Слайд 2
1. Виды и формы организации обучения 2. Урок как основная форма организации обучения 3. Анализы обучения 4. Суть и содержание процесса обучения 5. Коллектив учащихся как основная форма педагогического процесса
Слайд 3
Форма обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся осуществляемое в определенном порядке и режиме. Форма характеризуется: количеством участников, временем и местом протекания процесса и порядком его осуществления. В связи с развитием дидактической системы формы обучения возникают и совершенствуются. Очень часто, говоря о формах обучения, подразумевают способ обучения. Способы обучения развиваются по мере развития общества.
Слайд 4
В процессе становления и развития дидактики сформировались определенные формы обучения, выступающие в качестве своеобразного способа существования образовательного процесса, «оболочки» для отражения его внутренней сущности, логики и содержания. Форма обучения как научная категория обозначает внешнюю сторону организации образовательного процесса, особую конструкцию звена или совокупности звеньев образовательного процесса (И.М. Чередов).
Слайд 5
Организационная форма обучения в современном образовательном процессе — это целенаправленная, содержательно наполненная и технологически оснащенная целостная микросистема общения, взаимодействия, взаимообогащения отношений педагога и обучающихся. Эта система создается взаимосвязанными усилиями самого педагога, она реализуется как гармоничное единство насыщенного содержания, образовательных средств, методов и приемов.
Слайд 6
Проблемное обучение предполагает самостоятельный поиск знаний обучающимся в процессе решения учебных проблем (следовательно, отношения между участниками учебного процесса субъект-субъектные), развитие его творческого мышления и познавательной активности, обеспечивает прочные и действенные результаты обучения; вызывает положительное эмоциональное отношение к учению. Однако продуктивные методы не являются универсальными, поскольку не каждая учебная информация заключает в себе противоречие и представляет собой учебную проблему. При изучении подобного учебного материала целесообразно использовать репродуктивные методы. Сконструировать проблемную ситуацию на полном незнании не представляется возможным. Чтобы вызвать у обучающихся познавательный интерес, необходимо, чтобы они уже имели некоторый начальный запас знаний, который можно создать только с помощью репродуктивных методов.
Слайд 7
Урок — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива.
Слайд 8
Интерактивный вид урока подразумевает использование трёх составляющих — электронного учебника учащегося, электронного учебника учителя и интерактивной доски. Принцип взаимодействия прост — электронный учебник установлен на планшет учащегося. Планшет каждого ученика, в свою очередь, связан в единую сеть с интерактивной доской и планшетом учителя. Электронные учебники содержат гиперссылки на встроенные энциклопедии, более развёрнутое иллюстрирование с возможностью его прокрутки, кросс-ссылки между разными разделами учебника. В таком учебнике возможно использование аудио- и видеоматериалов, графики, которые позволяют учащимся лучше усваивать пройденный материал. При этом доступ в «свободный» Интернет и возможность установки игр на планшеты заблокированы
Слайд 9
В специальной школе урок представляет собой сложную дидактическую систему. Урок состоит из следующих частей: - содержание — проявляется через слово учителя, учебник, художественную литературу, наглядные средства и пр.; - различные звенья обучения — усвоение нового материала, закрепление и проверка усвоения, повторение, использование новых знаний, умений, навыков на практике; - различные методы и приемы обучения; - коррекционная направленность урока
Слайд 10
Необходимым составляющим любого урока является контроль за учебной деятельностью. Контроль процесса обучения позволяет учителю определить характер и объем понимания и усвоения учащимися учебного материала, уровень сформированности умений и навыков. Анализ процесса обучения, еще одна составляющая учебной работы, помогает учителю корректировать урок с целью развития положительных и снижения отрицательных моментов. В зависимости от дидактической задачи урока выделяются следующие основные типы уроков.
Слайд 11
После анализа соответствия учебного содержания уровню владения учащимися знаниями и навыками, необходимыми для того, чтобы достичь предусмотренных учебной программой результатов, следующим шагом должен стать анализ методов преподавания. Этот шаг предусматривает необходимость определения уровня владения учащихся знаниями и навыками, необходимыми для полноценного участия в работе с помощью выбранного учителем метода обучения. Иначе говоря, у учащихся могут отсутствовать необходимость и мотивация изучать материал, если учебный метод не соответствует их способностям в обучении.
