Слайд 2
Мы всех зовем, чтоб в лоб, а не пятясь. Критика дрянь косила. И это лучшее из доказательств нашей чистоты и силы. Вл. Маяковский.
Слайд 3
Сатира (лат. satira) — комическое проявление в искусстве, представляющее собой поэтически-унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др.
Слайд 4
Что касается прямого указания, кто преступник, а кто – нет – у меня такой агитационный уклон, я не люблю, чтобы этого не понимали. Я люблю сказать до конца, кто сволочь. В.Маяковский
Слайд 5
Жил да был на свете кадет. В красную шапочку кадет был одет. Кроме этой шапочки, доставшейся кадету, Ни черта в нем красного не было и нету. В.В. Маяковский На всех этапах своего творчества В. В. Маяковский создавал сатирические произведения. В начале своей писательской деятельности поэт сотрудничал с журналами «Сатирикон» и «Новый Сатирикон», основная тематическая направленность которых вполне ясна из названия. И в стихах, и в пьесах Маяковский отдавал предпочтение сатире. Темы, образы подвергавшиеся осмеянию поэта, менялись с течением времени. Основная характеристика сатиры поэта — ее актуальность, соответствие настроениям эпохи.
Слайд 6
Сатира Маяковского многообразна в жанровом отношении. От весьма своеобразного сатирического «гимна» в дореволюционной поэзии он пришел к веселой остроумной карикатуре с присущей ей тенденцией к сатирическому образу-маске, широкому использованию гиперболы в поэзии послереволюционной. В 20-е годы в стихах о загранице Маяковский обращается к жанру лиро-эпического, сюжетного стихотворения, в котором часто присутствует сатира.». Центральные темы сатирического творчества поэта — мещанство и бюрократизм. Если в стихотворении «О дряни» обличается мещанство, то в стихотворении «Прозаседавшиеся», написанном год спустя, впервые сатира направлена против бюрократизма.
Слайд 8
Уже на примере ранних стихов Маяковского можно составить представление о его жизненном и творческом кредо, которому он остался верен до самого конца: Ненавижу Всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь! На эту «мертвечину», на мнимое — с точки зрения поэта — существование косных и «ненужных» вещей он направляет оружие своей сатиры. После победы большевиков Маяковский начинает выпускать агитационные плакаты («Окна сатиры РОСТА».), где мишенью его едких насмешек становится все, что враждебно завоеваниям революции: это кровожадные и тупые белые генералы, страны Антанты, жадная баба, не признающая республики.
Слайд 9
Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина после революции в своих произведениях продолжили М.Зощенко, М.Булгаков, И.Ильф и Е.Петров, А.Аверченко, а в поэзии В.Маяковский.
Слайд 10
Гимн (от греч. ὕμνος — торжественная хвалебная песнь) — жанр лирики: в античной поэзии — хвалебая песнь в честь богов или героев, написанная в форме обращения или воззвания к восхваляемому лицу; позднее в европейской литературе сохраняется в форме религиозного (хорал) и светского гимна. Широко распространены также гимны-пародии («Гимн обеду», «Гимн судье» Маяковского). Гимны
Слайд 14
«Гимн обеду» Если взрежется последняя шея бычья И злак последний с камня серого, Ты, верный раб своего обычая, Из звезд сформируешь консервы.
Слайд 15
«Вот как я сделался собакой» Ну, это совершенно невыносимо! Весь как есть искусан злобой. Злюсь не так, как могли бы вы: как собака лицо луны гололобой - взял бы и все обвыл.
Слайд 16
«Нате!» А если сегодня мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется - и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я - бесценных слов транжир и мот.
Слайд 17
«Вам!» Вам, проживающим за оргией оргию, имеющим ванную и теплый клозет! Как вам не стыдно о представленных к Георгию вычитывать из столбцов газет?
Слайд 18
Окна РОСТА, точнее — "Окна сатиры РОСТА" - плакаты, создававшиеся в 1919—1921 годах советскими художниками и поэтами, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). "Окна РОСТА" — самобытный вид агитационно-массового искусства, возникший в период Гражданской войны и военной интервенции 1918—20.
