Слайд 2: Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада
Характерные черты : сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству; специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободной и жестокой цензурой ); целостность, стремление почти всех философов занимается не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем; большая роль проблем морали и нравственности; конкретность; широкое распространение в массах, понятность простому народу. Основы предмета русской философии составляли: проблема человека; космизм (восприятие космоса как единого целостного организма); проблемы морали и нравственности; проблемы выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии); проблема власти; проблема государства; проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии); проблема будущего.
Слайд 3
1. Начальный период становления русской философии XI-XVII вв.: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Основная черта: отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения. 2. Второй период развития русской философии: с XVIII в. Два основных взаимосвязанных фактора, под влиянием которых развивается не только философия, но и вся духовная культура этого времени: процесс европеизации России, связанный с реформами Петра Великого; секуляризация общественной жизни. В это время философия отходит от схоластических образов и становится свободной от церкви. Первыми сторонниками научного знания и философии Нового времени на Руси были: М.В. Ломоносов; А.Н. Радищев; Феофан Прокопович; В.Н. Татищев; А.Д. Кантемир и др. Два основных направления: славянофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин; заложили основу русской религиозной философии второй половины XIX в.); западники (Чаадаев, Соловьев, Гончаров; критиковали церковь и тяготели к материализму ). 3. Тритий период к.60 – н.70-х гг. XIX в. Мировоззрение народничества. Его основной идеей было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России. Продолжателями славянофильства в 60-70-е гг. XIX в.явились почвенники, идея их философии - национальная почва как основа социального и духовного развития России. 4. Четвертый период к. XIX – 1-я п. XX вв.; Характерные черты: антропоцентризм; гуманизм; религиозный характер; возникновение русского космизма. ПЕРИОДЫ
Слайд 4: НАПРАВЛЕНИЯ
18 ВЕК Русская философия XVIII в. (материализм и социально-политическая философия); включает два основных этапа в своем развитии: 1. философию эпохи петровских реформ ; творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира. Основной направленностью их философии была социально-политическая: вопросы устройства монархии; императорской власти, ее божественности и нерушимости; прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других); войны и мира. Также философы данного направления занимались и иными вопросами – познания, нравственных ценностей и др. 2. материалистическую философию середины и второй половины XVIII в. Основными представителями материалистического направления были М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев. 19 ВЕК Русская философия XIX в. включала в себя ряд направлений: декабристское; монархическое; западническое и славянофильское; революционно-демократическое; атеистическое; теологическое; философию космизма. 20 ВЕК Основные направления русской философии ХХ века: философия космизма ; философия марксизма-ленинизма; философия «русского зарубежья».
Слайд 5: Западники и славянофилы
Западники (А.И. Герцен, К.Д. Кавелин, Н.В. Станкевич, Н.П. Огарев, П.В. Анненков, В.Г. Белинский, И.С. Тургенев и др.) сознательно выбирали для России европейскую модель развития, а капитализм — как магистральный путь для человечества. Они считали, что развитие России необходимо рассматривать в контексте развития общечеловеческой цивилизации, передовым рубежом которой является Западная Европа, где наиболее полно и успешно осуществляются принципы прогресса и свободы. Российская история, считали западники, — это история преодоления отсталости от европейского Запада, которая началась со времени Петра Великого, включившего страну в общечеловеческий цивилизационный процесс. Задача России состоит в скорейшем изживании патриархальщины, косности и азиатчины, в частности общинности. Славянофилы ( Л.С. Хомяков, братья И. В. и П.В. Киреевские, братья К. С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин) идеализировали допетровскую Русь и ратовали за возврат к патриархальному состоянию. В первую очередь, они исключали наличие общечеловеческого развития и признавали самобытность жизни каждого народа или сообщества близких народов. Они считали, что преобразования Петра I нанесли удар по российской самобытности. У России, согласно славянофилам, собственный путь развития, не нуждающийся в интеграции в европейскую систему. Особый путь России предопределен коллективистским, а не индивидуалистским началом русского народа, его соборностью, общинным характером деревенской жизни, артельностью ремесленников, а также православием.
