Сборник методических материалов для проведения уроков обществознания в — презентация
logo
Сборник методических материалов для проведения уроков обществознания в
  • Сборник методических материалов для проведения уроков обществознания в соответствии с обновлённым ФГОС ООО.
  • ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 6 КЛАССА Тематический блок «Общение и его роль в жизни человека».
  • Критерии оценивания задания
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 6 КЛАССА Тематический блок «Общение и его роль в жизни человека».
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 6 КЛАССА Тематический блок «Общение и его роль в жизни человека».
  • Критерии оценивания задания
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 6 КЛАССА Тематический блок «Общение и его роль в жизни человека».
  • Критерии оценивания задания
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 6 КЛАССА Тематический блок «Общение и его роль в жизни человека».
  • Критерии оценивания задания
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 6 КЛАССА Тематический блок «Общение и его роль в жизни человека».
  • Критерии оценивания задания
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 6 КЛАССА Тематический блок «Общение и его роль в жизни человека».
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 6 КЛАССА Тематический блок «Общение и его роль в жизни человека».
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 6 КЛАССА Тематический блок «Общение и его роль в жизни человека».
  • Критерии оценивания задания
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 6 КЛАССА Тематический блок «Общение и его роль в жизни человека».
  • Критерии оценивания задания
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 6 КЛАССА Тематический блок «Общение и его роль в жизни человека».
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 7 КЛАССА По тематическому блоку «Правонарушения и их опасность для личности и общества».
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 7 КЛАССА По тематическому блоку «Правонарушения и их опасность для личности и общества».
  • Критерии оценивания задания
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 7 КЛАССА По тематическому блоку «Правонарушения и их опасность для личности и общества».
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 7 КЛАССА По тематическому блоку «Правонарушения и их опасность для личности и общества».
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 7 КЛАССА По тематическому блоку «Правонарушения и их опасность для личности и общества».
  • Критерии оценивания задания
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 7 КЛАССА По тематическому блоку «Правонарушения и их опасность для личности и общества».
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 7 КЛАССА По тематическому блоку «Правонарушения и их опасность для личности и общества».
  • Критерии оценивания задания
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 7 КЛАССА По тематическому блоку «Правонарушения и их опасность для личности и общества».
  • Критерии оценивания задания
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 8 КЛАССА По тематическому блоку «Экономика – основа жизнедеятельности человека».
  • Критерии оценивания задания
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 8 КЛАССА По тематическому блоку «Экономика – основа жизнедеятельности человека».
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 8 КЛАССА По тематическому блоку «Экономика – основа жизнедеятельности человека».
  • Критерии оценивания задания
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 8 КЛАССА По тематическому блоку «Экономика – основа жизнедеятельности человека».
  • Критерии оценивания задания
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 8 КЛАССА сценарий учебного занятия по теме «Роль религии в жизни общества».
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 8 КЛАССА сценарий учебного занятия по теме «Роль религии в жизни общества».
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 8 КЛАССА сценарий учебного занятия по теме «Роль религии в жизни общества».
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 8 КЛАССА сценарий учебного занятия по теме «Роль религии в жизни общества».
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 8 КЛАССА сценарий учебного занятия по теме «Роль религии в жизни общества».
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 8 КЛАССА сценарий учебного занятия по теме «Роль религии в жизни общества».
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 9 КЛАССА По тематическому блоку «Участие граждан в политике».
  • Критерии оценивания материала
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 9 КЛАССА По тематическому блоку «Участие граждан в политике».
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 9 КЛАССА По тематическому блоку «Участие граждан в политике».
  • Критерии оценивания задания
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 9 КЛАССА По тематическому блоку «Участие граждан в политике».
  • Критерии оценивания задания
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 9 КЛАССА по тематическому блоку «Статусы и роли. Социализация личности. Семья и её функции».
  • Критерии оценивания задания
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 9 КЛАССА по тематическому блоку «Статусы и роли. Социализация личности. Семья и её функции».
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 9 КЛАССА по тематическому блоку «Статусы и роли. Социализация личности. Семья и её функции».
  • Критерии оценивания задания
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 9 КЛАССА по тематическому блоку «Статусы и роли. Социализация личности. Семья и её функции».
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 9 КЛАССА по тематическому блоку «Статусы и роли. Социализация личности. Семья и её функции».
  • Критерии оценивания задания
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 9 КЛАССА по тематическому блоку «Статусы и роли. Социализация личности. Семья и её функции».
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 9 КЛАССА по тематическому блоку «Статусы и роли. Социализация личности. Семья и её функции».
  • МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 9 КЛАССА по тематическому блоку «Статусы и роли. Социализация личности. Семья и её функции».
1/63

Первый слайд презентации: Сборник методических материалов для проведения уроков обществознания в соответствии с обновлённым ФГОС ООО

Состав группы: Конькова Ольга Владимировна Тюлькина Светлана Владимировна Белокопытова Ольга Александровна Сунгатова Эльмира Ильгизовна Золотарева Галина Вячеславовна

Изображение слайда

Слайд 2: ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Критерии оценивания : зачтено/не зачтено. Зачтено ставится при выполнении всех требований к структуре и содержанию. Требования к структуре: сборник включает задания для 6-7 классов; сценарии учебных занятий или комплекты заданий для 8-9 классов. Требования к содержанию: Представленные задания направлены на развитие базовых логических действий и умений работать с информацией; представленные критерии оценивания результатов выполнения задания позволяют оценить уровень сформированности умений; разработанные задания соответствуют теме и возрастным особенностям обучающихся. Содержание и структура представленных сценариев учебных занятий соответствует требованиям обновлённого ФГОС ООО. В сборник включаются лучшие материалы, созданные группой в процессе обучения по программе. Если материал не помещается на одном слайде, можно добавить новые слайды.

