Первый слайд презентации: Семинар Кейс-метод как педагогическая технология
Жукаева С.В.- старший методист Васянина Т.А. - методист МБУ ДО «Станция юных техников» ноябрь 2024 г.
Слайд 2: История возникновения
Зародился в бизнес-образовании США 1920 год – впервые использован в Гарвардской школе бизнеса. 1921 год - метод перекочевал в профессиональное образование. 1987 год – впервые использован в России в высшей школе и в учреждениях дополнительного профессионального образования педагогов.
Слайд 4: Понятие «кейс-метод»
Метод обучения, использующий описание реальных ситуаций Волас Донам Иначе: Метод казусов Метод ситуационного обучения Метод конкретных ситуаций Метод «прецедента» или «случая»
Слайд 5
Проблемно-поисковый анализ Развивающее обучение Ориентация на создание ситуации выбора Обучение через анализ собственного опыта Теоретико-практическое основание кейс-метода Интерактивный метод обучения
Слайд 6
Отличительные особенности кейс-метода создание проблемной ситуации; альтернативность решения проблемной ситуации; единая цель и работа по выработке решения; функционирование системы оценивания принимаемых решений. Цели кейс-метода: развитие навыков анализа и критического мышления; соединение теории и практики; представление примеров принимаемых решений; демонстрация различных позиций и точек зрения; формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.
Слайд 7
Кейс-метод -это описание конкретной ситуации, которая имела место быть в той или иной практике и содержащая в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Содержит: Основа кейс- метода Проблему Вспомогательную информацию Задание
Слайд 8
Источники формирования кейса Виды кейсов Р еальные события из жизни; Художественная и публицистическая литература; Произведения искусства; Научные статьи, монографии; Интернет. «Кабинетные» «Полевые »
Слайд 9: Представление кейсов
печатный носитель электронный носитель мультимедиа Разбор кейсов индивидуальный групповой
Слайд 10
Пример «кабинетного» кейса Кейс по LEGO - конструированию. Тема: «Приют для домашних животных». Цель: Конструирование объектов реального мира на основе LEGO - моделирования. Дети 5-6 лет. Раздаточный материал: конструктор LEGO, фигурки собак, кошек. Проблемная ситуация: домашние животные (собаки и кошки) оказались в лесу. В осеннее ненастье им негде укрыться от дождя и ветра. Задание: построить домики для животных. Создание детьми вольеров для собак и домиков для кошек в парах. Объединение построек в единую композицию «Приют для животных». Вопросы: Как мы помогли бездомным домашним животным? Как называются домики для собак? Из чего мы построили вольер, конуру или будку для собак? Подведение итога: «заселение» животных в домики, обыгрывание построек.
Слайд 11
Пример «полевого » кейса Кейс по робототехнике. Тема: «Робот для очистки пляжа ». Цель: Конструирование и программирование робота для очистки пляжа. Дети 10-16 лет. Оборудование и материалы : Конструктор Lego EV3 Mindstorms, компьютер с программным обеспечение Проблемная ситуация: Ежегодно до и после сезона отпусков перед владельцами пляжей встает одна и та же проблема, как эффективно очистить песчаную полосу, для обеспечения людям комфортного отдыха. Работы включают в себя удаление с территории пляжа следов пребывания человека и животных: собираются пустые бутылки, пакеты, остатки еды, фекалии и прочий бытовой мусор. Другой вид загрязнения образуется вследствие штормов – на пляже скапливаются водоросли, ракушки и т. д. Как правило, мусор в таких случаях убирается с поверхности вручную, а затем вывозится. В идеале дальнейшую, более глубокую, уборку пляжа должна выполнять специально предназначенная для этого техника, однако, как правило, наши пляжи убираются по-старинке, при помощи граблей и метлы. Возможно ли создать робота для уборки песчаной полосы пляжа? Задание: сконструировать и запрограммировать робота для очистки пляжа.
Слайд 14
Кейс-технологии метод инцидента; метод разбора деловой корреспонденции; метод ситуационного анализа; метод ситуационно-ролевых игр; игровое проектирование; метод дискуссии
Слайд 15
Методика работы по кейс-методу в дополнительном образовании Фаза работы Действия педагога Действия обучающегося До занятия 1. Подбирает или разрабатывает кейс. 2. Определяет основные и вспомогательные материалы. 3. Разрабатывает сценарий занятий. Получает кейс и с амостоятельно готовится к занятию (если получил кейс заранее) Во время занятия 1.Вступительное слово, определение ключевых моментов 2.Разбивает группу на подгруппы на добровольной основе по 3-6 человек (если групповая работа) 3.Руководит обсуждением кейса, обеспечивая обучающихся дополнительными сведениями. 1. Работает с кейсом: задаёт вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы. 2. Поэтапное решение кейса В конце занятия 1. Обобщающее выступление, анализ ситуации 2.Оценивает работу обучающихся и принятые решения 1. Публичная презентация принятого решения
Слайд 16
I ступень знакомство с содержанием кейса: Сопоставление важных аспектов проблемы; Поиск и оценивание информации; Характеристика действующих лиц; II ступень – рассмотрение альтернатив : Разработка различных решений; Изучение альтернативных вариантов; III ступень – принятие решения: Оценка вариантов решения проблемы; Выбор оптимального решения IY ступень - презентация решения: Оглашение сути проблемы; Представление решения; Аргументация выбора; Y ступень – сравнительный анализ: Анализ предложенных решений; Разработка плана мероприятий по реализации решения; Этапы работы с кейсом
Слайд 18
Преимущества и недостатки метода Акцент на выработку знаний; Умение слушать и работать в команде; Эмоциональность в изучении сложных вопросов; Получение жизненного опыта в решении проблем; Получение навыков пресс-конференции; Гибкость, вариативность, креативность. Большие временные затраты при неумелой организации работы; Низкие результаты при отсутствии знаний и опыта; Высокой уровень подготовки педагога.
Слайд 19
Значение кейс-метода Кейс-метод: это деловая игра в миниатюре; сотворчество школьника и педагога; и нструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Результат применения метода: получение знаний и навыков, связанных с реальной жизнью.
Слайд 20: 1. Какие варианты использования данного автомобиля вы можете предложить? 2. Предложите способы модернизации авто с учетом погодных условий
Как могут развиваться события в коллективе? Решите проблему путем выбора наиболее приемлемого варианта для сохранения коллектива? 1 кейс 2 кейс