Слайд 6: М. В. ЛОМОНОСОВ ( 1671–1765)
От Ломоносова идёт традиция русского научно-философского реализма. Ломоносов положил в основу объяснения явлений природы изменение материи, состоящей из мельчайших частиц – «элементов» (атомов), объединённых в «корпускулы» (молекулы). В мировоззрении Ломоносова сочетаются естественнонаучный материализм и деизм. Рациональное обоснование атомистических представлений, по мнению Ломоносова, не противоречит религиозной вере, ибо «метод философствования, опирающийся на атомы», не отвергает Бога-творца, «всемогущего двигателя». Нет никаких других начал, «которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения». Отводя в познании большое место опыту, Ломоносов в то же время полагал, что лишь соединение эмпирических методов с теоретическими обобщениями может привести к истине. Внимание Ломоносова было сосредоточено на изучении общих законов движения материи и ее строения. Центральным пунктом мировоззрения мыслителя являлась атомно-молекулярная гипотеза и ряд основанных на ней теорий (теплоты, газов, электричества и т. д.). Все они были связаны принципом сохранения материи и движения. В поиске путей совершенствования методов познания, высоко оценивая значение эмпирического познания, Ломоносов отдавал себе также отчет о важности методов рационального познания.
Слайд 7: А. Н. Радищев ( 174 —1802 )
Он вошел в историю русской просветительской философской мысли, как смелый и решительный противник самодержавия и крепостничества. Радищев, начав образование в России, продолжил его в Лейпцигском университете, где он основательно познакомился с идеями западных философов. Вернувшись в Россию в 1771 г., активно включился в идейную борьбу, сочетая ее со службой в Сенате и литературной деятельностью. В своих литературных произведениях Радищев критикует крепостной строй. Особенно наглядное выражение это получило в оде “Вольность” и в “Путешествии из Петербурга в Москву”. Проблемы : Первая и основная — описание и анализ русских общественных отношений. Вторая — поиски путей и средств освобождения крестьян, обоснование и необходимость народной революции как естественного акта в тех случаях, когда социальный гнет становится нетерпимым, а власть узурпируется тиранией. И третья, намеченная слабее других, — построение общества, действительно удовлетворяющего потребности трудящихся ”. Мыслитель считает понятие “бытие” наиболее общим философским понятием, без него не может быть никакого существования. Бытие, по Радищеву, распадается на формы. К ним он относит: а) “первичный хаос”, б) “земную природу”, в) “человека и человечество”, г) “Вселенную” (“Мироздание”). Философ выводит сущность человека из единства материальной и духовной натур. Согласно Радищеву, органы чувств связывают человека с действительностью. Блага же обеспечиваются, по мнению Радищева, благодаря “общим усилиям” людей, которые наращивают взаимодействие между собой в экономических и моральных отношениях. В этических воззрениях Радищев отстаивал идею моральной автономии личности. При этом он доказывал, что рабство, возведенное в жизненный принцип, разлагает души и рабов, и господ. Рабство лишает человека инициативы, заинтересованного отношения к труду.