Слайд 12
Когнитивные навыки. Методы обучения предусматривают обязательное наличие у учащихся некоторых когнитивных навыков и знаний. Например, когда ученики получают указания или им предлагается какое-то новое понятие, ожидается, что они имеют соответствующий словарный запас и необходимые знания. На занятиях по математике ожидается, что ученики знают определенные методы решения задач. Если ученикам даются письменные указания, необходимо, чтобы они умели читать, могли понимать эти указания и выполнять их
Слайд 13
Социальные навыки. Большая часть обучения происходит в группах вместе с другими учениками. Без соответствующих навыков взаимодействия и общения участие ученика в процессе обучения будет ограниченным. Например, «обучение в сотрудничестве» предусматривает, что учащиеся умеют выслушивать друг друга, ждать своей очереди, задавать вопросы, делиться информацией, принимать групповые решения и тому подобное. Многие из занятий в учебных центрах или центрах деятельности предусматривают, что ученики умеют делиться материалами, предлагать свои идеи, выслушивать комментарии (обратная связь), предлагать помощь и тому подобное
Слайд 14
Навыки - это усвоенные автоматизированные двигательные, сенсорные и умственные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека. Умения - это достигнутая в процессе обучения возможность человека творчески применять знания и навыки и достигать желаемого результата в непрерывно меняющихся условиях практической деятельности. Обучаемые - дети и взрослые люди, которые, отражая в своем сознании учебный материал, активно реагируют на воздействия преподавателя, овладевая при этом определенными знаниями, навыками и умениями.
Слайд 15
Целостность процесса обучения обеспечивается постановкой и достижением общих целей преподавания и учения, т.е. имеет двусторонний характер и невозможен без единства деятельностей учителя и ученика. Считают, что основной единицей процесса обучения является отношение между деятельностями преподавания и учения. Непременным условием обучения является активность обоих участников процесса, их взаимодействие Учитель создает необходимые условия: организует действия ученика, направляет их, сообщает новую информацию, демонстрирует приемы и способы действий контролирует, оценивает, использует определенные средства При этом формирование знаний, умений и навыков, понятий и мыслительных операций возможно только в результате собственной активности.
Слайд 16
Согласно общей цели образования, обучение должно обеспечивать выполнение образовательной, воспитательной и развивающей функций. Это условное разделение, ибо процесс обучения не ограничивается формированием знаний, умений и навыков, а предполагает также воспитание, формирование мировоззрения, развитие личности, повышение культурного уровня и т.д.
Слайд 17
Развитие личности зависит от деятельности коллектива, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. Чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в общественной жизни. Развитие творческой индивидуальности членов коллектива взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности.
Последний слайд презентации: Самостоятельная работа 1
Xodjayev B.X. Umumiy pedagogika nazariyasi va amaliyoti.Darslik – T.: SANO-STANDART, 2017. Ro’ziyeva D.I., Tolipov O’.Q. Pedagogik texnologiyalar va pedagogik mahorat. –T.: INNOVATSIYA-ZIYO, 2019. Sh.Abdullayeva, D.I.Ro’ziyeva. Pedagogik diagnostika va korreksiya.. Darslik. – T.: Fan va texnologiyalar, 201 9. Юзликаева Э., Мадьярова С., Янбарисова Э., Морхова И. Теория и практика общей педагогики. Учебник. – T.: ТГПУ, 2014. Mutalipova M.J. Xodjaev B.X. Qiyosiy pedagogika. Darslik.-T. TDPU, 2015 Калдыбекова А.С. Жалпы педагогика теориясы және практикасы. I. Педагогика теориясы. – Т.: ТДПУ, 2013. U.Inoyatov, N.Muslimov, D.Ro‘zieva, M.Usmonboeva Pedagogika Nopedagogik oliy ta’lim muassasalari uchun darslik TDPU, 201 3. Yuzlikayeva E., Axmedova M., Qurbonova G., Sh.TashmetovaUmumiy pedagogika. Darslik —T. TDPU 2012.