Изображение слайда

Слайд 3: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 6 КЛАССА Тематический блок «Общение и его роль в жизни человека»

1 задание: «Описать человека как социальное существо» (Работа индивидуальная, в тетради(на листочках). Прочитайте параграф учебника, и на основе информации из учебника и ваших знаний о человеке, составить сравнительную таблицу. Распределить в два столбика качества человека, относящиеся к его социальной или биологической сущности. Например: мышление, сознание, речь, общение, физиологические (биологические) потребности, эмоции, наличие инстинктов, творчество, органы чувств и т.д. (перечень качеств можно вывести на доску). Объясните свой выбор. Сделаем вывод на основе таблицы. Пример ответа. Вывод (проверка тетрадей или устный опрос детей): Человек, как социально существо неразрывно связан с обществом. Он становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими индивидами (людьми). Социальное Биологическое Мышление Биологические потребности Речь Эмоции Сознание Инстинкты Общение Органы чувств Творчество

Изображение слайда

Слайд 4: Критерии оценивания задания

Оценка «5» - ребенок все качества распределил верно, объяснил свой выбор, сделал вывод. Оценка «4»- ребенок ошибся в 1-2 качествах/ не смог объяснить 1-2 качества, сделал вывод верно/с небольшими ошибками. Оценка «3» - ребенок сделал ошибку в 3-4 качествах/ не смог объяснить 3-4 качества, сделал вывод с небольшими ошибками. Оценка «2» -ребенок не справился с заданием.

Изображение слайда

Слайд 5: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 6 КЛАССА Тематический блок «Общение и его роль в жизни человека»

2 задание «Разрешение конфликта путем компромисса» (Работа в группах 4 человека (2 парты). Учитель на слайдах (или устно) показывает (называет) разные примеры сотрудничества и соперничества в группах (на работе, классе, улице и т.п.). Дети обсуждают каждый пример и распределяют их в таблицы. Объясняют свой выбор. Обсуждаем классом. Читают информацию (на отдельных листках) про стратегии поведения существуют в конфликтах. Обсуждаем их. Ребятам дается задание – на основе примера проиллюстрировать варианты разрешение конфликта путем компромисса. Примеры: 1. Борьба нескольких членов футбольной команды за место капитана. 2. Работа врача и медсестры на операции. 3. Музыканты на концерте. 4. Конкуренция сотрудников в сфере продаж. Варианты ответа: Сотрудничество Соперничество Работа врача и медсестры на операции Борьба нескольких членов футбольной команды за место капитана. Музыканты на концерте. Конкуренция сотрудников в сфере продаж

Изображение слайда

Слайд 6: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 6 КЛАССА Тематический блок «Общение и его роль в жизни человека»

2 задание «Разрешение конфликта путем компромисса» (Работа в группах 4 человека (2 парты). Стратегии поведения существуют в конфликтах:  Соперничество в конфликте это действия по отстаиванию собственных интересов в ущерб таковым у оппонента.  Приспособление в конфликте это готовность одного участника уступить другому, чтобы избежать противостояния.  Уклонение от конфликта. Данный стиль поведения предполагает, что человек выходит из конфликта и не отстаивает свои интересы и не решает его.  Сотрудничество – стиль поведения, предполагающий, что субъект конфликта ориентируется на решение задачи. Люди решают противоречия, которые лежат в основе конфликта.  Компромисс. Уступки оппоненту. Подобные действия ожидаются и от оппонента. Цель – не допустить обострения. Проблемная ситуация: в классе происходит конфликт из –за выбора подарка учителям к празднику. Группа А настаивают на подарках- цветах и шариках. Группа Б требуют выступить всем классом на концерте. Как разрешить конфликт путем компромисса?

Изображение слайда

Слайд 7: Критерии оценивания задания

Дети выставляют оценки другим группам, аргументируют свой выбор Оценка «5» - группа справилась с заданием верно, объяснили свой выбор, сделали выводы. Оценка «4»- группа ошиблась в разрешении конфликта/ не смогли объяснить свой выбор, сделали вывод верно/с небольшими ошибками. Оценка «3» - группа ошиблась в разрешении конфликта/ не смогли объяснить свой выбор, сделали вывод с небольшими ошибками.. Оценка «2» -группа не справилась с заданием.

Изображение слайда

Слайд 8: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 6 КЛАССА Тематический блок «Общение и его роль в жизни человека»

3 задание. Определить понятие «Общество». Ребятам предлагается выбрать ассоциации на слово «Общество», через ответы подвести их к правильному определению. Работа в группах по 4 человека (2 парты). Рисуют свою схему, потом обсуждаем каждый вариант. Обсуждаем с ним и правильность выбранных слов и пытаемся назвать определение. Идеальный ответ : Общество -люди и формы их объединения и способы взаимодействия.

Изображение слайда

Слайд 9: Критерии оценивания задания

Оценка «5»- группа подобрали 5-6 ассоциаций, объяснили свой выбор, сделали вывод, дали определение. Оценка «4» - группа подобрали 3-4 ассоциации, объяснили свой выбор, сделали вывод, дали определение с небольшими ошибками. Оценка «3»- группа подобрали 1-2 ассоциации, объяснили свой выбор, сделали вывод неправильно, дали определение ошибками или группа подобрали 3-4 ассоциации и не смогли объяснить свой выбор, вывод сделали с ошибками, определение выделили с ошибками. Оценка «2» -группа не справилась с заданием.

Изображение слайда

Слайд 10: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 6 КЛАССА Тематический блок «Общение и его роль в жизни человека»

Задание 4. Работа на формулировку определения понятия «общение» (кластер) Какие ассоциации у вас возникают со словом «общение»? Ученики называют ассоциации (обмен, поиск, переработка и передача информации, общее дело, взаимодействие, умение слушать, уважение, понимание, умение слышать), учитель записывает (или сами учащиеся) их на доске. Из всех предложенных слов выделите ключевые, которые помогут вам сформулировать определение понятия «общение». Итог запишите в тетрадь (при необходимости учитель выполняет данное задание совместно с детьми, в зависимости с особенностью класса). Работа выполняется в парах. Общение - это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании друг друга.

Изображение слайда

Слайд 11: Критерии оценивания задания

Оценка «5» -выставляется при полном выполнении задания. Оценка «4» - выставляется при составлении кластера и формулировки определения понятия «Общение» при отсутствии в понятии отличительных признаков. Оценка «3» - выставляется только при составлении кластера, без формулировки определения понятия «Общение». Оценка «2» не справились с заданием.