Слайд 8: ЧААДАЕВ ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ (1794—1856)
Философ, публицист. Идеи Чаадаева способствовали формированию двух главных направлений во взглядах на прошлое и будущее России — славянофильства и западничества. Труды: «Философические письма» ( 1828-1830 ); «Несколько слов о польском вопросе» (1831); «Апология сумасшедшег »о (1837). Чаадаев был религиозным западником, мечтающим о Царствии Божием на земле, о социальной миссии христианства. В центре философии Чаадаева стоят проблемы антропологии и философской истории; его учение – это богословие культуры, именно потому, что он глубоко ощущал религиозную проблематику культуры. Его взгляд на общественные события как подчиненные религиозной и церковной истории стал отправным пунктом для социологии славянофилов, а его ориентация на культуру Западной Европы как образец для Росси был исходным рубежом для воззрений западников. Чаадаев видел одну из главных задач философии в решении проблемы единства мира и отстаивал идеалистический взгляд, принимавший за основу мира активное идеальное начало. Чаадаев был одним из создателей русской ИСТОРИОСОФИИ (философии истории). Характерной ее чертой является провиденциализм – истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. Суть его взглядов : Божественный разум направляет развитие народов к царству Божию. Народы Европы движутся в этой подлинной истории, руководствуясь идеями долга, справедливости, права, порядка, которые утверждаются под дисциплинирующим влиянием католической церкви. Существование же России лишено смысла в мировой истории, ибо Божественное провидение покинуло русский народ. В то же время Чаадаев не отрицал великого будущего России, ибо: русский народ обладает свободой духа, и не проявил еще своей творческие силы.
Слайд 9: Александр Иванович Герцен (1812–1870 )
Ф илософ, писатель, публицист, один из идейных вдохновителей революционно-демократического движения в России. Общефилософские проблемы, занимавшие интересы Герцена, - это единство бытия и мышления, жизни и идеала, поиски метода, в котором гармонично сочетались бы эмпирический и рациональные приемы человеческого ума. Он стремился обосновать закономерность движения человечества по пути к свободному от антагонизмов обществу. По Герцену, грядущий мир есть царство разума, он как бы подытожит и воплотит разумные начала всей предшествующей истории: реалистическое преклонение перед природой и принципы суверенности личности, свободы духа, развитые в первоначальном христианстве. Он ратовал за снятие крайностей материализма и идеализма. Внимание взаимоотношению личности и общества ; он критиковал как буржуазный индивидуализм, так и уравнительные коммунистические утопии. Размышляя над проблемой свободы и необходимости, он стремился избежать крайностей и фатализма, и волюнтаризма, пытался осмыслить историю как "свободное и необходимое дело", развивал идею единства среды и личности, исторических обстоятельств и человеческой воли. В области философии истории в фокусе его внимания была проблема сущности социальных законов, которые осмысливались как переплетение стихийного хода истории, т.е. бессознательного начала в историческом потоке, и сознательной деятельности индивидов и общества в целом в виде развития научного знания.
Слайд 10: Фёдор Михайлович Достоевский ( 1821–1881 )
Главные труды Достоевского: "Записки из мёртвого дома" - 1861-1862; "Записки из подполья" - 1864; " Преступление и наказание" - 1866; "Игрок" - 1866; "Идиот" 1868; "Бесы" - 1871-1872; "Братья Карамазовы" - 1880; "Дневник писателя"- 1873-1881. Главной философской проблемой для Достоевского была проблема человека, над разрешением которой он бился всю свою жизнь: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать…» Сложность, двойственность, антиномизм человека, отмечал писатель, сильно затрудняют выяснение действительных мотивов его поведения. Причины действий человека обычно гораздо сложнее и разнообразнее, чем мы их потом объясняем. Зачастую человек проявляет своеволие из-за своего бессилия изменить что-либо, из-за одного несогласия с «неумолимыми законами», подобно герою «Записок из подполья» (1864 ). Достоевский создал свою систему «истинной философии», в которой делил историю человечества на три периода: 1. патриархальность (естественная коллективность ); 2. цивилизация (болезненная индивидуализация ); 3. христианство как синтез предыдущих. Исследуя тему человека, Достоевский прежде всего обращается к себе самому, к своим внутренним переживаниям и терзаниям, ничего не скрывая о себе. Творчество Достоевского сравнимо с исповедью. Это покаяние души в грехах не только содеянных, но и помышляемых — самим автором или кем-то, кого он знал. Свобода не тождественна истине или добру и предполагает выбор со стороны человека, выбор того, какие из занесенных из потустороннего мира идей будут им культивироваться и взращиваться, а с какими он будет бороться как с сорняками своей души. Умение пользоваться свободой помогает человеку в его выборе. Правильный, с точки зрения Достоевского, выбор ведет человека не просто к Богу, но и к личному бессмертию, к вечной жизни в Царствии Божием. То есть человек обретает абсолютные ценности. Парадокс в том, что свободе можно научиться, но сделать это можно лишь уже будучи свободным.