Слайд 19
Первое "Окна РОСТА" исполнил в октябре 1919 М.М.Черемных. Затем к нему присоединились В.В.Маяковский, создававший яркие, меткие рисунки и подписи, а также И. А. Малютин, Д.С.Моор и др. Сатирические плакаты, выполненные в острой и доступной манере, снабжённые лаконичными стихотворными текстами, разоблачали противников молодой республики Советов. «Окна РОСТА» посвящались злободневным событиям, были иллюстрациями к телеграммам, передававшимся агентством в газеты. "Окна РОСТА" сыграли значительную роль в становлении советского изобразительного искусства.
Слайд 20: Лозунги Маяковского
Электрический ток - рабочего настиг. Как от смерти рабочего спасти? Немедленно еще до прихода врача надо искусственное дыхание начать. Чтоб фронт отстоять, белобанды гоня, пролетариат в двадцатом сел на коня. Чтоб видеть коммуну, растветшую в быль, садись в двадцать девятом на трактор и автомобиль. Мойте окна, запомните это, окна - источник жизни и света. Нельзя человека закупорить в ящик, жилище проветривай лучше и чаще. Не спи на работе! Работник этакий может продрыхнуть все пятилетки. Месим руками сталь, а не тесто, храни в порядке рабочее место. Нужную вещь в беспорядке ищешь, никак не найдешь и ранишь ручища. На работе волосы прячьте лучше: от распущенных волос - несчастный случай. Хулиганство на производстве наносит удар всей дисциплине нашего труда.
Слайд 24
“Окна РОСТа” - та же передовая батарея, обстреливавшая врага. За 28 месяцев Маяковский сделал 3 тысячи плакатов и 6 тысяч подписей. Поэт, обладавший не только литературным, но и политическим авторитетом, стал фактически руководителем коллектива энтузиастов. По “Окнам РОСТа” можно проследить смену событий, происходивших в один из труднейших периодов жизни страны. Незадолго до смерти, вспоминая о тех днях, Маяковский писал: “Через годы над этими “окнами” будут корпеть учёные, охраняя от времени скверненькую бумагу. Охранять эти “окна” надо и надо. Так как это красочная история трёх “боевейших” годов Союза, так как это предки всех советских сатирических журналов”.
Слайд 25
«О дряни » Утихомирились бури революционных лон. Подернулась тиной советская мешанина. И вылезло из-за спины РСФСР мурло мещанина.
Слайд 26
Слава, Слава, Слава героям!!! Впрочем, им довольно воздали дани. Теперь поговорим о дряни. Утихомирились бури революционных лон. Подернулась тиной советская мешанина. И вылезло из-за спины РСФСР мурло мещанина.
Слайд 27
( Меня не поймаете на слове, я вовсе не против мещанского сословия. Мещанам без различия классов и сословий мое славословие.) Со всех необъятных российских нив, с первого дня советского рождения стеклись они, наскоро оперенья переменив, и засели во все учреждения. Намозолив от пятилетнего сидения зады, крепкие, как умывальники, живут и поныне - тише воды. Свили уютные кабинеты и спаленки.
Слайд 28
И вечером та или иная мразь, на жену, за пианином обучающуюся, глядя, говорит, от самовара разморясь : "Товарищ Надя! К празднику прибавка - 24 тыщи. Тариф. Эх, и заведу я себе тихоокеанские галифища, чтоб из штанов выглядывать как коралловый риф!"
Слайд 29
А Надя: "И мне с эмблемами платья. Без серпа и молота не покажешься в свете! В чем сегодня буду фигурять я на балу в Реввоенсовете?!" На стенке Маркс. Рамочка ала. На "Известиях" лежа, котенок греется. А из-под потолочка верещала оголтелая канареица.
Слайд 30
Маркс со стенки смотрел, смотрел... И вдруг вот разинул рот, да как заорет: " Опутали революцию обывательщины нити. Страшнее Врангеля обывательский быт. Скорее головы канарейкам сверните - чтоб коммунизм канарейками не был побит!"
Слайд 31
Не испытывает к мещанам, как к сословию, никаких отрицательных чувств. Мещанством же поэт называет образ жизни и мышления, когда человек заботится исключительно о собственном благополучии. Мещане – это те, кто легко приспособится к любой власти. Они они стразу же подыскали себе теплые места и «засели в различных учрежденьях». Поэт использует сарказм, метафоры, эпитеты, сравнения. В быту такие люди измеряют свое благополучие количеством денег и возможностью их потратить на себя. Маяковский откровенно издевается над показным благополучием подобных мещан. Однако поэт не хочет и не может мириться с подобными обывателями, поэтому Маяковский использует прием гиперболизации действительности, призвав на роль судьи Карла Маркса. Таким образом, обвинительный приговор мещанам поэт вынес устами немецкого философа, который призывает свернуть головы всем канарейкам, олицетворяющим образ мещанства, «чтоб коммунизм канарейками не был побит». Последняя фраза стихотворения содержит в себе глубокую иронию. Ведь именно за ширмой личного благополучия революционные идеи равенства и братства попросту исчезнут. И именно этот факт вызывает у Маяковского раздражение, смешанное с обидой.
Слайд 32
В 20-е годы Маяковский создает целый ряд произведений, направленных против подхалимов, отрицательных явлений жизни во время нэпа, бюрократов. В 1922 году поэт пишет стихотворение «Прозаседавшиеся». Вся сила гнева стихотворения направлена против бюрократизма, против тех, кто в заседательской суете увидел стиль работы с людьми. Маяковский открыто заявляет о своем отрицательном отношении к бюрократизму: Мечтою встречаю рассвет ранний: «О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний!»
Слайд 33
Чуть ночь превратится в рассвет, вижу каждый день я: кто в глав, кто в ком, кто в полит, кто в просвет, расходится народ в учрежденья. Обдают дождем дела бумажные, чуть войдешь в здание: отобрав с полсотни - самые важные! – служащие расходятся на заседания.
Слайд 34
Заявишься: " Не могут ли аудиенцию дать Хожу со времени она ". - " Товарищ Иван Ваныч ушли заседать - объединение Тео и Гукона ". Исколесишь сто лестниц. Свет не мил. Опять : "Через час велели прийти вам. Заседают : покупка склянки чернил Губкооперативом ". Через час: ни секретаря, ни секретарши нет - голо ! Все до 22-х лет на заседании комсомола.
Слайд 35
Снова взбираюсь, глядя на ночь, на верхний этаж семиэтажного дома. " Пришел товарищ Иван Ваныч ?" - " На заседании А- бе - ве - ге -де- е-же- зе -кома". Взъяренный, на заседание врываюсь лавиной, дикие проклятья дорогой изрыгая. И вижу: сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина другая? " Зарезали! Убили !" Мечусь, оря. От страшной картины свихнулся разум.
Слайд 36
И слышу спокойнейший голосок секретаря: "Оне на двух заседаниях сразу. В день заседаний на двадцать надо поспеть нам. Поневоле приходится раздвояться. До пояса здесь, а остальное там".
Слайд 37
С волнением не уснешь. Утро раннее. Мечтой встречаю рассвет ранний: «О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний!»
Слайд 38
В последние годы жизни поэт создает не только сатирические стихи, но и сатирические пьесы. В пьесах «Клоп» и «Баня» Маяковский продолжает борьбу с бюрократизмом, угодничеством, политическим невежеством, грубостью и пьянством. О пьесе «Клоп» сам Маяковский писал: «Клоп» – это театральная вариация основной темы, на которую я писал стихи, поэмы, рисовал плакаты и агитки. Это тема борьбы с мещанином.»
Слайд 42
Всем своим творчеством Маяковский был устремлен в будущее. Его боевое оружие – это перо, и своим творчеством поэт пробуждал светлые чувства в человеке, помогал бороться с тем, что мешало жить. Свое поэтическое кредо Маяковский выразил в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»: Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – и солнца! Эти строки вошли в сознание миллионов людей, как эпиграф ко всему творчеству Маяковского.
Слайд 43
Казалось бы, сейчас мы живём в другой стране. Советский Союз остался только в документах, фотографиях, на старых картах, в воспоминаниях тех, кому довелось жить в советские времена. Но разве у нас нет объектов для сатиры и поводов для смеха? Разве исчезло то, что клеймил Маяковский в своих стихах-агитках, и мы являем миру порядочность и высокую нравственность? И за мещанским благополучием современных нуворишей не видно слёз обездоленных? Может быть, рано снимать с полок его томики, а самого поэта отправлять в архив?
Слайд 44
Да, юмор и сатира бессмертны. Чем труднее времена, тем труднее сатире. Времена ведь, как люди: они любят посмеяться над другими временами, но не терпят смеха над собой. Когда у великого философа Демокрита спросили, как он понимает истину, он ответил коротко: “Я смеюсь”.