вблизи впадения в него реки Чинге. Петроглифы эпохи бронзы представлены в Мугур-Сарголе огромным количеством личин-масок, изображениями колесниц и диких копытных животных. Замечательные памятники изобразительного искусства племен Тывы, в частности петроглифы на древнем святилище Мугур-Саргол и на скалах Бижиктиг-Хая, по своей художественности и выразительности не уступают лучшим мировым образцам наскального искусства.
Слайд 22: Гора Хайыракан
Хайыракан — священная гора, которая находится в 105 км от Кызыла, на левом берегу Улуг-Хема. Слово это, заимствованное тувинским из монгольского языка, означает «небесный медведь» или «священная гора». Старожилы расскажут полные мистики легенды о Хайыракане. Например, о месте, увиденном далай-ламой во сне и выбранном им для жертвенника, — оказалось, что именно здесь захоронен древний старец, давший начало Урянхаю. По преданию, это место обладает особой мистической силой и способностью врачевания. Здесь тувинцы обращаются с просьбами к Будде и уносят у сердца горсть священной земли. Эту гору освятил во время своего визита в Туву 21 сентября 1992 года его святейшество далай-лама XIV, об этом свидетельствует небольшая часовенка у шоссе. Гора Хайыракан
Слайд 23: Уш-Белдир
Курорт находится на востоке Республике, в пограничной полосе с Монголией, на правобережной части долины реки Шишхид-Гол. Местные чудодейственные источники, которые бьют из-под земли (+80..85 °С) относятся к термальным, слабоминерализованным, с большим содержанием фтора. Внутрь местную воду не употребляют, но и наружное применение славится великолепными результатами. В первую очередь здесь лечат заболевания нервной системы, кожи и суставов. Режим работы — сезонный. На территории курорта находится всего одна гостиница: на 12 одноместных, 64 двухместных и 15 четырехместных номеров.
Слайд 24: Охота
Богатые охотничьи угодья Тывы занимают 17 миллионов гектаров, а фауна региона насчитывает 72 вида млекопитающих, 240 видов птиц и 7 видов пресмыкающихся. В горно-таежной зоне обитают восточносибирские животные, среди них: сибирский горный козел, лось, марал, косуля, кабан, кабарга. Пушные: соболь, рысь, росомаха, белка, горностай, лисица, и птицы: глухарь, тетерев, рябчик, боровая дичь, гуси, утки, кулики. Охота
Слайд 25: Праздник животновода — Надым
Наадым — ежегодный национальный праздник тувинского народа, в ходе которого можно насладиться соревнованиями по национальной борьбе « Хуреш », конными скачками, стрельбой из лука и современными видами спорта: волейбол, баскетбол, футбол, легкая атлетика. А также конкурс на лучшее оформление юрты. Праздник животновода — Надым
Слайд 26: У тувинцев, как и у большинства кочевых народов Средней Азии, основу питания составляют продукты животноводства. Пища, как правило, пресная и вообще бедна вкусовыми оттенками - тувинцы почти не используют специй. Кочевая жизнь народа не способствовала развитию гастрономических изысков. Наиболее почитаемым продуктом всегда было молоко ( сут )в
Боорзак, быштак,далган,кумыс,курут,манчи,пова,пуца, согажа,хан, хойтпак, ааржы арака, божа и др. У тувинцев, как и у большинства кочевых народов Средней Азии, основу питания составляют продукты животноводства. Пища, как правило, пресная и вообще бедна вкусовыми оттенками - тувинцы почти не используют специй. Кочевая жизнь народа не способствовала развитию гастрономических изысков. Наиболее почитаемым продуктом всегда было молоко ( сут )в
Слайд 27: Статуя Будды…
Самая высокая в России статуя Будды может быть к концу 2012 года установлена в Туве неподалеку от города Кызыл. Монумент будет выполнен в тибетском районе Китая, а потом переправлен на территорию Российской Федерации (АУДИО) Позолоченная гигантская статуя из стекловолокна - легкого, но прочного материала - станет живым символом веры и надежды не только для буддистов края, но и для последователей учения Будды во всем мире - такую уверенность выразил в интервью радиокомпании "Голос России" президент Фонда строительства статуи Буян Башкы из Тувы: "Возведение этой статуи для нас - это благословение самого Будды. Идея строительства монумента появилась у разных слоев нашего населения давно. В 2008 году все священнослужители собрались, создали фонд, избрали его президента и начали работать над строительством". Статуя Будды…