Слайд 11: Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889)
Р еволюционный демократ, писатель, публицист, литературный критик, философ. Как философ Н.Г. Чернышевский испытал влияние Л. Фейербаха, а также Г.В.Ф. Гегеля, Сен-Симона, Фурье, О. Конта, которые наряду с А.И. Герценом и В.Г. Белинским в значительной мере определили его мировоззрение Он отстаивает утверждение о материальном единстве мира, о естественном взаимодействии человека с природой как основой его сознания и социального существования критиковал православие акцентировал интерес на личностном начале критически относился к идее российской самобытности Человек — естественная натура, «имеющая мускулы, нервы, желудок». Вся его жизнь — сложный химический процесс. Любовь, ненависть — своеобразные химические реакции. Выступал против Дарвина, т. к. в естественной борьбе победили бы дегенераты. Был также против идеализма. Нравственность должна формироваться своими законами, но их еще не вывели. Религия — бред. Интересовался идеями Фурье (утопический коммунизм ). В вопросах теории познания он также решительно отстаивал материализм, критикуя агностицизм и субъективный идеализм.
Слайд 12: Л. Н. Толстой (1828-1910)
Л. Н. Толстой (1828-1910) - самобытный мыслитель, писатель. Критикуя общественно-политическое устройство России, он уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества. Исторический прогресс, считал он, решал вопрос о назначении человека и смысле его жизни, ответ на который должна была дать созданная им «истинная религия». По Л. Толстому «царство Божие - внутри нас», и потому онтологически-космологическое и метафизико-богословское понимание Бога неприемлемо. многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия; религия должна стать простой и доступной для народа; Бог, религия — это добро, любовь, разум и совесть; смысл жизни — самосовершенствование; главное зло на Земле - смерть и насилие; необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем; в основе поведения человека должно быть непротивление злу; государство — отживающий институт и, поскольку оно — аппарат насилия, не имеет права на существование ; всем необходимо возможными способами подрывать государство, игнорировать его — не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т. д.
Слайд 13: Владимир Соловьев (1853—1900)
Работы : «История и будущность теократии », «Великий спор и христианская политика», «Оправдание добра», «Три разговора ». Центральная идея философии Соловьева — идея всеединства. Соловьев отталкивается от славянофильной идеи соборности, но придает этой идее онтологическую окраску, всеохватывающее, космическое значение. По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее. Низший и высший уровни бытия взаимосвязаны так как низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее обнаруживает, «вбирает в себя» низшее. Онтологической основой всеединства выступает у Соловьева божественная Троица в ее связи со всеми божественными творениями и, главное, с человеком. Основной принцип всеединства: «Все едино в Боге». Всеединство — это, прежде всего, единство творца и творения. Бог у Соловьева лишен антропоморфных черт. Философ характеризует Бога как «космический разум», «существо сверхличное», «особую организующую силу, действующую в мире ». Основные идеи : 1 ) Идеи поиска социальной правды. 2 ) Утверждение веры в прогресс. 3 ) Утверждение правды на земле. 4) Попытка дать новое русло христианству. Увязать науку и религию. 5) Поиски цельности человека. Найти источник его целостности. Дать человеку гармонию, единство между верой и поисками истины. Считал, что нужно создать новую философию. 6) Рассмотрение истории как прогрессивного развития человечества. Воссоединение истории Бога и человека. Соловьеву принадлежит универсальная формула «Благо— Истина—Красота», выражающая единство нравственности, науки и искусства: Что есть Истина? То, что Благо и Красота. Что есть Благо? То, что Истина и Красота. Что есть Красота? То, что Благо и Истина.
