Слайд 2
Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771) Итальянский скульптор и архитектор. В 1716 году приехал по приглашению царя Петра I в Санкт-Петербург, стал первым крупным западноевропейским мастером, работавшим в России. Работал преимущественно в области монументальной и портретной скульптуры. Создал ряд изображений Петра I: его бюст и конный монумент, установленный Павлом I перед Михайловским замком
Слайд 3
Монумент посвящался победе Русской Державы над шведскими воинами в Северной войне. Особенность решения Растрелли чувствуется в сдержанно-суровом стиле монумента, в подчеркнутой без излишней пышности значительности образа самого Петра, а также в великолепно найденной пространственной ориентировке памятника. Конный памятник Петру I перед Михайловским замком в Санкт-Петербурге. 1716—1747
Слайд 5
Петр I. 1723 Образ Петра I отличается реалистичностью в передаче портретных черт и вместе с тем необычайной торжественностью. Лицо Петра выражает неукротимую силу воли, решительность великого государственного деятеля
Слайд 6
« Анна Иоанновна с арапчонком » — редчайший образец коронационного парадного портрета в скульптуре. Величавость внешнего облика императрицы не скрывает мастерски переданной личностной характеристики, благодаря которой работа Растрелли стала своего рода символом тяжелого и деспотичного времени, вошедшего в историю России как эпоха « бироновщины ».
Слайд 7: Этьен Морис Фальконе 1716 - 1791
Этьен Морис Фальконе — французский скульптор, рисовальщик и теоретик. Один из крупнейших мастеров миниатюрной и монументальной скульптуры позднего рококо и неоклассицизма.По совету Дидро российская императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I.
Слайд 8
« Медный всадник » 1768–1778 Монументальный памятник Петру I в Петербурге стоит особняком, оставаясь единственной статуей такого размаха и масштаба в творчестве Фальконе.
Слайд 9
Мари-Анна Колло (1748-1821) Была французской скульпторшей, ученицей и невесткой Этьена Фальконе. Наиболее известна как портретистка, близкая к философским и художественным кругам Дидро и Екатерины Великой.
Слайд 10
Портрет Петра Великого Мари-Анна Колло. 1768—1770 гг. Эскиз для Медного всадника
Слайд 13: Федот Иванович Шубин (1740-1805)
В портретной галерее Шубина предстает русское общество XVIII века. Точность и многогранность характеристик, разнообразие и богатство композиционных решений придают бюстам Шубина исключительную выразительность.
Слайд 14
Сложную человеческую личность раскрывает портрет князя А.М. Голицына, созданный Шубиным сразу же после возвращения на родину. Виртуозно обработанная поверхность мрамора дает посувствовать теплоту кожи, пышность парика, тончайшее кружево жабо.
Слайд 16
Портрет графа П. А. Румянцева-Задунайского 1778 портрете В. Г. Орлова 1778
Слайд 17
Необычайно выразителен по остроте и беспощадности характеристики созданный скульптором в 1798 г. бюст А.А. Безбородко, секретаря Екатерины II, человека умного, властного, жестокого и сластолюбивого.
Слайд 19
Обособленно стоит в творчестве Шубина статуя "Екатерина II — законодательница" 1789—1790 Эта статуя, изображающая императрицу в образе богини Минервы, пользовалась большим успехом, но от императрицы скульптор не получил вознаграждения, не получил и профессорского места в Академии, где портретная скульптура считалась " низшим жанром ".
Слайд 20
С увлечением лепит он портрет своего великого земляка Ломоносова (1792), подчеркивая в его облике черты бесстрашного пытливого ума, энергии, душевной широты. Скульптор далек в этом произведении от какой-либо парадности и официозности. Образ Ломоносова глубоко демократичен.
Слайд 21
Шедевром портретного искусства является бюст Павла I (1797, мрамор, ГРМ). Шубин раскрывает в нем всю сложность образа : надменность, холодную жестокость, болезненность и скрытое в глубине страдание. Тем не менее, работа скульптора Павлу понравилась.
Слайд 22
В одной из последних работ — бюсте Александра (1801, Воронежский областной музей изобразительных искусств ) за внешней приветливостью императора видно холодное равнодушие.
Слайд 24
Главной темой произведений Козловского в начальный период творчества становится тема гражданской доблести, силы духа и самопожертвования. Герои его рельефов на сюжеты из истории Древнего Рима ( для Мраморного дворца в Петербурге ) жертвуют собой во имя Отечества и общественного блага
Слайд 26
В 1792 г. Козловский завершил одну из самых своих прекрасных работ - мраморную статую " Спящий Амур ", где создал образ идиллический и гармоничный. Амур со стрелой Козловский 1797
Слайд 27
" Бдение Александра Македонского ". Образ античного героя послужил скульптору для воплощения нравственных идеалов эпохи Просвещения - воспитания твердой воли и стремления к знаниям. Композиция и общее пластическое решение статуи проникнуты духом " спокойного величия и благородной простоты ", все отличается строгостью и соразмерностью, все построено на плавном перетекании контуров и форм.
Слайд 30
Стремление создать образ высокого душевного благородства и мужества, по своей направленности близкий к народным представлениям о герое, наиболее полно реализовано скульптором в памятнике А. В. Суворову в Петербурге (1799-1801)
Слайд 31
В самом конце XVIII в. лучшие русские ваятели были привлечены к работе над обновлением скульптуры Большого каскада в Петергофе. Роль Козловского особенно значительна : созданная им группа " Самсон, раздирающий пасть льва " занимает центральное место в идейном замысле и композиции этого ансамбля.
Последний слайд презентации: Русская скульптура 18 века
статуя Самсона была непосредственно посвящена победам Петра I над шведскими войсками. Титаническое сложение Самсона, сильный пространственный разворот его фигуры, рассчитанный на рассмотрение с разных точек зрения, напряженность схватки и в то же время ясность ее исхода — все это было передано Козловским с подлинным мастерством композиционного решения. «Самсон» Козловского — одно из примечательнейших произведений парковой монументально-декоративной скульптуры.