Изображение слайда

Слайд 12: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 6 КЛАССА Тематический блок «Общение и его роль в жизни человека»

Задание 5. Работа на формулировку определения понятия «общение» (работа с фразами) –данное задание можно использовать в классах, более подготовленных, с формированной читательской грамотностью. Вам будет предложено несколько вариантов определения понятия «общения». Ваша задача из предложенных вариантов сделать свое понятие «общение», включающие все особенности предложенных. «Взаимные отношения, связь» (Толковый словарь Ушакова) «Быть за одно, с кем-либо знаться, дружить, делиться сообща» (Словарь Даля) «…когда к сооружению какой-либо махины приготовленные части лежат особливо и ни которая определенного себе действия другой взаимно не сообщает, тогда все их бытие тщетно и бесполезно. Подобным образом, если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснять своих понятий другому, то не токмо лишены мы были сего согласного общих дел течения, которое соединением наших мыслей управляется, но едва ли не хуже ли были диких зверей…» («Русская грамматика» Ломоносов) «Единственная настоящая роскошь-это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент-Экзюпери) Общение –сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между отдельными людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности. (+ Оно включает обмен информацией и действиями, а также восприятие и понимание партнера по общению)

Изображение слайда

Слайд 13: Критерии оценивания задания

Оценка «5» -выставляется при полном выполнении задания. Оценка «4» - выставляется при составлении кластера и формулировки определения понятия «Общение» при отсутствии в понятии всех отличительных признаков. Оценка «3» - выставляется только при составлении кластера, без формулировки определения понятия «Общение». Оценка «2» не справились с заданием.

Изображение слайда

Слайд 14: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 6 КЛАССА Тематический блок «Общение и его роль в жизни человека»

Задание 6. Работа с текстом учебника «Как люди общаются». Прочитай текст на странице 72-73 и попробуй преобразовать полученную информацию в виде схемы, на которой будет отражены разные виды общения и способы невербального (неречевого) общения.

Изображение слайда

Слайд 15: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 6 КЛАССА Тематический блок «Общение и его роль в жизни человека»

Задание 6. Работа с текстом учебника «Как люди общаются». Прочитай текст на странице 72-73 и попробуй преобразовать полученную информацию в виде схемы, на которой будет отражены разные виды общения и способы невербального (неречевого) общения.

Изображение слайда

Слайд 16: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 6 КЛАССА Тематический блок «Общение и его роль в жизни человека»

Вопросы по составленной схеме: 1.Что такое речевое общение? 2.Что такое неречевое (вербальное) общение? 3.Какую роль оно играет в жизни человека? 4.Приведите примеры влияния невербального взаимодействия на ход общения (при ответе используйте иллюстрацию на стр.73 учебника). МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 6 КЛАССА Тематический блок «Общение и его роль в жизни человека».

Изображение слайда

Слайд 17: Критерии оценивания задания

Оценка «5» - выставляется при полном выполнении задания. Оценка «4» - выставляется при составлении полной схемы, но не умения ее проанализировать и аргументировать свои записи, при отсутствии ответов на вопросы по схеме. Оценка «3» - выставляется при составлении простой схемы без наличия в ней способов невербального общения. Оценка «2» - не справились с заданием.

Изображение слайда

Слайд 18: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 6 КЛАССА Тематический блок «Общение и его роль в жизни человека»

Задание 7. Рассмотрим ситуацию (определение качеств, помогающих и мешающих общению). Используя предложенную ситуацию и перечень качеств, заполните предложенную таблицу. Свой выбор поясните. Качества: дружелюбие, любознательность, внимательность, равнодушие, жадность, высокомерие, уважение, подлость, отзывчивость, зависть, честность, целеустремленность, доброта, гнев, общительность, восторг, чувство юмора. Попробуйте сформулировать вывод по итогу работы с ситуацией и качествами. Качества, помогающие общению Качества, мешающие общению

Изображение слайда

Слайд 19: Критерии оценивания задания

Оценка «5» - выставляется при полном выполнении задания. Оценка «4» - выставляется при условии правильного заполнения схемы и частичным умением аргументировать свой выбор, при отсутствии вывода. Оценка «3»- выставляется при условии заполнения схемы с незначительными ошибками и не умением аргументировать свой выбор. Оценка «2» - не справились с заданием.

Изображение слайда

Слайд 20: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 6 КЛАССА Тематический блок «Общение и его роль в жизни человека»

Задание 8. Домашнее задание (на выбор). Словом можно излечить, а можно и сделать очень больно. Поэтому, важно помнить, что каждый человек в нашем окружении интересен, сложен, раним. Чтобы общение доставляло радость, необходимо придерживаться определенных правил. Вам предлагается подготовить домашнее задание: На оценку «3» - записать «барьеры» общения, которые являются причиной недопонимания, возникающие в процессе общения между людьми. На оценку «4»- используя пункт 5 к параграфу 8 составить сравнительную таблицу по теме «Особенности общения со сверстниками и старшими». В таблице отразить черты различия и черты сходства в общении с предложенными категориями. На оценку «5»- составить правила-рекомендации для продуктивного общения (не менее 10 правил)

Изображение слайда

Слайд 21: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 7 КЛАССА По тематическому блоку «Правонарушения и их опасность для личности и общества»

Задание 1. Формирование понятия «Правонарушение и его признаки». 1.Прочитайте текст параграфа 10 пункт 1, выпишите понятие правонарушения и составьте схему признаков правонарушения.

Изображение слайда

Слайд 22: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 7 КЛАССА По тематическому блоку «Правонарушения и их опасность для личности и общества»

Задание 1. Формирование понятия «Правонарушение и его признаки». Правонарушение – виновно совершенное, противоправное деяние, причиняющее вред интересам общества, государства и личности, за которое предусматривается определенное законом наказание. 2.Определите, какое из приведенных понятий не является признаком правонарушения и объясните почему? 1.Опасное поведение 2.Опасные мысли 3.Наррушение норм права 4.Причинение вреда

Изображение слайда

Слайд 23: Критерии оценивания задания

Оценка «5» - задание выполнено полностью без ошибок. Оценка «4» - схема выполнена с небольшими неточностями, даны только 3-4 признака, ответ пояснен. Оценка «3» - схема выполнена не полностью, пояснение выбора не дано. Оценка «2» - не справились с заданием.

Изображение слайда

Слайд 24: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 7 КЛАССА По тематическому блоку «Правонарушения и их опасность для личности и общества»

Задание 2. Виды правонарушений и виды проступков. Правонарушения имеют различную тяжесть и последствия. Можно ли одинаково относиться к безбилетному проезду и покушению на жизнь человека? (ответы учащихся). Принято выделять два основных вида правонарушений. Рассмотрите предложенную схему, запишите в тетрадь и ответьте на предложенные вопросы. Свои ответы поясните.