Слайд 14: Николай Александрович Бердяев (1874—1948)
Русский философ; прошел сложный путь духовных испытаний, столь свойственный русской интеллигенции Осмысление общественной жизни в России и на Западе привело его к марксизму. По своим взглядам Н. А. Бердяев относился к умеренному крылу — «легальным марксистам». В своих работах «Философия свободы» (1911 г.), «Смысл творчества» (1916 г.) Бердяев доказывает, что марксизм, подменивший человека классом, не способен решить проблему активности и свободы личности. Он становится видным представителем экзистенциализма — философии существования. Бердяев выступает за внутреннюю свободу человеческой личности. Он выступает против приспособленчества, конформизма. Для него по-прежнему неприемлемы как марксизм с его классовым сознанием, так и антигуманизм буржуазного общества. Главное для него — существование человека, основой творчества которого является абсолютная свобода. Бердяев рассматривает каждого человека как конкретную неповторимую личность, для которой свобода является высшей ценностью. Но человек не всегда ее осознает. После средних веков человек освобождается от религии, но погружается в несвободу (от техники, политики, других людей ). Человек часто отбрасывает небесную историю и поступает по обстоятельствам земной. Любовь — открытие человека Богу, для этого ему и нужна свобода. Бердяев высоко ценит христианство, но говорит о новой религии (творческой антропологии), делая упор на творчестве, в котором он совершает откровение. Кризис человечества. В работе «Человек и машина» говорит о технократической идеологии. Человек убивает религию и гуманизм. Остается вера в разум и технику — последняя любовь человека. Новая религия — преумножение богатства, но она не влияет на душу. Техника не совпадает с культурой. Человек сложное существо. Культура символична, поэтому ближе человеку, чем техника. Три стадии в развитии культуры.I стадия — природно- органическая.II стадия — культурная (возникновение христианства). Христианство учит, что человек — духовное существо. Язычество — человек частица космоса.III стадия — технически-машинная. Культура символическая (смотрит на одно, а видит в нем несколько). Техника реалистична. Техника не живет по принципу организма. Она организована. Человек становится рабом техники. Возникает технизация духа: думать быстро рационально, полезно. Техника убивает общение с другими людьми; но есть надежда на подчинение техники духу.
Слайд 15: РУССКИЙ КОСМИЗМ
Русский космизм – особое мировоззрение, получившее развитие в XIX – XX веках ; специфическое мировосприятие космоцентрической ориентации, течение в философской и естественно-научной мысли. В России уже с середины XIX столетия вызревает уникальное космическое направление научной мировоззренческой мысли. В его ряду стоят такие философы и ученые, как Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский и многие другие. Среди русских религиозных философов космическое направление представлено в наследии В.С. Соловьева, С.Н. Булгакова, ПА Флоренского, Н.А. Бердяева. Именно в космизме ставятся проблемы о космосе и человеке, выдвигается положение о том, что конец этого мира, конец истории зависит и от творческого акта человека. В космизме проявляется принципиально новое качество мироотношения, которое является определяющей чертой российской мысли. Это идея активной эволюции, т. е. необходимости нового сознательного развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство. Речь, по существу, идет о расширении прав сознательно-духовных сил, об управлении духом материи, об одухотворении мира и человека. Космисты сумели соединить заботу о большом целом – Земле, биосреде, космосе – с глубочайшими запросами высшей ценности – конкретного человека. Гуманизм – одна из самых ярких черт этой замечательной плеяды мыслителей и ученых. Основные признаки: 1) рассмотрение мира, космоса как единого целого, человека – в неразрывной связи с космосом 2 ) активно-эволюционистское понимание космоса, в развитии космоса решающую роль играет творческая активность человека, в связи с чем предполагается преображение человека? 3 ) подчеркивание роли науки в преобразовании космоса? 4 ) признание необходимости соединения усилий людей, единства (“соборности”) человечества. В идеологии космизма важное место занимают идеи преодоления смертности человека, освоения космоса, любви как связующей и преображающей силы. В отечественном космизме выделяют религиозно-философский космизм (В. Соловьев и традиция всеединства, Н. Федоров, Н. Бердяев) и естественнонаучный (Н. Умов, К. Циолковский, А. Чижевский, В. Вернадский ).
Слайд 16
В.И. Вернадский (1863-1945) Наиболее значительный представитель естественнонаучного направления в космизме. Выдающийся ученый, создатель целого комплекса наук о Земле рассматривает феномен жизни в его связи с другими планетными сферами. Вернадский разработал теорию биосферы как совокупности живого вещества, покрывающего Землю. Введение понятия живого вещества дало естественнонаучную основу для изучению жизни, понимаемой им как космическое явление (“ всюдность ” жизни). Человек рассматривается в единстве с биосферой, исследуется его эволюционно преобразующая деятельность. Вернадский сделал вывод о зарождении ноосферы – сферы разума, или управляемой на основе науки природы. Становление ноосферы – объективный процесс, предполагающий развитие отношений между людьми, прекращение войн. Идеи русского космизма особенно актуальны в эпоху экологического кризиса и поиска путей выхода из него.
Слайд 17
Н.Ф. Федоров (1829-1903) Один из наиболее ярких представителей религиозного течения в космизме. В работе “Философия общего дела ” он представил оригинальную религиозную утопию. Мыслитель подчеркивает, что “ человечество призвано быть орудием Божьим в спасении мира ”. В окружающей нас Вселенной преобладают хаос и вражда, ведущие к разрушению. Остановить этот процесс можно, преобразуя мир на основе соединения науки и религиозной веры, преодоления “небратского” отношения между людьми, объединения их вокруг проекта “Общего Дела”. Спасение мира – задача самого человечества. Решение этой задачи предполагает научное управление природой, преодоление конечности во времени и пространстве: освоение новых миров в космосе и власть над смертью. Особенно оригинальна идея поэтапного воскрешения всех предков на основе использования научных достижений. Лишь устранив несправедливость по отношению к предкам, можно преодолеть разобщенность и достичь всеобщего блага. Учение К.Э. Циолковского (1857-1935) относится к естественнонаучному направлению, несмотря на его фантастические элементы. Мыслитель рассматривает космос как живое, одухотворенное целое (“панпсихизм”), населенное высокоразвитыми живыми существами. Мир и человек находятся в процессе восходящего развития, разум человека – орудие развития. Ученый обосновывает идею заселения человеком космоса, разрабатывает технические проекты. В 1903 году он представил теорию полета ракеты.
Слайд 18: СЛОВАРЬ
ОНТОЛОГИЗМ - одна из характерных черт русской философии, состоящая в трактовке познания не как самодостаточного процесса, а как части и функции бытия человека в мире. Многие русские философы, в том числе и те, кто специально занимался гносеологическими вопросами, не раз подчеркивали эту онтологическую направленность русской мысли, возводя ее к учению о вере и "живом знании" старших славянофилов, теории цельного знания Вл. Соловьева, объяснявшего его возможность тем, что познающий субъект находится во внутренних связях с миром благодаря бытийственной укорененности в Абсолютном как "всеединстве ". РУССКАЯ ИДЕЯ - символ-понятие, означающее в самом широком смысле слова совокупность специфических черт, присущих русской культуре и русскому менталитету на протяжении всей истории. В более узком смысле Русская идея означает уровень национального самосознания в каждый данный момент истории. Причем, поскольку сам термин Русская идея возник лишь в XIX в., применение его к истории более ранней оказывается результатом той или иной ее интерпретации. В еще более узком - социологическом - смысле Русская идея есть способ сосуществования старых и новых элементов общественно-социального, культурного, политического и т.п. развития России (в т.ч. и способ сочетания интересов и принципов ). ЗАПАД И РОССИЯ - теоретические конструкции, рассмотрение которых проходит через всю русскую философию истории ( историософию ), а в некотором смысле и всю традицию философствования в России. При этом речь идет о задании параметров размышления о самобытности России, путях ее развития, сходстве и несходстве 3апада и России. Проблема соотношения 3апада и России в их отличии, прежде всего в различии их религий, издавна была предметом русской мысли (напр., положение инока Филофея о Москве как третьем Риме), но в отчетливой и ясной форме как насущная проблема, требующая решения, была поставлена П.Я. Чаадаевым. Размышление Чаадаева о 3ападе и России задает ракурс рассмотрения этой проблематики всей последующей русской мысли, а в некотором отношении вся русская философия истории отвечает на вопросы, им заданные. В дальнейшем тема 3апада и России развивается в течениях русской мысли, за которыми закрепились устойчивые названия "западников" и "славянофилов". Общее для этих течений - попытка нарисовать такой путь развития России, который смог бы, с одной стороны, сохранить ее самобытность, а с другой - найти такой способ отношения 3апада и России, который бы подчеркивал ее предназначение для разрешения проблем, стоящих перед Европой.
