Первый слайд презентации: Семинар «Экономическая мысль в России в 1920-е гг.»
История экономических учений
Слайд 2: Экономические дискуссии 1920-х гг. О природе планового хозяйства
«Генетика» и «телеология» в дискуссиях о методах построения хозяйственных планов (по книге «Кристалл роста») ЧИТАТЬ. Кристалл роста (Галушка, Ниязметов, Окулов) https://crystalbook.ru/ Глава 3.Планирование. Пункты 3.5, 3.6. - главное законспектировать.
Слайд 3: Экономические дискуссии 1920-х гг. О природе планового хозяйства
Госплан: когда появился, задачи (Кристалл роста, пункт. 3.4), сделать краткие выписки. В.А. Базаров-Руднев: его взгляды на плановое хозяйство. Подход В.Г. Громана, подход С.Г. Струмилина, подход Н.Д. Кондратьева (справочно, кратко).
Слайд 6: Вопросы:
Характеристика научного наследия Н.Д. Кондратьева. Особенно – теория длинных волн.
Слайд 7: Ридинг-группа: «Большие циклы конъюнктуры. К вопросу о понятиях экономической статики, динамики и конъюнктуры»
Как соотносятся понятия конъюнктура и экономическая динамика? Статическая и динамическая теория: суть, что характерно? Экономическая наука имеет статический характер, но осознаёт необходимость развития динамической теории: - физиократы -классики: что в центре внимания школы? -есть ли элементы динамической теории у классиков? -кто из классиков отдельно рассматривал статику и динамику? -школа предельной полезности? -какие школы уделяли внимание проблемам динамики?
Слайд 8: Ридинг-группа: «Большие циклы конъюнктуры. К вопросу о понятиях экономической статики, динамики и конъюнктуры»
Почему идет тяготение экономической мысли от статики к динамики? В чем бессильна статическая теория? Основная категория анализа объекта для статики? Почему «не верно, что всякое изменение есть движение»? Почему Шумпетер даёт ошибочное разграничение статики и динамики? Виды динамических процессов: -качественные и количественные; - эволюционные и волнообразные; идея обратимых и необратимых процессов. О понятии конъюнктура: исторический аспект, какое определение даёт автор?
Слайд 9: Обсуждаем фильм « «Гении и злодеи. Александр Богданов»
1.Смысл понятия «ученый-энциклопедист». Почему Александра Богданова называют «ученый энциклопедист»? 2. Почему Александра Богданова называют «провидец»? 3. Почему Александра Богданова прозвали «астроном»? 4. Какая книга стала основным учебником политической экономии для всей молодой социал-демократии? 5. Какие идеи у Богданова превалировали над идеей классовой и групповой борьбы? 6. Первый идеал жизни Богданова? 7. Работа в институте переливания крови.
Последний слайд презентации: Семинар «Экономическая мысль в России в 1920-е гг.»: Читаем о книге Богданова «Тектология. Всеобщая организационная наука». Отвечаем на вопросы:
Структура работы, время написания. О термине «тектология». Основная идея работы. Значение работы. «Вы свободны в выборе целей – это и есть единственная человеческая свобода» Красная звезда «Тектология должна выяснить, какие способы организации наблюдаются в природе и в человеческой деятельности; затем - обобщить и систематизировать эти способы; далее - объяснить их, т.е. дать абстрактные схемы их тенденций и закономерностей; наконец, опираясь на эти схемы, определить направления развития организационных методов и роль их в экономии мирового процесса».