Изображение слайда

Слайд 25: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 7 КЛАССА По тематическому блоку «Правонарушения и их опасность для личности и общества»

Задание 2. Виды правонарушений и виды проступков. Рассмотрите предложенную схему, запишите в тетрадь и ответьте на предложенные вопросы. Свои ответы поясните. 1.Определите ситуации в качестве проступка или преступления: Дмитрий Сонин, 20 лет, торопясь в зоомагазин, перебежал улицу перед близко идущим транспортом, хотя в 20 метрах находился подземный переход. Десятиклассник Сергей шел домой. На пустынной улице к нему подошли двое подвыпивших ребят, Вадим и Игорь. Они начали оскорблять его, жестоко избили и нанесли ему несколько ножевых ранений, затем скрылись в неизвестном направлении. 2.Классифицируйте указанные противоправные деяния на проступки и преступления: А) грабеж Б) торговля с рук в неустановленных местах В) кража Г) невыполнение договора Д) неоплаченный проезд в транспорте Е) вымогательство Ж) повреждение телефона-автомата З) мошенничество

Изображение слайда

Слайд 26: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 7 КЛАССА По тематическому блоку «Правонарушения и их опасность для личности и общества»

Задание 2. Виды правонарушений и виды проступков. Рассмотрите предложенную схему, запишите в тетрадь и ответьте на предложенные вопросы. Свои ответы поясните. 3.Какие из перечисленных нарушений правил жизни общества можно отнести к преступлениям, а какие к проступкам? Как они наказываются? 1) Несовершеннолетние отобрали у пенсионерки деньги. 2) Школьник изрисовал стены только что отремонтированного подъезда. 3) Безработный угнал автомобиль и продал его на запчасти. 4) Подросток оскорбил соседа, нецензурно выражаясь. 5) Ученик перешёл дорогу в неположенном месте. 6) Водитель грузовика ударил стоящую на обочине машину. 4. Что является административным проступком? 1) безбилетный проезд в метро 2) порча чужого имущества 3) кража продуктов из магазина 4) нарушение трудового договора. 5. На остановке общественного транспорта подростки нецензурно выражались. Какое правонарушение они совершили? 1) гражданский поступок 2) дисциплинарный поступок 3) административный проступок 4) уголовное преступление

Изображение слайда

Слайд 27: Критерии оценивания задания

Оценка «5» - задание выполнено без ошибок. Оценка «4» - задание выполнено с незначительными ошибками, не всегда дано объяснение. Оценка «3» - в задании были допущены ошибки, пояснений выбора не дано. Оценка «2» - не справились с заданием.

Изображение слайда

Слайд 28: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 7 КЛАССА По тематическому блоку «Правонарушения и их опасность для личности и общества»

Задание 3. Юридическая ответственность и ее виды. Обратимся к источнику. Из работ отечественного философа И.А.Ильина о праве. «Незнание…права ведет неизбежно к произволу сильного и запуганности слабого. Мало того, оно делает невозможною жизнь в праве и по праву. Люди пребывают в состоянии животных или вещей, до которых не доходит голос, взыскующий о том, что «можно», что «должно» и чего «нельзя»…» -К каким последствиям, по мнению философа, может привести незнание права? (ответы учащихся). Запись в тетрадь термина «Юридическая ответственность» Юридическая ответственность – это ответственность за совершенное правонарушение, т.е. это ответственность перед законом, выраженная в форме наказания. В зависимости от видов правонарушений выделяют и виды юридической ответственности. Рассмотрите предложенные схемы, ответьте на вопросы.

Изображение слайда

Слайд 29: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 7 КЛАССА По тематическому блоку «Правонарушения и их опасность для личности и общества»

Задание 3. Юридическая ответственность и ее виды. Рассмотрите предложенные схемы, ответьте на вопросы. (схему записывают в тетрадь) 1.Выберите ситуации, за которые наступает уголовная ответственность, ответ аргументируйте. К каким видам ответственности относятся другие примеры? А) Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу. Б) Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя, один направил ружье на другого и нажал курок. Неожиданно для обоих ружье выстрелило, один из подростков погиб. В) Подростки курили в школьном туалете. Г) Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток сообщил, что в школе заложена бомба. Д) Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег.

Изображение слайда

Слайд 30: Критерии оценивания задания

Оценка «5» - задание выполнено полностью. Оценка «4» - задание выполнено с незначительными ошибками, при выборе ответов были приведены пояснения (возможно частично) Оценка «3» - выполнена только репродуктивная работа-выписан термин и сделан выбор ответа (возможно ошибочно), при работе с источником нет пояснения. Оценка «2» - не справились с заданием.

Изображение слайда

Слайд 31: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 7 КЛАССА По тематическому блоку «Правонарушения и их опасность для личности и общества»

Задание 4. Выполните домашнее задание на выбор: на оценку «5-4» составить сообщение «Юридическая ответственность», 1)Составьте краткое сообщение (5-7 предложений) о юридической ответственности, используя все приведенные понятия: «правонарушение», «наказание», «ответственность», «Презумпция невиновности», «Административный проступок», «преступление». на оценку «4-3» -составить памятку «Как не стать жертвой преступления» ПАМЯТКА «Как не стать жертвой преступлений» (примерный ответ) Всегда предупреждайте родителей, если куда-нибудь отправляетесь. Не разговаривайте с незнакомыми людьми. Возвращаясь вечером с прогулки, идите по хорошо освещенным, многолюдным улицам. Если вам навстречу идет группа подростков, а поблизости нет людей, то перейдите на другую сторону или поверните назад. При явной опасности зовите на помощь.

Изображение слайда

Слайд 32: Критерии оценивания задания

Оценка «5» - составлено сообщение и использованы все понятия правильно. Оценка «4» - составлено сообщение или памятка, понятия использованы частично. Оценка «3» - составлена простая памятка без использования понятий. Оценка «2» - не справились с заданием.