Последний слайд презентации: русская
Славянофильство – идейное течение русской общественной мысли, противостоящее западничеству, его представители являются сторонниками самобытного пути развития России. Соборность - центральное понятие философии Хомякова А. С. (1804 – 1860), усвоенное последующей русской религиозной философией. Слово «соборность» связано со словом «собор» не только в значении «главная церковь в городе», но и как «сбор», «собрание» («вселенский собор» - сбор всех епископов, «поместный собор» духовенства или же светский «земский собор»). По словам Хомякова, «собор» «выражает идею собрания, не обязательно соединенного в каком-либо месте, но существующего потенциально без внешнего соединения. Это единство во множестве». В его понимании «соборность» - прежде всего имеет религиозный смысл, с особой силой выявленный в православии. Соборность – это свободное единство людей на основе их общей любви к Богу и всем абсолютным ценностям. Сплотить может только любовь. Западничество – течение в русской мысли середины XIXвека, считавшее, что развитие России должно осуществляться по общеевропейскому сценарию. У истоков западничества стоял Петр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856). Представители : Н. В. Станкевич (1813 – 1840); В. Г. Белинский ; А. И. Герцен. Философия творчества – концепция творчества Николая Александровича Бердяева (1874 – 1948).Он считал, что оправдать существование человека в мире может только творчество. Под творчеством Бердяев понимает «не создание культурных продуктов, а потрясение о подъем всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни, к новому бытию». Само творчество оправдано тем, что «мир творится Богом». Но и «человеческая природа – творческая, потому что она есть образ и подобие Бога-Творца». «Антропологическая истина» и состоит в том, что «образ и подобие Творца не может не быть творцом». И к Богу, и к человеку относится закономерная связь творчества и свободы: «Творчество неотрывно от свободы. Лишь свободный творит». «Тайна творчества есть тайна свободы». Этой теме посвящена книга Бердяева «Смысл творчества. Опыт оправдания человека ». РУССКИЙ КОСМИЗМ - течение в религиозно-философской и естественнонаучной мысли. Терминологическое словоупотребление "Р.К." сложилось в современной философии в 70-е гг., главным образом, в связи с изучением и интерпретацией наследия К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, а затем и Н.Ф. Федорова, а также представителей софиологического направления в русской религиозной философии. Для большинства ее представителей характерны космоцентризм (или антропокосмизм ), убежденность в наличии смысловой установленности космически целого и определенной (космической по природе и значению) миссии человека. Смысловая структура (содержание) космоса выступает и как основание этического, смысложизненного (или культурно-исторического) самоопределения человека и человечества. Наряду с этим для многих космистов характерно принятие идеи эволюционизма в самом широком смысле этого слова, отчетливое тяготение к началам органического мировосприятия. Важный элемент, характеризующий некоторых представителей русского космизма, заключен также в выдвижении на передний план практически-деятельного начала человека, проникнутость онтологически-бытийственным (космическим) смыслом науки и научного знания.