Первый слайд презентации
О России петь – что стремиться в храм» Георгий Васильевич Свиридов 1915-1998 г.г.
Слайд 2
16 декабря 1915 года в уездном городе Фатеж Курской области в семье телеграфного служащего и учительницы появился на свет композитор. Родители имели крестьянские корни и не могли себе даже представить, что их сын, Георгий Васильевич Свиридов, станет одним из самых знаменитых композиторов России. Русский советский композитор, пианист, общественный деятель.
Слайд 3
Свое художественное кредо композитор однажды сформулировал так: «Я хочу, чтобы моя музыка была проста и доступна, но говорила о вещах сложных и серьезных»
Слайд 4
Свое музыкальное творчество Свиридов начинал с игры на балалайке, а затем способного ребенка приняли в оркестр народных инструментов. Далее Свиридов поступает в Ленинградскую консерваторию, где ему посчастливилось стать учеником Д.Д. Шостаковича.(тот, кто написал в годы войны Симфонию№7 «Ленинградская»)
Слайд 5
Летом 1941 Свиридов попадает из музыкантов в солдаты, но к концу того же года слабое здоровье не позволяет продолжать службу. Вернуться в осажденный Ленинград невозможно, и до снятия блокады он работает в Новосибирске. В 1956 году Свиридов переезжает в столицу. В Москве он, занимает руководящий пост в Союзе композиторов. Пишет симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни и романсы.
Слайд 6
Композитор прекрасно разбирался в живописи и скульптуре, сочинил две оперетты Свиридова, «Раскинулось море широко» и «Огоньки ». Его вдохновляли поэты первой величины – Лермонтов, Тютчев, Пастернак, Р. Бернс, Шекспир. Свиридов постоянно использует есенинские стихи для создания своих произведений. Именно музыка к пушкинской « Метели » станет самой известной из его работ. Среди произведений: « Голос из хора », цикл « Петербургские песни », кантата « Ночные облака » и последняя масштабная работа, на создание которой ушло 20 лет – вокальная поэма « Петербург ». Это сочинение композитор заканчивал, зная, что доверит его первое исполнение молодому баритону Д. Хворостовскому. Многие годы музой Свиридова была Е. Образцова, с которой были сделаны несколько романсовых концертов, где композитор лично аккомпанировал певице.
Слайд 7
Именно его мелодии 6 части из сюиты «Время, вперед!» было суждено стать предвестником и символом всех главных новостей за последние полвека. Сюиту «Время, вперед!» Георгий Свиридов написал для художественного фильма, но несколько десятилетий она звучала в заставке программы «Время», а в 2014 году ее включили в шоу на церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи.
Слайд 8
Умер Георгий Васильевич Свиридов 7 января 1998 года в Москве. В Курске установлен единственный в мире памятник Г.В. Свиридову. С 2005 года в фатежском доме, где родился композитор, создан его мемориальный музей.
Слайд 10
Неизвестным пластом творческого наследия Свиридова является его музыка религиозной традиции. Путь композитора к духовной музыке был долгим. Три хора к трагедии А. Толстого « Царь Федор Иоаннович », это первое сочинение композитора, написанное на слова Православного обихода и официально разрешённое властями к публичному исполнению.
Слайд 11
Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого « Царь Фёдор Иоаннович » (1973) В 1973 году у Свиридова появляется произведение, которое во многом предопределит основное направление его последующего, позднего творчества. Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого « Царь Фёдор Иоаннович ». Эти сочинения имеют свою историю. Первоначальная редакция хора « Любовь святая » возникла в воскресенье на первую послевоенную Пасху 1945 года ( Рукопись под названием « Кант » сохранилась в семейном архиве Свиридовых ). В конце 1969- го у Свиридова возник замысел писать оперу по пьесе М. А. Булгакова « Дни Турбиных » и эти три хора предназначались для одной из сцен будущей оперы. Однако реализованы они были только в спектакле Малого театра в постановке трагедии А. К. Толстого « Царь Фёдор Иоаннович » режиссёром Борисом Равенских. Композитор сам кратко очертил основной круг образов и содержание этих трёх хоров : « Воспевание Любви. В её высшем понимании. Любовь святая. Мир пронизан ЛЮБОВЬЮ. Важнейшие темы Бытия, Жизни и Смерти ». Х ор под названием «Любовь святая» композитор Г. В. Свиридов написал для театральной постановки «Царь Федор Иоаннович» по трагедии А. Толстого. Театральная музыка – это, конечно, светское направление искусства. Но образы, эстетика, язык этого музыкального произведения, безусловно, продолжают традиции православной религиозной культуры.
Слайд 12
Композитор писал о том, что его желание сочинять духовную музыку не случайно. «Когда я думаю о музыке, мне вспоминается, что она исполнялась в соборах и церквях. Мне хочется, чтобы к ней было такое же святое, такое же трепетное отношение, чтобы в ней искал, а главное находил ответы наш слушатель на самые важные, самые сокровенные вопросы своей жизни, своей судьбы». Г. В. Свиридов
Слайд 13
Свиридов неоднократно говорил о влиянии церковного пения на его музыкальный язык, часто вспоминал свои детские впечатления от курских храмов, куда он ходил вместе с бабушкой и матерью, церковного пения в них. На рабочем столе композитора всегда находился православный молитвослов, откуда он черпал вдохновение и находил тексты для создания новых композиций. Как писал сам композитор -"возрождение Христианства в России, несомненно, приведёт к новому его ощущению, пониманию, новому чувству этого великого и вечно живого учения. С этим пониманием и чувством будет связано и новое Христианское искусство, и светское, и храмовое, церковное«.
Слайд 14
Будучи человеком религиозным, он помнил, что вначале было Слово. Именно слово композитор ставил превыше всего. Поэтому и посвятил свою жизнь соединению слова и музыки. Одним из последних произведений мастера стало хоровое сочинение «Песнопения и молитвы», написанное на темы псалмов Давида. Музыка Свиридова, начиная с середины пятидесятых годов, напоена православным церковным пением. Сюита " Песнопения и молитвы " занимают особое место в творчестве композитора. Именно,"Песнопения и молитвы" и являются таким провозвестником нового православного искусства России. В этом хоре Свиридов попытался воплотить: чудо, тайну Воскресения и потрясение от столкновения с этим чудом.
Слайд 15
« Песнопения и молитвы » (1980—1997) Для хора без сопровождения на слова из литургической поэзии. « Двадцать первый том собрания сочинений Г. В. Свиридова посвящён одному произведению, волею судеб оказавшемуся последним в жизни композитора — хоровому циклу « Песнопения и молитвы ». Георгий Васильевич работал над ним почти до самых последних дней своей жизни, лишь болезнь, обширный, третий по счёту инфаркт, случившийся 11 декабря 1997 г., оторвал его от стола — он редактировал первые три части цикла, готовя их к изданию. Музыка « Песнопений и молитв » – это не музыка для храма, а музыка, зовущая в храм, которая, по мысли Г. В. Свиридова, рождалась от десницы Господа « … как будто я перешагнул через 2000 лет и прикоснулся к самому Христу ».
Слайд 16
Собственно, « Песнопения и молитвы » являются провозвестником нового православного искусства России, озарённой терновым венцом революций, длящихся вот уже целый век... В 1995 г. это сочинение было отмечено Государственной премией Российской Федерации ». «Величание Богородицы» ( из цикла «Песнопения и молитвы» ).
Последний слайд презентации: О России петь – что стремиться в храм» Георгий Васильевич Свиридов 1915-1998
В прошедшем столетии не было композитора, творчество которого настолько сильно связанно с Россией, ее культурой и духовными основами. Музыка Свиридова, наполненная нравственной чистотой, и самое главное она побуждает человека поверить в свои силы. Свиридов в своей музыке воспевал Россию, ее людей, природу, культуру, духовность. Он искал вдохновение в том, чем живет народ, считая, что искусство должно быть простым и понятным. Сегодня, спустя десятки лет после ухода творца, его музыка по-прежнему живет – популярная, актуальная и востребованная слушателями.