Изображение слайда

Слайд 33: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 8 КЛАССА По тематическому блоку «Экономика – основа жизнедеятельности человека»

Задание 1. «Составить памятку» (Групповая работа (4 человека, 2 парты). -Ребята, мы с Вами говорили о правах детей, и сегодня продолжим разговор о правах, экономических правах детей. Экономические права детей закреплены в законе, а значит, их нарушение влечет за собой юридические последствия. Основные положения записаны в Конституции, Гражданском, Уголовном и Семейном кодексах России. «С согласия родителей: - Работать по трудовому договору (ст. 63 ТК РФ). Ребенок может заниматься разрешенной законом деятельностью и получать за нее прибыль. При этом ему должны организовать безопасные условия труда и предоставить полноценный отдых; - Распоряжаться имуществом (ст. 26 ГК РФ). Ребенок вправе пользоваться и распоряжаться своей личной собственностью, а также наследовать чужое имущество (по закону). Несовершеннолетний может владеть имуществом с самого рождения. При этом никто не может лишить его законной собственности. Родители вправе распоряжаться ею, но только в интересах несовершеннолетнего; - Пополнять вклады и тратить заработок (ст. 26 ГК РФ); В области финансов : - Становиться правообладателем и подавать заявки на регистрацию патента (ст. 26 ГК РФ); - Получать зарплату с учетом сокращенного рабочего времени (ст. 271 ТК РФ). Разное: - Выбирать место жительства и жить отдельно от родителей. Несовершеннолетний имеет право проживать вместе с родителями, при этом они обязаны обеспечить ему достойные условия жизни, снабжать питанием и одеждой. Также у ребенка есть право получать содержание от своих родителей. Если один из них проживает отдельно, он обязан перечислять установленные законом суммы (алименты) второму родителю. Тот, в свою очередь, должен расходовать эти деньги на нужды ребенка; - Оформлять уход за пожилым человеком старше 80 лет и получать стаж» -Ребенок имеет право на получение социального обеспечения по инвалидности, при потере кормильца, по болезни и т. п.» Изучите текст и составьте памятку об экономических правах несовершеннолетнего. Для каждой группы подготовлены фломастеры, клеющий карандаш, различные изображение на темы «экономика», «дети». Варианты ответа: написан список экономических прав, красиво оформлен, ярко выделены важные моменты.

Изображение слайда

Слайд 34: Критерии оценивания задания

Оценка «5» - группа указали в памятке 5-6 пунктов, объяснили свой выбор, сделали вывод. Оценка «4»-. группа указали 4-5 пункта, объяснили свой выбор, сделали вывод. Оценка «3» - группа указали 2-3 пункта, объяснили свой выбор, сделали вывод неправильно, дали определение ошибками или группа указали 3-4 пункта и не смогли объяснить свой выбор, вывод сделали с ошибками. Оценка «2» -группа не справилась с заданием.

Изображение слайда

Слайд 35: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 8 КЛАССА По тематическому блоку «Экономика – основа жизнедеятельности человека»

Задание 2. «Охарактеризуйте сущность экономической системы» (Групповая работа (7 человека- 4 группы). Прочитайте информацию (стр. 79-82 учебника) об «Экономических системах» (в каждой группе своя система: традиционная, рыночная, смешанная, командная), сделайте вывод, заполните информацию по пунктам, объясните свой выбор. Таблица для заполнения (для каждой группы свой бланк для заполнения): Вопросы Эконом. система Основа экономики Характер хозяйства Преобладающая собственность Рынок Рабочая сила (труд) Конкуренция Разделение труда Кто (что) решает что и как производить

Изображение слайда

Слайд 36: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 8 КЛАССА По тематическому блоку «Экономика – основа жизнедеятельности человека»

Задание 2. «Охарактеризуйте сущность экономической системы» (Групповая работа (7 человека- 4 группы). Учитель заполняет электронную таблицу, на основе ответов детей и после их обсуждений. Итоговый вариант: Дети оценивают группы друг друга.

Изображение слайда

Слайд 37: Критерии оценивания задания

Оценка «5»- группа указали все пункты характеристики, объяснили свой выбор. Оценка «4»-. группа указали 5-6 пункта, объяснили свой выбор. Оценка «3»- группа указали 3-4 пункта, объяснили свой выбор или группа указали 3-4 пункта и не смогли объяснить свой выбор. Оценка «2» - группа не справилась с заданием.

Изображение слайда

Слайд 38: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 8 КЛАССА По тематическому блоку «Экономика – основа жизнедеятельности человека»

Задание 3. «Изучение диаграммы» (Индивидуальная работа (сдача тетради). На слайде вы видите диаграмму «Отраслевая структура промышленности Урала». Изучите ее и ответьте на вопросы. Сделайте вывод. Вопросы: 1. Какая отрасль промышленности является основной для региона. 2. Сколько процентов занимает химическая промышленность? 3. Укажите отрасль с самым меньшим показателям? Сколько в %? 4. Сколько % в сумме занимает металлургия? Какая? 5. Какое место (от большего к меньшему) занимает топливная промышленность? Ее процент? Предполагаемые ответы: 1. Черная металлургия. 2. Химическая промышленность занимает 6%. 3. Легкая промышленность, 1 % 4. Черная (23%) и цветная (9%) металлургия. В сумме 31%. 5. Третье место. 17 % Вывод : Самая большая отрасль промышленности Урала- металлургия. Цветная и черная металлургия занимает ведущую роль в промышленности региона. Легкая и лесные отрасли занимают самые небольшие проценты в промышленности Урала.

Изображение слайда

Слайд 39: Критерии оценивания задания

Оценка «5» - ученик ответил на все вопросы правильно, сделал вывод. Оценка «4» - ученик ответил на 4 вопроса правильно, сделал вывод. Оценка «3»- ученик ответил на 3 вопроса правильно, сделал вывод или ответил на 4 вопроса правильно и не смог сформулировать вывод. Оценка «2» -ученик не справился с заданием.

Изображение слайда

Слайд 40: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 8 КЛАССА сценарий учебного занятия по теме «Роль религии в жизни общества»

Тема урока : «Религия как одна из форм культуры» Тип урока: Изучение нового материала. Цель урока: Обобщить и систематизировать знания о религии. Задачи урока: 1.Познакомить с различными функциями религии в обществе; 2.Охарактеризовать основные типы религиозных организаций. 3.Раскрыть смысл свободы совести и свободы вероисповедания. Предметные - определять, что характерно для религиозной веры; характеризовать основные виды религиозных организаций; объяснять, в чем заключается принцип свободы совести. Метапредметные : Познавательные: добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве. Личностные - Формирование уважительного отношения к свободе вероисповедания и религиозным традициям других народов Основные понятия: Церковь — объединение последователей той или иной религии, организация, ведающая религиозной жизнью; религиозная община. Секта — понятие, которое используется для обозначения религиозной группы, отделившейся от основного направления и противостоящей ему. Свобода совести — естественное право человека иметь любые убеждения. Атеизм — отсутствие веры в существование любого из богов. Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма. Оборудование: мультимедийный проектор, Библия, Коран, иконы, раздаточный материал для учащихся в виде информационной таблицы для самостоятельного заполнения, отрывков из Библии, Корана, наставлений Будды.

Изображение слайда

Слайд 41: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 8 КЛАССА сценарий учебного занятия по теме «Роль религии в жизни общества»

Ход урока: I.Организационный момент II. Изучение нового материала Учитель. Постановка проблемы. Отгадайте ребусы и скажите тему урока. Тема урока: « Религия как одна из форм культуры». 1. - Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны сегодня ответить в конце урока? 1.Что такое религия? 2. Почему человек верит в возможность вмешательства сверхъестественных сил в свою жизнь? 3. Почему активное развитие науки не уменьшает количество верующих в стране? - Я добавлю ещё один вопрос, на который нам предстоит ответить: Связаны ли культура и религия между собой? Учитель. Религия - одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности, около 40 тыс. лет назад. Из уроков истории вам известно, что религия, религиозные представления людей зародились очень давно, примерно сорок ты¬сяч лет назад. На определенном этапе развития религии появляется такой социальный институт, как церковь, которая объединяет людей од¬ного вероисповедания, формирует единые каноны, догматы, нормы поведения. Большое значение религия имеет и в наше время. Учебник трактует слово «религия» в двух значениях (рубрика «мнение» стр. 95). Одни исследователи переводят это слово с латинского как «связывать», то есть оно обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного и небесного (божественного) миров. Согласно другому толкованию, религия - это «набожность, святыня, предмет культа». Попробуйте самостоятельно определить смысл слова «религия», опираясь на эти переводы с латыни. Учитель: ответим на вопрос: Что такое религия? Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия. (записать в рабочих листах).

Изображение слайда

Слайд 42: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 8 КЛАССА сценарий учебного занятия по теме «Роль религии в жизни общества»

Учитель: Исторические формы развития религии. • Племенные • Национальные • Мировые Существуют различные типы религии: монотеистические (основанные на вере в единого Бога) и политеистические (исповедующие многобожие), ритуальные (с акцентом на выполнение определенных культовых действий) и религии спасения (признающие главным вероучение, представления о мире и человеке, их посмертной судьбе), национальные (связанные с определенным народом или народами) и мировые (не признающие национальных различий) (схема в тетрадь, материал дает учитель). К национальным религиям относят синтоизм (у японцев), конфуцианство (у китайцев), иудаизм (у евреев). Главные мировые религии в современном мире — христианство (возникло в начале I тыс. н. э.), ислам (возник в VII в. н. э.), буддизм (возник в середине I тыс. до н. э.). Крупнейшие религии сегодня - христианство, ислам, буддизм (схема в тетрадь). Основа религии – вера (личное, эмоциональное отношение человека к какой-либо информации, которую он признает обоснованной без доказательств). 2. Функции религии. Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число верующих? Практическая работа (работа в микро-группах). Заполните таблицу «Функции религии». Стр. 97 учебника.

Изображение слайда

Слайд 43: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 8 КЛАССА сценарий учебного занятия по теме «Роль религии в жизни общества»

3. Религиозные организации и объединения 1) Важным элементом религии являются религиозные организации, непосредственно воплощающие своей деятельности религиозные ценности и установки. К религиозным организациям относят: -церковь - секты -организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера. На начало 2021 года в России зарегистрировано 33 392 религиозных организаций. Правовое положение религиозных организаций регулируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях». 2) Церковь. Объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения. Для неё характерно четкое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих). Имеет официального религиозного лидера. У многих церквей есть определенная территориальная структура. Иерархия в Русской Православной церкви Иерархия - (от греч. hieros - священный и arche - власть), расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин употребляется для характеристики организации христианской церкви; Диакон Священник Епископ Любая церковь вырабатывает систему непреложных основ вероучения (догматов) и обрядов Крещение Хадж 3) Секта. Возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты, как правило, ограничена, причем ликвидируется деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации. Для секты характерны: - замкнутость, - обособленность, - претензии на исключительность своей роли, - абсолютная нетерпимость к инакомыслию В ЧЁМ СОСТОИТ ОПАСНОСТЬ МНОГИХ СУЩЕСТВУЮЩИХ НЫНЕ СЕКТ? Почему человек верит в возможность вмешательства сверхъестественных сил в свою жизнь?

Изображение слайда

Слайд 44: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 8 КЛАССА сценарий учебного занятия по теме «Роль религии в жизни общества»

4. Свобода совести, свобода вероисповедание – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма (работа с терминами). Свобода совести - право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом. Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного— богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д. В Конституции РФ статья 28 Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Учитель: Вопросы религии не только отражены в конституции, но и в других документах в Конвенция ООН о правах ребенка Ст. 14. Свобода мысли, совести и религии. Государства должны уважать право детей на свободу мысли, совести и религии под руководством их родителей. Реализация принципа свободы совести, свободы вероисповедания в РФ: • Все религии на территории РФ являются равноправными, отсутствует государственная религия. • Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ. • Предусматривается равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению образования. На основе перечисленного КАКОЙ МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД? Религия реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.) III. Закрепление и обобщение: Работа с небольшой таблицей. Работать попрошу в парах. - Напишите, пожалуйста, что вы представляете, какие слова приходят вам на ум,когда слышите слова «культура» и «религия»? Возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока или провести беседу по вопросам: - Что нового о религии Вы сегодня узнали на уроке? - Какие выводы о роли религии в жизни человека можно сделать?

Изображение слайда

Слайд 45: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 8 КЛАССА сценарий учебного занятия по теме «Роль религии в жизни общества»

Какие выводы о роли религии в жизни человека можно сделать? Синквейн 1. Существительное 2. Глагола 3. Прилагательных 4. Предложение 5. Короткий вывод ДЗ. Читать параграф 12, записи в тетради. Заполнить таблицу «Мировые религии». культура религия Вежливость Спасибо Уступить Сдержать слово Аккуратность или др. Картины, кино Церковь Священник Крест Пасха Рождество или др. Название религии Время и место возникновения, распространение в современном мире Имя пророка, основателя религии, название священной книги Основные идеи религии Буддизм Христианство Ислам

Изображение слайда

Слайд 46: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 9 КЛАССА По тематическому блоку «Участие граждан в политике»

Задание 1. На основе текста Конституции РФ заполните схему. Статья 30 1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. 2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Статья 31 Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Статья 32 1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. 2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. 3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. 4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе. 5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия. Статья 33 Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Изображение слайда

