Роман Чернышевского «Что делать?» как школа современной мысли — презентация
logo
Роман Чернышевского «Что делать?» как школа современной мысли
  • Роман Чернышевского «Что делать?» как школа современной мысли
  • Роман Чернышевского «Что делать?» как школа современной мысли
  • Роман Чернышевского «Что делать?» как школа современной мысли
  • Тема «отцов и детей» в романе Чернышевского
  • Роман Чернышевского «Что делать?» как школа современной мысли
  • Роман Чернышевского «Что делать?» как школа современной мысли
  • Роман Чернышевского «Что делать?» как школа современной мысли
  • "Мечта и реальность» в романе Чернышевского
  • Роман Чернышевского «Что делать?» как школа современной мысли
  • Роман Чернышевского «Что делать?» как школа современной мысли
  • Роман Чернышевского «Что делать?» как школа современной мысли
  • Роман Чернышевского «Что делать?» как школа современной мысли
  • Роман Чернышевского «Что делать?» как школа современной мысли
  • Роман Чернышевского «Что делать?» как школа современной мысли
  • Роман Чернышевского «Что делать?» как школа современной мысли
  • Роман Чернышевского «Что делать?» как школа современной мысли
  • Роман Чернышевского «Что делать?» как школа современной мысли
  • Роман Чернышевского «Что делать?» как школа современной мысли
  • Роман Чернышевского «Что делать?» как школа современной мысли
  • Роман Чернышевского «Что делать?» как школа современной мысли
  • Роман Чернышевского «Что делать?» как школа современной мысли
  • Роман Чернышевского «Что делать?» как школа современной мысли
  • Роман Чернышевского «Что делать?» как школа современной мысли
  • Роман Чернышевского «Что делать?» как школа современной мысли
  • Роман Чернышевского «Что делать?» как школа современной мысли
  • Чернышевский – утопист. Он не предполагал в людях зла.
  • Старый мир в романе
  • Новые люди в романе
  • Роман «Что делать?» (Из рассказов о новых людях.)
  • Роман Чернышевского «Что делать?» как школа современной мысли
  • Роман Чернышевского «Что делать?» как школа современной мысли
  • Роман Чернышевского «Что делать?» как школа современной мысли
1/32

Первый слайд презентации: Роман Чернышевского «Что делать?» как школа современной мысли

<номер>

Изображение слайда

Слайд 2

Изображение слайда

Слайд 3

Мир золотой молодёжи: Сторешникова, Сержа, Жана – аналогичен миру «новых русских» – тех из них, кого пленяют идеи «блестящего положения», оригинальных пари, красивых любовниц <номер>

Изображение слайда

Слайд 4: Тема «отцов и детей» в романе Чернышевского

Старый мир на страницах романа современный Чернышевскому мир. Но он современен нашему. И Марья Алексеевна Розальская с её мысленным переводом в деньги всего того, что её окружает: платьев, дочери, вина, жениха, брачной сделки – героиня нашего времени. <номер>

Изображение слайда

Слайд 5

5

Изображение слайда

Слайд 6

Грубость и уродливость личных отношений между людьми узнаваема: –  Осел! подлец! убил! зарезал! Вот же тебе! – муж получил пощечину. – Вот же тебе! – другая пощечина. <номер>

Изображение слайда

Слайд 7

При внешней благопристойности –  Осел, и дверь-то не запер, – в каком виде чужие люди застают! стыдился бы, свинья ты этакая! – только и нашлась сказать Марья Алексеевна. <номер>

Изображение слайда

Слайд 8: Мечта и реальность» в романе Чернышевского

По мнению Чернышевского это состояние мира – болезнь души, ума человека. Неслучайно «невеста всех женихов» говорит Верочке, чтобы она не оставляла без помощи живущих в подвале старой жизни <номер>

Изображение слайда

Слайд 9

«Это я тебя выпустила, я тебя вылечила. Помни же, что еще много невыпущенных, много невылеченных. Выпускай, лечи. Будешь?» — «Буду. Только как же вас зовут? мне так хочется знать». — «У меня много имен. У меня разные имена. Кому как надобно меня звать, такое имя я ему и сказываю. <номер>

Изображение слайда

Слайд 10

Ты меня зови любовью к людям. Это и есть мое настоящее имя. Меня немногие так зовут. А ты зови так». — И Верочка идет по городу: вот подвал, — в подвале заперты девушки. Верочка притронулась к замку, — замок слетел: «Идите» — они выходят. Вот комната, — в комнате лежат девушки, разбитые параличом: «Вставайте» — они встают, идут, и все они опять на поле, бегают, резвятся, — ах, как весело! с ними вместе гораздо веселее, чем одной! Ах, как весело! <номер>

Изображение слайда

Слайд 11

Поразительно гуманистичен взгляд Чернышевского: больные большей частью не подозревают о болезни своей и мира, ибо им не с чем сравнивать. Не в этом ли видит Чернышевский задачу романа-утопии – дать уму материал для анализа и сравнения <номер>

Изображение слайда

Слайд 12

Я держу пари, что до последних отделов этой главы Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов казались большинству публики героями, лицами высшей натуры, пожалуй, даже лицами идеализированными, пожалуй, даже лицами невозможными в действительности по слишком высокому благородству. Нет, друзья мои, злые, дурные, жалкие друзья мои, это не так вам представлялось: не они стоят слишком высоко, а вы стоите стишком низко. <номер>

Изображение слайда

Слайд 13

Вы видите теперь, что они стоят просто на земле: это оттого только казались они вам парящими на облаках, что вы сидите в преисподней трущобе. На той высоте, на которой они стоят, должны стоять, могут стоять все люди. Высшие натуры, за которыми не угнаться мне и вам, жалкие друзья мои, высшие натуры не таковы. Я вам показал легкий абрис профиля одной из них: не те черты вы видите. <номер>

Изображение слайда

Слайд 14

А тем людям, которых я изображаю вполне, вы можете быть ровными, если захотите поработать над своим развитием. Кто ниже их, тот низок. Поднимайтесь из вашей трущобы, друзья мои, поднимайтесь, это не так трудно, выходите на вольный белый свет, славно жить на нем, и путь легок и заманчив, попробуйте: развитие, развитие. <номер>

Изображение слайда

Слайд 15

Наблюдайте, думайте, читайте тех, которые говорят вам о чистом наслаждении жизнью, о том, что человеку можно быть добрым и счастливым. Читайте их — их книги радуют сердце, наблюдайте жизнь — наблюдать ее интересно, думайте — думать завлекательно. <номер>

Изображение слайда

Слайд 16

Чернышевский показывает, какая это прекрасная мечта: одно и натурально, одно и по-человечески, просто по-человечески; «я чувствую радость и счастье» — значит «мне хочется, чтобы все люди стали радостны и счастливы» <номер>

Изображение слайда

Слайд 17

А что, как не мечты, двигает прогресс человечества? «Если бы человек не мог представить себе в ярких и законченных картинах будущее, если бы человек не умел мечтать, то ничто бы не заставило его предпринимать ради этого будущего утомительные сооружения, вести упорную борьбу, даже жертвовать жизнью». Николай Писарев <номер>

Изображение слайда

Слайд 18

Мечта о прекрасном человеке всегда современна, а «новые люди» Чернышевского, которые определяют лицо «нового мира» утопически прекрасны. Но «всё, чем гордится человечество, было когда-то утопией» Неверли <номер>

Изображение слайда

Слайд 19

Пока утопией остаётся человек как «человек прекрасный». Герои Чернышевского прекрасны в больших и малых человеческих движениях. Для них естественно жить «для пользы любимой науки» «ведь он деликатный, будить не станет», - думает Верочка о Лопухове «…раньше или позже мы сумеем же устроить жизнь так, что не будет бедных», - просто говорит Лопухов <номер>

Изображение слайда

Слайд 20

Могут сказать: «Благородство Кирсанова, Лопухова невозможно, нежизненно, так не бывает» А Чернышевский улыбнётся им – бывает. Полюбив Верочку, Кирсанов притворяется пошляком, но возвращается, чтобы лечить её мужа <номер>

Изображение слайда

Слайд 21

Так неужели же из-за вздора, из-за того, что Кирсанову придется потосковать месяц, много два, неужели из-за этого вздора давать женщине расстраивать нервы, рисковать серьезною болезнию от сиденья по ночам у кровати больного? Неужели для того, чтоб избежать неважного и недолгого нарушения тишины собственной жизни, допускать серьезный вред другому, не менее достойному человеку? <номер>

Изображение слайда

Слайд 22

Ведь это было бы нечестно. А нечестный поступок гораздо неприятнее той, в сущности, и не тяжелой, борьбы с собою, которую придется ему выдержать и в развязке которой — в гордом довольстве собою за твердость — нет сомнения. <номер>

Изображение слайда

Слайд 23

Как просто совершает Кирсанов свой подвиг самоотверженной любви. «А приятно издали думать о людях, с которыми поступил честно». <номер>

Изображение слайда

Слайд 24

Чернышевский сознательно создаёт эти прекрасные образы, словно это совершенно естественное состояние человека, хотя автор прекрасно осознаёт отрыв «новых людей» от нравственного уровня большинства <номер>

Изображение слайда

Слайд 25

шикайте и страмите, гоните и проклинайте, вы получили от них пользу, этого для них довольно, и под шумом шиканья, под громом проклятий они сойдут со сцены гордые и скромные, суровые и добрые, как были. И не останется их на сцене? — Нет. Как же будет без них? — Плохо. Но после них все-таки будет лучше, чем до них. И пройдут года, и скажут люди: «После них стало лучше; но все-таки осталось плохо». И когда скажут это, значит, пришло время возродиться этому типу <номер>

Изображение слайда

Слайд 26: Чернышевский – утопист. Он не предполагал в людях зла

«Сменится много поколений, прежде чем осуществится то, что ты предощущаешь… Ты знаешь будущее, оно светло, оно прекрасно. Любите его, стремитесь к нему работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести».

Изображение слайда

Слайд 27: Старый мир в романе

<номер>

Изображение слайда

Слайд 28: Новые люди в романе

<номер>

Изображение слайда

Слайд 29: Роман «Что делать?» (Из рассказов о новых людях.)

Новый человек (по сл. Даля;1863) – христианин, возрожденный обновленной благодатью. По Чернышевскому новые люди – носители новой религии - религии деяния, новое христианство, включающее Христа на правах исторической личности, но не Бога. «Если бы Христос в наше время был бы жив, он был бы с нами», - Белинский.

Изображение слайда

Слайд 30

Теория «разумного эгоизма» Нравственная теория, которая заключается в свершении благородных и самоотверженных поступков для своей же пользы. Нет для человека большего счастья, больше нравственной «пользы», пусть это даже сопровождается болью и страданием, чем сознание того, что поступил справедливо, разумно, нравственно.

Изображение слайда

Слайд 31

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Роман Чернышевского «Что делать?» как школа современной мысли

<номер> Если из круга моих наблюдений, из сферы действий, в которой вращаюсь я, исключены идеи и побуждения, имеющие предметом общую пользу, то есть исключены гражданские мотивы, что останется наблюдать мне? в чем остается участвовать мне? Чернышевский.

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено