Первый слайд презентации
Самара, 31 марта 2025 года Ведущий вебинара: Павлов И.С., преподаватель кафедры социально-гуманитарного образования ivan.pavlov.9191 @mail.ru ( почта для вопросов) Преподавание учебного предмета «История» в 2025-2026 учебном году Региональное учебно-методическое объединение учителей истории Самарской области
Слайд 2
ФГОС ООО Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027?ysclid=m8d3huhgca163381116 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ (Последние изменения от 05.11.2024 N 769 https://sh-int-sorochinskaya-r56.gosweb.gosuslugi.ru/ netcat_files /114/2963/Prikaz_Minprosvescheniya_Rossii_ot_05.11.2024_N_769_Ob_utverzhdenii_federal_nogo_perechnya_uchebnikov_UO_IN_..pdf ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ (Последние изменения от 28.02.2025 № 30-ФЗ) http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745 Правовые ориентиры для образовательной организации в 2025-2026 уч. г. ФГОС ООО Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209120008?ysclid=m8d3nvwpcw487548963 https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/
Слайд 3: НОВОЕ в нормативно- правовом регулировании
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19 февраля 2024 г. № 110 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования» Исключен учебный предмет «Основы духовно- нравственной культуры народов России» В учебный предмет «История» добавлен курс «История нашего края» Изменения вступают в силу с 1 сентября 2025 года Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.10.2024 № 704 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования" Максимальное количество контрольных и практических работ не должно превышать 10% от общего объёма учебного времени. Установлен перечень проверяемых требований к метапредметным и предметным результатам при оценке качества образования. Синхронизация с ОГЭ и ЕГЭ : для каждого учебного предмета определён перечень элементов содержания, проверяемых на экзаменах. Внесено поурочное планирование по учебным предметам (общеобразовательные организации могут самостоятельно использовать резервные часы и определять количество оценочных процедур, не превышающее установленные требования). Также установлены изменения в части учебных предметов «История» и «Обществознание». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.10.2024 № 704 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.02.2024 № 110
Слайд 4: ПРОЕКТЫ приказов Минпросвещения России
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования» «О внесении изменения в пункт 18.3.1 федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» Изменения вступают в силу с 1 сентября 2025 года Проектом приказа предусмотрено введение агротехнологического профиля обучения Цель – закрепление на нормативном уровне возможности создания профильных агроклассов на уровне среднего общего образования После актуализации ФГОС СОО будет проведена работа по внесению соответствующих изменений в ФОП СОО « Предметная область » как структурная единица в настоящее время не используется в рамках действующего механизма разработки и реализации ООП После актуализации ФГОС будет проведена работа по внесению соответствующих изменений в ФООП Текст проектов приказов: https://disk.yandex.ru/d/bWUL9_ecxGp_FQ
Слайд 5: Нормативная основа комплектования в 2025/2026 учебном году
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральные государственные образовательные стандарты Федеральные основные общеобразовательные программы Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (ред. от 12.08.2022 № 732) Приказы Министерства просвещения Российской Федерации от 27.12.2023 № 1028, от 22.01.2024 № 31, от 19.03.2024 № 171, от 19.02.2024 г. № 110 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» Приказы Министерства просвещения Российской Федерации о т 27.12.2023 № 1028, от 19.03.2024 № 171, от 01.02.2024 № 62, от 09.10.2024 №704 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования»
Слайд 6: ЕДИНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ЕДИНСТВО СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФОП ООО и СОО ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися ФООП; система оценки достижения планируемых результатов освоения ФООП СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ федеральные рабочие программы учебных предметов программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся; федеральная рабочая программа воспитания ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ федеральный учебный план; федеральный план внеурочной деятельности; федеральный календарный учебный график; федеральный календарный план воспитательной работы ф еде р альный учебный план ф еде р альный календарный учебный график ф е д ера л ьные рабочие программы учебных пр е д ме т ов, к у р с ов, дисциплин ф еде р альная рабочая программа в о спи т ания федеральный календарный план в о с п и т а т ел ь н ой работы Единые подходы к формированию содержания образования и воспитания Единые стандарты образовательного пространства страны Единая система мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций Федеральная образовательная программа (ФОП)
Слайд 8: НОВОЕ в нормативно- правовом регулировании
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.10.2024 № 704 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования" Утверждены перечни (кодификаторы) проверяемых требований к метапредметным результатам освоения ООП ООО Ссылка на изменения ФРП ФОП ООО: https://disk.yandex.ru/i/MnOIpyoDT-vjtQ НОВОЕ в нормативно- правовом регулировании ФОП ООО Изменения Предметы Примечание Общий объём аудиторной работы на уровне ООО не менее 5338 академических часов и не более 5848 часов Было не менее 5058 часов Определено поурочное планирование по классам на БАЗОВОМ УРОВНЕ «Русский язык», «Литература», «География», «Труд (технология)», «ОБЗР», «История», «Обществознание» Добавлен перечень ( кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП ООО и элементов содержания по предмету, который используется в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования. Добавили перечень ( кодификатор ) проверяемых требований к результатам освоения ООП ООО и элементов содержания — для ОГЭ «Русский язык», «Литература», «Математика», «Иностранный язык» (английский, французский, немецкий, испанский), «Информатика», «Физика», «Биология», «Химия» Внесены изменения в ФРП по учебным предметам. Определено общее число часов по изучению родных языков, литературе на родном языке Внесены изменения в части изучения иностранных языков (проверяемые элементы содержания)
Слайд 9: Перечень (кодификатор) проверяемых требований к метапредметным результатам освоения ООП ООО
Код проверяемого требования Проверяемые требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования 1 Познавательные УУД 1.1 Базовые логические действия 1.1.1 Выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений) 1.1.2 Устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа 1.1.3 С учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; … 1.1.4 Выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов 1.1.5 Делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, … 1.1.6 Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи … 1.2 Базовые исследовательские действия 1.2.1 Проводить по самостоятельно составленному плану … 1.2.2 Оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования 1.2.3 Самостоятельно формулировать обобщения и выводы… 1.2.4 Прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, … 1.2.5 Использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;… 1.3 Работа с информацией 1.3.1 Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев 1.3.2 Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию … 1.3.3 Самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями 1.3.4 Оценивать надёжность информации по критериям, … 1.3.5 Эффективно запоминать и систематизировать информацию 2 Коммуникативные УУД 2.1 Общение 2.1.1 Выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах 2.1.2 В ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу… 2.1.3 Публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);… 2.1.4 Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции … 2.2 Совместная деятельность 2.2.1 Понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, … 3 Регулятивные УУД 3.1 Самоорганизация 3.1.1 Выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; самостоятельно составлять алгоритм решения задачи … 3.1.2 Ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);… 3.2 Самоконтроль 3.2.1 Владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии 3.2.2 Вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей 3.2.3 Давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;… находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям 3.3 Эмоциональный интеллект 3.3.1 Различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;… 3.4 Принятие себя и других 3.4.1 Осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг стр. 3 приказа Минпросвещения РФ от 09.10.2024 №704
Слайд 10: Внесение изменений в ООП ООО
Пояснительная записка принципы ООО дополнить Система оценки достижения планируемых результатов освоения ФОП ООО длительность контрольной работы, длительность практической работы ; перечень ( кодификатор ) проверяемых требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Содержательный раздел Синхронизировать рабочие программы с их обновленной версией по учебным предметам: «Русский язык» «Литература» «Иностранный язык» «История» «Обществознание» «Математика» «География» «Физика» «Информатика» «Биология» «Труд (технология)» «Физическая культура» «Основы безопасности и защиты Родины» Поурочное планирование – в соответствии с ФРП Организационный раздел Учебный план внести изменения в пояснительную записку учебного плана в части минимального количества учебных занятий за 5 учебных лет, отразить объем максимально допустимой нагрузки в течение недели в соответствии с выбранным вариантом ФУП; скорректировать пункт о выполнении домашнего задания (продолжительность, сроки выполнения, внесение в ЭЖ..) Календарный учебный график актуализировать новым содержанием План внеурочной деятельности актуализировать обновленным содержанием Целевой раздел
Слайд 11: Учебный план основного общего образования, 5-дневная учебная неделя
Учебные предметы Учебные модули Классы (количество часов в неделю) V VI VII VIII IX Обязательная часть Русский язык 5 6 4 3 3 Литература 3 3 2 2 3 Иностранный язык 3 3 3 3 3 Математика Алгебра 5 5 3 3 3 Геометрия 2 2 2 Вероятность и статистика 1 1 Информатика 1 1 1 История 3 3 3 2 2,5 Обществознание 1 1 География 1 1 2 2 2 Физика 2 2 3 Химия 2 2 Биология 1 1 1 2 2 Изобразительное искусство 1 1 1 Музыка 1 1 1 1 Труд (технология) 2 2 2 1 1 Основы безопасности и защиты Родины 1 1 Физическая культура 2 2 2 2 3 Итого, обязательная часть 27 28 30 31 32,5 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 2 2 2 2 0,5 Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной неделе), в соответствии с санитарными правилами и нормами 29 30 32 33 33 Учебный план основного общего образования, 5-дневная учебная неделя Вариант 1 ФГОС ООО и ФОП не позволяют реализовать углублённое изучение предметов при 5-дневной учебной неделе! Обязательную часть: количество часов по каждому предмету не может быть меньше, чем предусмотрено ФРП; изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов РФ осуществляется при наличии возможностей ОУ и по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (см. вариант №4 ФУП ООО); ИСКЛЮЧЕН учебный предмет « ОДНКНР» (приказ Минпросвещения РФ от 19.02.2024 № 110) преподавание истории и обществознания в 8-9 классах остается БЕ З ИЗМЕНЕНИЙ При разработке учебного плана ОУ обращаем внимание на: ФРП по всем учебным предметам на портале: https://edsoo.ru/rabochie-programmy/ Обновлённый ФГОС 2021 ФГОС 2010 Условные обозначения: (стр. 2 приказа Минпросвещения РФ от 09.10.2024 № 704) Часть, формируемую участниками образовательных отношений: «167.12. При реализации вариантов №№1-6 федерального учебного плана количество часов на физическую культуру составляет 2, третий час рекомендуется реализовывать ОО за счет части, формируемой участниками образовательных отношений, включая использование учебных модулей по видам спорта.» (стр. 1045 приказа Минпросвещения РФ от 09.10.2024 № 704)
Слайд 12: Учебный план основного общего образования, 6-дневная учебная неделя
Вариант 2 При разработке учебного плана ОУ обращаем внимание на: ФРП по всем учебным предметам на портале: https://edsoo.ru/rabochie-programmy/ Учебные предметы Учебные модули Классы (количество часов в неделю) V VI VII VIII IX Обязательная часть Русский язык 5 6 4 3 3 Литература 3 3 2 2 3 Иностранный язык 3 3 3 3 3 Математика Алгебра 5 5 3 3 3 Геометрия 2 2 2 Вероятность и статистика 1 1 Информатика 1 1 1 История 3 3 3 2 2,5 Обществознание 1 1 География 1 1 2 2 2 Физика 2 2 3 Химия 2 2 Биология 1 1 1 2 2 Изобразительное искусство 1 1 1 Музыка 1 1 1 1 Труд (технология) 2 2 2 1 1 Основы безопасности и защиты Родины 1 1 Физическая культура 2 2 2 2 3 Итого, обязательная часть 27 28 30 31 32,5 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 5 5 5 5 3,5 Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной неделе), в соответствии с санитарными правилами и нормами 32 33 35 36 36 Обязательную часть: количество часов по каждому предмету не может быть меньше, чем предусмотрено ФРП; изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов РФ осуществляется при наличии возможностей ОУ и по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (см. вариант №4 ФУП ООО); ИСКЛЮЧЕН учебный предмет « ОДНКНР» ( приказ Минпросвещения РФ от 19.02.2024 № 110) Преподавание истории и обществознания в 8-9 классах остается БЕ З ИЗМЕНЕНИЙ Обновлённый ФГОС 2021 ФГОС 2010 Условные обозначения: Часть, формируемую участниками образовательных отношений: «167.12. При реализации вариантов №№1-6 федерального учебного плана количество часов на физическую культуру составляет 2, третий час рекомендуется реализовывать ОО за счет части, формируемой участниками образовательных отношений, включая использование учебных модулей по видам спорта.» (стр. 1045 приказа Минпросвещения РФ от 09.10.2024 №704) увеличить количество часов для реализации программ углублённого изучения предметов https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm (стр. 2 приказа Минпросвещения РФ от 09.10.2024 № 704)
Слайд 13
Преподавание истории и обществознания с 1 сентября 2025 года ИСТОРИЯ Поурочное планирование для 5,6,7 классов – с. 731 приказа Минпросвещения РФ от 09.10.2024 № 704 Поурочное планирование для 8-9 классов – с. 654 приказа Минпросвещения РФ от 09.10.2024 № 704 По учебному курсу «История нашего края» к 1 сентября 2025 года будет актуализирована программа курса «История Самарского края» и разработаны методические рекомендации по реализации курса в 6-7 классах (на переходный период) В 5-7 классах число часов для изучения истории составляет – 3 часа в неделю
Слайд 14
С 1 сентября 2025 года преподавание истории в 5,6,7 классах будет осуществляться по новой линейке единых учебников истории с 1 сентября 2026 года
Слайд 15
Преподавание истории родного края в 2025-2026 учебном году В соответствии с приказом Минпросвещения России от 9 октября 2024 г. № 704 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования» с 1 сентября 2025 г. будет реализовываться курс «История родного края» в рамках учебного предмета «История» в 5 – 7 классах. Содержание учебного курса «История нашего края» определяется положениями федеральной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 370, и охватывает историю субъекта Российской Федерации в соответствии с принятой периодизацией исторического процесса: 5 класс (34 ч). История нашего края в древности (до образования российского государства или до вхождения края в его состав);
Слайд 16
6 класс (17 ч). История нашего края в истории России в Средние века и Новое время (до начала XX в.). Вхождение края в состав российского государства. Формирование политического и экономического единства. Наш край в основных вехах истории Российского государства (Смута, эпоха Петровских преобразований, век Екатерины Великой, Отечественная война 1812 года, преобразования Александра II, развитие в конце XIX – начале XX вв.). Наши известные земляки в политической, экономической, военно-исторической, образовательной и культурной жизни России. Религия и памятники. Развитие культуры края. Отражение истории края в музейных экспозициях (практическое занятие); 7 класс (17 ч). История нашего края в Новейшее время (начало XX в. – настоящее время). Наш край в годы Первой мировой и Гражданской войн. Установление советской власти. Наш край в годы первых пятилеток. Наш край в годы Великой Отечественной войны. Послевоенное восстановление и развитие. Наш край в 1960-70-е годы. Экономическое и культурное развитие. Наш край в 1980-е годы. Кризисные проявления, влияние распада СССР на развитие региона. Наш край в 1990-е годы. XXI век. Система государственного управления краем. Наши известные земляки. История края в наши дни. Специальная военная операция: герои и подвиги.
Слайд 17
В случае наличия учебных пособий по истории субъекта Российской Федерации они могут использоваться для организации процесса обучения и воспитания по учебному курсу «История нашего края». Рекомендуем в рамках проведения занятий по курсу «История нашего края» запланировать посещение краеведческих, исторических, школьных музеев, иных научно-просветительских учреждений, занимающихся краеведением и историей региона. Обращаем внимание, что учебный материал, используемый педагогическим работником для реализации курса «История нашего края» должен соответствовать психовозрастным особенностям обучающихся и опираться на систему традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Слайд 18
Варианты реализации модуля «Введение в Новейшую историю России» в рабочей программе по истории в 9 классе Целостное в конце года обучения Модуль «Введение в Новейшую историю России» изучается целостно в количестве 17 часов по окончании основного курса «Истории» (68 часов) в конце года Выбор большинства педагогов и рекомендации РУМО Отдельно модуль «Введение в Новейшую историю России» в расписание и тарификацию не выделяется, так как он является составной частью ФРП по истории. Вариант изучения должен быть отражен в КТП рабочей программы по истории. Протокол РУМО №3 от 7.09.2023 2 часа в тарификации учителя истории в 1-м полугодии 3 часа в тарификации учителя истории во 2-м полугодии Для баланса нагрузки обучающихся по полугодиям необходимо перераспределение часов по другому предмету противоположно выбранному варианту Варианты тарификации учителей для реализации модуля «Введение в Новейшую историю России» в 9 классе 2,5 часа в учебном плане на изучение предмета «История»
Слайд 19
ИЗМЕНЕНИЯ в части учебного предмета «История» с 1 сентября 2026 года ИСТОРИЯ З часа в неделю 2 часа в неделю
Слайд 22: НОВОЕ в нормативно- правовом р егулировании
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.10.2024 № 704 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования" Утверждены перечни (кодификаторы) проверяемых требований к метапредметным результатам освоения ООП СОО Ссылка на изменения ФРП ФОП СОО: https://disk.yandex.ru/i/N2mj_7BDAKKiRg НОВОЕ в нормативно- правовом р егулировании ФОП СОО Изменения Предметы Примечание Общий объём аудиторной работы на уровне СОО не менее 2312 академических часов и не более 2516 часов Было 2170 Определено поурочное планирование по классам на БАЗОВОМ УРОВНЕ «Русский язык » «Литература» «История», «География», «ОБЗР», «Обществознание» Добавлен перечень ( кодификатор ) проверяемых требований к результатам освоения ООП СОО и элементов содержания по предмету, который используется на ЕГЭ «Русский язык», «Литература», «Математика», «Иностранный язык» (английский, французский, немецкий, испанский) «Химия», «Биология», «История», «Обществознание», «Физика», «География» Внесены изменения в ФРП по у чебным предметам
Слайд 23: Перечень (кодификатор) проверяемых требований к метапредметным результатам освоения ООП СОО
Код проверяемого требования Проверяемые требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования 1 Познавательные УУД 1.1 Базовые логические действия 1.1.1 Устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения 1.1.2 Выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях 1.1.3… Самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения…. 1.2 Базовые исследовательские действия 1.2.1 Владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем 1.2.2 Овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проблем 1.2.3…. Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами… 1.3 Работа с информацией 1.3.1 Владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления 1.3.2 Создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации 1.3.3 Оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам 1.3.4… Использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности … Код проверяемого требования Проверяемые требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования 2 Коммуникативные УУД 2.1 Общение 2.1.1 Осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; владеть различными способами общения и взаимодействия 2.1.2 Развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств 2.1.3 Аргументированно вести диалог 3 Регулятивные УУД 3.1 Самоорганизация 3.1.1 Самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; давать оценку новым ситуациям…. 3.2 Самоконтроль 3.2.1 Давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям 3.2.2 Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению 3.3 Эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей стр. 1051 приказа Минпросвещения РФ от 09.10.2024 №704
Слайд 24: Внесение изменений в ООП СОО
Целевой раздел Пояснительная записка принципы СОО дополнить Система оценки достижения планируемых результатов освоения ФОП С ОО длительность контрольной работы, длительность практической работы; перечень ( кодификатор ) проверяемых требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования Содержательный раздел Синхронизировать рабочие программы с их обновленной версией по учебным предметам: «Русский язык» «Литература» «История» «Обществознание» «Математика» «География» «Физика» «Биология» «Труд (технология)» «Физическая культура» «Основы безопасности и защиты Родины» Организационный раздел Учебный план внести изменения в пояснительную записку учебного плана в части минимального количества учебных занятий за 2 учебных года, отразить объем максимально допустимой нагрузки в течение недели в соответствии с выбранным вариантом ФУП; скорректировать пункт о выполнении домашнего задания (продолжительность, сроки выполнения, внесение в ЭЖ..) Календарный учебный график актуализировать новым содержанием План внеурочной деятельности актуализировать обновленным содержанием Поурочное планирование – в соответствии с ФРП
Слайд 25: Нормативная основа формирования учебного плана профиля
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (ред. от 12.08.2022 № 732) Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» 18.3.1. ФГОС СОО 131. ФОП СОО Образовательная организация обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей обучения: естественно-научного, гуманитарного, социально-экономического, технологического, универсального В интересах обучающихся, с участием обучающихся и их родителей (законных представителей) могут разрабатываться индивидуальные учебные планы Учебный план определяет количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося – не менее 2312 часов и не более 2516 часов (не более 37 часов в неделю). При проектировании учебного плана профиля следует учитывать, что профиль является способом введения обучающихся в ту или иную общественно- производственную практику; это комплексное понятие, не ограниченное ни рамками учебного плана, ни заданным набором учебных предметов, изучаемых на базовом или углубленном уровне, ни образовательным пространством школы. Учебный план профиля строится с ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности, с учетом предполагаемого продолжения образования обучающихся, для чего необходимо изучить намерения и предпочтения обучающихся и их родителей (законных представителей). Напоминаем! ООП может включать как один, так и несколько учебных планов, в том числе учебные планы различных профилей обучения Учебный план формируется с учетом профиля получаемой специальности за счет введения профильных предметов, соответствующих по содержанию, целям и задачам, требованиям пунктов 7.1. и 8.1 Стандарта Количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося – не менее 2312 часов и не более 2516 часов (37 часов в неделю)
Слайд 26
Предметная область Учебный предмет Уровень изучения предмета / количество часов базовый углубленный 10 класс 11 класс 10 класс 11 класс Русский язык и литература Русский язык 2 2 нет нет Литература 3 3 5 5 Родной язык и родная литература Родной язык 2 2 нет нет Родная литература 1 1 нет нет Иностранные языки Иностранный язык 3 3 5 5 Второй иностранный язык 2 2 Общественно-научные предметы История 2 2 4 4 Обществознание 2 1,5 4 4 География 1 1 3 3 Математика и информатика Алгебра и начала математического анализа 2 3 4 4 Геометрия 2 1 3 3 Вероятность и статистика 1 1 1 1 Информатика 1 1 4 4 Естественно-научные предметы Физика 2 2 5 5 Химия 1 1 3 3 Биология 1 1 3 3 Основы безопасности и защиты Родины Основы безопасности и защиты Родины 1 1 нет нет Физическая культура Физическая культура 3 3 нет нет Индивидуальный проект 1 Дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся количество часов в УП должно соответствовать уровню реализации программ учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать не менее 13 учебных предметов Количество часов в соответствии с федеральными рабочими программами на уровень СОО предусмотреть изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области «131.14. При реализации вариантов федерального учебного плана естественно-научного, гуманитарного, социально-экономического, технологического профилей, количество часов на физическую культуру составляет 2, третий час рекомендуется реализовывать ОО за счет части, формируемой участниками образовательных отношений, включая использование учебных модулей по видам спорта.» стр. 1774 приказа Минпросвещения РФ от 09.10.2024 №704 При формировании учебного плана профиля ОУ, обращаем внимание: Преподавание обществознания в 10-11 классах с 1 сентября 2025 года будет осуществляться: в 10 классах – 2 часа в неделю, в 11 классах – 1,5 часа в неделю. стр. 1670 приказа Минпросвещения РФ от 09.10.2024 №704 количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося – не менее 2312 часов и не более 2516 часов (не более 37 часов в неделю).
Слайд 27: Количество часов в ФРП на уровень СОО
Предметная область Учебный предмет Уровень изучения предмета / количество часов базовый углубленный 10 класс 11 класс 10 класс 11 класс Русский язык и литература Русский язык 2 2 нет нет Литература 3 3 5 5 Родной язык и родная литература Родной язык 2 2 нет нет Родная литература 1 1 нет нет Иностранные языки Иностранный язык 3 3 5 5 Второй иностранный язык 2 2 Общественно-научные предметы История 2 2 4 4 Обществознание 2 1,5 4 4 География 1 1 3 3 Математика и информатика Алгебра и начала математического анализа 2 3 4 4 Геометрия 2 1 3 3 Вероятность и статистика 1 1 1 1 Информатика 1 1 4 4 Естественно-научные предметы Физика 2 2 5 5 Химия 1 1 3 3 Биология 1 1 3 3 Основы безопасности и защиты Родины Основы безопасности и защиты Родины 1 1 нет нет Физическая культура Физическая культура 3 3 нет нет Индивидуальный проект 1 Дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся При формировании учебного плана профиля ОУ, обращаем внимание: учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать не менее 13 учебных предметов предусмотреть изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области количество часов в УП должно соответствовать уровню реализации программ количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося – не менее 2312 часов и не более 2516 часов (не более 37 часов в неделю ). Количество часов в ФРП на уровень СОО
Слайд 28: Составление рабочих программ Порядок у тверждени я рабочей программы
Рабочая программа РАССМАТРИВАЕТСЯ на ШМО ПРОВЕРЯЕТСЯ заместителем директора по учебной работе УТВЕРЖДАЕТСЯ директором школы РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей истории и обществознания ПРОВЕРЕНО Заместитель директора Иванова М.И. 29.08.2025 УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ Школа №1 Сидорова М.И. Приказ № 000 от 29.08.2025 Напоминаем! Составление рабочих программ Порядок у тверждени я рабочей программы
Слайд 30: Конструктор рабочих программ Предназначен для создания программ по обязательным учебным предметам. Шаблоны рабочих программ конструктора соответствуют ФОП и ФРП. Конструктор предназначен для создания рабочих программ только в рамках обновленных ФГОС
Слайд 31: Рекомендации из ФРП для учителя при составлении тематического планирования учебного курса
Тематическое планирование учебного курса и рекомендуемое распределение учебного времени для изучения отдельных тем, предложенные в настоящей программе, надо рассматривать как примерные ориентиры в помощь составителю авторской рабочей программы и прежде всего учителю. Автор рабочей программы вправе увеличить или уменьшить предложенное число учебных часов на тему, чтобы углубиться в тематику, заинтересовавшую обучающихся, или направить усилия на преодоление затруднений. Допустимо также локальное перераспределение и перестановка элементов содержания курса внутри данного класса. Количество проверочных работ (тематический и итоговый контроль качества усвоения учебного материала) и их тип (самостоятельные и контрольные работы, тесты) остаются на усмотрение учителя. Также учитель вправе увеличить или уменьшить число учебных часов, отведённых в рабочей программе на обобщение, повторение, систематизацию знаний обучающихся. Единственным, но принципиально важным критерием, является достижение результатов обучения, указанных в настоящей программе.
Слайд 32
Февраль –март 2025 Вебинары о подходах в преподавании предметов в 2025/2026 уч. году. Предварительное комплектование ОО Обучение педагогов Июнь – август 2025 Сбор в учебной части ОУ рабочих программ Проверка зам. директора рабочих программ на исполнение ФГОС. Обучение педагогов Август 2025 Утверждение директором ОУ рабочих программ Утверждение ООП на уровень начального / основного /среднего общего образования Подготовка учебной части ОУ к новому учебному году Апрель – июнь 2025 ПК корректировка ООП Корректировка рабочих программ НОО и ООО Разработка рабочих программ СОО Обучение педагогов П роведение родительских собраний обучающихся