Слайд 47: Критерии оценивания материала

Изображение слайда

Слайд 48: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 9 КЛАССА По тематическому блоку «Участие граждан в политике»

Задание 2. Работа с текстом Конституции. 1. Верны ли следующие суждения о проведении выборов в РФ? А. Избирательное право принадлежит всем гражданам, достигшим возраста 19 лет. Б. Выборы в России проводятся путем открытого голосования. 1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны 2. Верны ли следующие суждения о проведении референдума в РФ? А. Референдум - это всенародное голосование по проектам законов и другим важным государственным вопросам. Б. Действующая Конституция РФ одобрена в ходе общероссийского голосования. 1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны 3. Верны ли следующие суждения о путях влияния гражданами на власть в РФ? А. Проведение мирных собраний и демонстраций могут проходить в зданиях, на площадях и улицах населенных пунктов страны. Б. Массовое собрание по поводу политических вопросов называется демонстрацией 1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны 4. Верны ли следующие высказывания о политической деятельности? А. Любая политическая деятельность может осуществляться лишь в рамках законов и демократических традиций. Б. В Российской Федерации законом запрещены любые призывы к активизации экстремисткой деятельности. 1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны

Изображение слайда

Слайд 49: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 9 КЛАССА По тематическому блоку «Участие граждан в политике»

Задание 2. Работа с тексом Конституции 5. Верны ли следующие высказывания об участии граждан в политической жизни страны? А. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе. Б. Граждане Российской Федерации могут обращаться в органы государственной власти только коллективно. 1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны 6. Верны ли следующие высказывания об участии граждан в политической жизни страны? А. Граждане России имеют право участвовать в осуществлении правосудия независимо от уровня образования и стажа работы. Б. В России существует система конкурсов и определенный порядок назначения на государственные должности. 1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны 7. Верны ли следующие высказывания о свободе слова и печати? А. Всякая пропаганда войны, насилия в отношения другого лица или группы лиц запрещена в России. Б. Гласность политической жизни в стране осуществляется путем предоставления гражданам правдивой и полной информации о деятельности органов власти. 1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны 8. Верны ли следующие высказывания об участии граждан в политической жизни страны? А. Участие граждан в политической жизни страны может осуществляется только путем проведения выборов. Б Личные обращения граждан в органах государственной власти запрещены в России. 1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны

Изображение слайда

Слайд 50: Критерии оценивания задания

Ключ Всего 6 баллов 1 2 3 4 5 6 7 8 4 3 1 3 1 2 3 4 Количество баллов Менее 3-х баллов 3-4 балла 5-6 баллов 7-8 баллов Оценка 2 3 4 5

Изображение слайда

Слайд 51: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 9 КЛАССА По тематическому блоку «Участие граждан в политике»

Задание 3. Работа с диаграммой В стране Z и стране Y был проведен социологический опрос по вопросу «Какую форму политического участия граждан вы считаете наиболее эффективной?» Результаты опроса представлены в диаграмме. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве; б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие.

Изображение слайда

Слайд 52: Критерии оценивания задания

Содержание ответа Оценка Могут быть приведены следующие формулировки - о сходстве: Одинаковая доля опрошенных (30%) в стране Z и в стране Y ответили, что наиболее эффективная форма участия граждан в политической жизни – это активная работа в составе политической партии и движениях/ объяснение: в стране Z и в стране Y сложилась многопартийная система и гарантируется свобода собраний - о различии: в стране Z наименьшая доля респондентов затруднилась с ответом (10%), чем в стране Y (15%)/ объяснение: респонденты не принимают участие в политической жизни страны и не интересуются политикой. Всего 4 элемента ответа (Могут быть приведены иные формулировки ответов, не искажающие их суть) Правильно сформулированы два вывода о сходстве и различии, даны верные объяснения каждого из них (4 элемента ответа) «5» Правильно сформулированы два вывода о сходстве и различии, дано только одно объяснение (3 элемента ответа) «4» Правильно сформулированы два вывода о сходстве и различии, объяснения отсутствуют ИЛИ Правильно сформулирован только один вывод и дано верное объяснение (2 элемента ответа) «3» Правильно сформулирован только один вывод, объяснение отсутствует (один элемент ответа) ИЛИ ответ отсутствует «2»

Изображение слайда

Слайд 53: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 9 КЛАССА по тематическому блоку «Статусы и роли. Социализация личности. Семья и её функции»

Задание 1. Формулирование понятия «Социальный статус» В ходе урока мы будем пользоваться следующими терминами. (термины располагаются на мониторе или выдаются детям) Социальная структура – совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества. Страта – элемент социальной структуры (социальный слой или группа), объединенный неким общим общественным признаком (имущественный, профессиональный и т.п.). Социальная группа – совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям. -Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «социальный статус»? (ученики называют ассоциации, учитель фиксирует их на доске. Из всех выписанных слов выделяют ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «социальный статус») Примерные ответы учащихся: высокий статус, низкий статус, подросток, взрослый, пожилой, молодой, девочка, мальчик, ученик, учитель, бизнесмен, инженер, водитель, продавец, депутат, самозанятый, пенсионер, студент, богатый, безработный, индивидуальный предприниматель, дочь, сестра, папа, внук и т.п. -Постарайтесь из предложенных ассоциаций и с использованием готовых терминов сформировать понятие «Социальный статус». (проверка и корректировка ответов учащихся, запись термина в тетрадь) Социальный статус – положение человека в социальной структуре общества (группы), занимаемое им в соответствии с возрастом, профессией, уровнем образования, полом, с вытекающими из него правами и обязанностями. Совокупность всех статусов человека именуют статусным набором. Например, господин Н является преподавателем, человеком средних лет, ученым секретарем научного совета, кандидатом наук, заведующим кафедрой, членом профсоюза, членом партии, православным, избирателем, мужем, отцом и т.д.

Изображение слайда

Слайд 54: Критерии оценивания задания

Оценка «5» - задание выполнено полностью, понятие сформировано полностью, со всеми признаками. Оценка «4» - задание выполнено не полностью, ассоциации подобраны, понятие сформировано неточно. Оценка «3» - задание выполнено на репродуктивном уровне, учащиеся участвуют только в обсуждении ассоциаций, самостоятельно сформировать понятие не могут. Оценка «2» - с заданием не справились.

Изображение слайда

Слайд 55: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 9 КЛАССА по тематическому блоку «Статусы и роли. Социализация личности. Семья и её функции»

Задание 2. Определение видов статусов (заполнение таблицы) Большую роль в формировании социального статуса играют понятия: 1)престиж (влияние, уважение) – оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимающих людьми. 2)авторитет – степень признания группой людей или обществом личных и деловых качеств определенного человека. -Какие обязательства накладывает на человека высокий статус? (ответы учащихся) Используя текст пункта 1 «Социальная позиция человека в обществе» к параграфу 15 и предложенную таблицу, проанализируйте и найдите ошибки. В тетрадь составьте правильную таблицу, добавьте примеры к статусам. Выпишите термин, который также имеет отношение к теме урока.

Изображение слайда

Слайд 56: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 9 КЛАССА по тематическому блоку «Статусы и роли. Социализация личности. Семья и её функции»

Задание 2. Определение видов статусов (заполнение таблицы) Вариант заполнения таблицы (Социальная роль – способ поведения человека (ожидаемое от человека поведение), ориентированный на социальный статус.

Изображение слайда

Слайд 57: Критерии оценивания задания

Оценка «5» - задание выполнено полностью. Оценка «4 » - задание выполнено частично, найдены все ошибки, даны не все примеры, таблица выполнена в тетради не полностью, термин не выписан. Оценка «3» - задание выполнено на репродуктивном уровне, найдены не все ошибки, примеры статусов не приведены. Оценка «2» - с заданием не справились.

Изображение слайда

Слайд 58: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 9 КЛАССА по тематическому блоку «Статусы и роли. Социализация личности. Семья и её функции»

Задание 3. Семья и ее функции. Используя предложенную схему, на известных вам примерах раскройте содержания функций семьи. Сделайте необходимые записи в тетрадь. Для детей, испытывающих сложности при формировании содержания функций, можно предоставить дополнительный материал. (к схеме выдается только характеристика каждой функции) Репродуктивная функция – заключается в биологическом воспроизводстве членов общества. Воспитательная функция – проявляется в воспитании детей, передачи им знаний, умений и опыта. Хозяйственно-экономическая функция – охватывает ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета, организацию семейного потребления и распределения домашнего труда, материальную поддержку, уход за детьми и нетрудоспособными членами семьи, а также накопление собственности и ее передачу по наследству. Эмоционально-психологическая функци я – проявляется в эмоциональной стороне отношений членов семьи, на основе которых формируется чувство защищенности, уверенности, психологического комфорта. Культурно-досуговая функция – предполагает организацию свободного времени, семейного отдыха. Первичного социального контроля – проявляется в установлении определенных правил и побуждении их выполнять на примере старшего поколения.

Изображение слайда

Слайд 59: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 9 КЛАССА по тематическому блоку «Статусы и роли. Социализация личности. Семья и её функции»

Задание 3. Семья и ее функции. - Соотнесите каждое изображение к одной из функций семьи, свой выбор аргументируйте. - Соотнесите предложенные ситуации с функциями семьи, выбор аргументируйте. Ситуация 1. Супруги Владимир и Светлана, заключив брак, договорились о том, что в их семье будет много детей. И когда родился третий ребенок, счастливый папа улыбался: «Это не предел». Сегодня у них 10 детей: 5 мальчиков и 5 девочек. Ситуация 2. У супругов Николаевых трое детей. Их сеья живет в квартире, которая досталась в наследство от дедушки. Отец недавно устроился нановую работу. Он не работал несколько месяцев. Семья жила в основном на зарплату матери. Помогали и деньги, заработанные во время летних каникул старшим сыном. Треть заработка от отложил на новый велосипед, который собирался купить в начале осени, а две трети внес в семейный бюджет. Ситуация 3.Представьте школьника, повздорившего с приятелями. Он ждет отца с работы и хочет вместе с ним восстановить картину произошедшего, оценить свои действия, с помощью отца посмотреть на случившееся взрослыми мужскими глазами. А отец приходит поздно очень уставшим. Сыну важно проявить чуткость и уловить тот момент, когда можно привлечь внимание уставшего от работы отца к своей проблеме. - Оприраясь на собственный социальный опыт, приведите примеры реализации семьей досуговой функции.

Изображение слайда

Слайд 60: Критерии оценивания задания

Оценка «5» - задание выполнено полностью. Оценка «4» - задания выполнено с незначительными ошибками, не везде приведены аргументы выбора. Оценка «3» - задание выполнено на репродуктивном уровне, сделаны ошибки в соотнесении иллюстраций и ситуаций, нет аргументирования своего выбора. Оценка «2» - с заданием не справились.

Изображение слайда

Слайд 61: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 9 КЛАССА по тематическому блоку «Статусы и роли. Социализация личности. Семья и её функции»

Задание 4. Социальные роли членов семьи. - На основе своего социального опыта и используя примеры своих семей определите ролевое поведение конкретными обязанностями человека в семье. (работа в группах по 4 человека). Подготовте защиту своего ответа и вопросы к другим группам по теме задания. Представление своих результатов другим учащимся класса. Критерии оценивания задания. Оценка «5» - представлена аргументированная защита своей работы, активно проведена работа с вопросами других групп, заданы вопросы группам одноклассников. Оценка «4» - представлена зашита своей работы, нет вопросов к другим группам, даны ответы на вопросы других групп. Оценка «3» - представлена только защита своей работы, нет вопросов к другим группам, нет ответов на вопросы других групп. Оценка «2» - с заданием не справились.

Изображение слайда

Слайд 62: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 9 КЛАССА по тематическому блоку «Статусы и роли. Социализация личности. Семья и её функции»

Задание 5. Социализация личности и отклоняющееся поведение. На основе текста и своего социального опыта докажите, что отклоняющееся поведение проявляется не только с отрицательной стороны. Сделайте краткую запись своего ответа, где будет отмечено два вида проявления отклоняющегося поведения в виде графической схемы.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Сборник методических материалов для проведения уроков обществознания в: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ 9 КЛАССА по тематическому блоку «Статусы и роли. Социализация личности. Семья и её функции»

Задание 5. Социализация личности и отклоняющееся поведение. Вариант ответа. - Дайте собственную оценку каждому виду отклоняющегося поведения. Критерии оценивания задания. Оценка «5» - задание выполнено полностью. Оценка «4»- выполнена схема, приведена собственная оценка, отсутствуют аргументы на вопрос задания. Оценка «3» - выполнена только схема, нет аргументированного ответа на задание, собственная оценка не дана. Оценка «2» - с заданием не справились.

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено