Первый слайд презентации: СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. Общая характеристика. Искусство Нидерландов. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное отделение СПб ДА
Нина Михайловна ТУРЦОВА а
Слайд 2
СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. Общая характеристика. Ренессанс северных стран запаздывает по отношению к итальянскому на целое столетие. Только в первой трети 15 в. наступает перелом в развитии искусства Нидер-ландов, Франции, Германии. Правда поначалу он затрагивает только живопись, а скуль-птура и архитектура продол жают развиваться в рамках готического стиля. Ведущая роль в развитии живописи 15 в. принадлежит Нидерландам, оказывающим значитель-ное влияние на др. страны ; а в 1-й четверти 16 века на первое место выдвигается Гер-мания. Большое влияние на Северный Ренессанс оказало движение Реформации, начав- шееся в 1516 г., когда Мартин Лютер прибил к зданию собора свои тезисы. Влияние Ре-формации с ее реализмом и прагматиз мом сказалось на его искусстве в пристальном внимании и любви к реалиям, к точности деталей, в интересе к изображению нарочито грубого, иногда даже отталкивающе-безоб разного, уродливого (что неприемлемо для итальянского Возрождения).
Слайд 3
2. Гуго ван дер Гус. пастухи. фрагмент алтаря Портинари Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент.
Слайд 5
Общим же для искусства Возрождения в Италии и на севере является стремление к реалистическому изображению человека и окружающего его мира. О днако, з адачи эти решались, различно. 1/ Характерное и особенное преобладает в творчестве художников северных стран над общим и типичным. 2/ Им чужды искания гуманистов И талии, направленные на раскрытие закономерностей природы и зрительного восприятия. Вплоть до 16 в., когда влияние Италии как в общей культуре, так и в искусстве станет играть важную роль, их внимание не привлекут ни тео-рия перспективы, ни учение о пропорциях. Только в 16 в. они начнут обсто-ятельно изучать Античное наследие. В искусстве Северного Ренессанса бо-льше религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, и было дольше связано с готикой.
Слайд 6
Тем не менее, нидерландцы разработали, чисто эмпирическим путем приемы, позво-ляю щие им с не меньшей убедительностью, чем итальянцам, передавать впечатление глу-бины пространства, многообразные функции света, особенности фактуры разных предме -тов. Они широко применяют различные оптические эффекты — преломленного, отраже-нного и расеянного света, передавая как впечатление простираю щейся дали пейзажа и наполненного воздухом и светом помещения, так и тончай шие различия материальных особенностей вещей (камня, металла, стекла, меха и пр ). 3/ Большую услугу в этом оказало им и открытие техники масляной живописи. Более того эта новая техника с сер.15 в. вытесняет технику темперы и в Италии. В северных странах Европы не было условий для значительного развития мону -ментальной живописи; поэтому в 15 в. видное место здесь, традиционно, при надлежит книжной миниатюре и алтарным образам- складням (рез ным и живописным), створки которых с обеих сторон покрывались изображениями. Религиозные сцены разворачива-ются среди пейзажа или в интерьере.
Слайд 8
Н. П ортретная живопись з начительное развитие получает в Нидерландах еще в 15 в., а в Германии в начале 16 в. В течение 16 в. происходит постепенное выделение в само- стоятельные жанры бытовой живописи, пейзажа, натюр-морта, появляются мифологическая и аллегорическая картины. В 15 в. возникает новый вид изобразительного искус ства — гравюра на дереве и на металле, достигающая на рубеже 15-16 вв. Особенно большое место гравюра занимает в искусстве Гер-мании, оказывающем влияние на развитие нидерландской и фран цузской графики.
Слайд 9
НИДЕРЛАНДЫ. СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ В Нидерландах ( области, расположенные в низовьях Рейна, Мааса и Шель ды) зачатки капиталистических отношений начали складываться от- носительно рано. Черты же Ренессанса впервые проявляются в книжной миниатюре (ил.1), но начинается Возрождение с живописи братьев ван Эйков - Губерта (ум. в 1426 г.) и Яна ( ок. 1390-1441). В передаче перспективы, в знании анатомии их алтарные образы, не идут в сравнение с тем, что делали итальянцы ( Мазаччо). Но здесь важно другое - нидерландские мастера как бы впервые увидели мир, и с необы -чайной тщательностью и любовью, фиксируют его; каждая травинка, каж-дый кусок ткани для них высокий предмет искусства. Они усовершенство -вали масляную технику, что дало возможность более разносторонне пере-дать богатство и красочную звучность предметного мира.
Слайд 11
, Таковы совместные работы братьев – «Страшный Суд» (ок.1420-1425 г., « Гент ский алтарь» братьев ван Эйков, законченного Яном ван Эйком в 1432 г. Гентский алтарь (Гент, церковь Св. Бавона ). Он представляет собой двухъярусный складень (ил.2 - закрытый), на 12 досках которого (в раскрытом виде) представлено 12 сцен (ил.3). Вверху изображен Христос на троне с предсто ящими Марией и Иоанном (ил.4), поющими и музицирующими ангелами и Адамом и Евой; внизу на пяти досках — сцена «Поклонения агнцу» (ил.5-7). В образах алтаря передано истинное религиозное чувство, одухотворенность, душевного на пряжения.
Слайд 13
Братья ван Эйки. Гентский алтарь (город Гент, ц. св. Бавона ). 1426 - 1432 гг. В закрытом виде
Слайд 15
Братья ван Эйки. Гентский алтарь (город Гент, ц. св. Бавона ). 1426 - 1432 гг. Фрагменты
Слайд 16
Та же бережность к деталям и в др. полотнах Яна ван Эйка - наиболее известна «Мадонна канцлера Роллена » ( ок. 1435), замечательная своим тонким пейзажем. В «Мадонне каноника ван дер Пале» (1436). Всё приобретает большую массивность, усиливается статичность. пространство вновь отгораживается от обыденного мира. Формы укрупняются, утяжеля-ются. Взор каноника, которого представляет Марии св. Георгий, суров, да-же угрюм. Знаменательно, что нидерландский художник вводит такую бы- товую деталь, как снятые очки в руке донатора, заложенный пальцем мо-литвенник. Но эти земные черты еще более подчерки вают его состояние самоуглубленности, внутренней непоколебимо сти, душевной твердости. Звучные пятна красного, синего, белого в облачениях также не столько выражают реальные цветовые соот ношения, сколько передают духовную атмосферу сцены.
Слайд 18
Ян ван Эйк много и успешно занимался портретом, всегда остава-ясь достоверно точным, создавая глубоко индивидуальный образ человека. В светских портретах, как и в картинах на религиозную тему, большую роль играет символика. Например, в двойном портрете супругов Арнольфини (1434). Джованни Арнольфини, купца из Лукки, представителя интересов дома Медичи в Брюгге, и его жены — предметы комнаты, на фоне которой изображена чета, по сред невековой традиции, наделены символическим смыслом (яблоки у окна на ларе, горящая в люстре свеча, собачка у ног — символ супружеской верности). Но помещая молодых супругов в обстанов ку их дома, художник получает возможность передать красоту предме-тного мира. Он с восхищением изображает выпуклое зеркало в деревянной раме, бронзовую люстру, красный полог похожей на дом кровати, лохма -тую шерсть собачонки, коричневые и зеленые, объединенные в тонкой жи-вописной гармонии, громоздкие по моде того времени одежды стоящих перед зрителем моделей.
Слайд 20
Искусство братьев ван Эйков имело огромное значение для дальнейше -го развития Возрождения. Но в 40-е годы XV в. в нидерландском искусстве по-степенно исчезает пантеистическая многокрасочность и гармоническая ясно- сть, свой ственная ван Эйку. Зато человеческая душа раскрывается глубже во всех ее тайнах. В этом отношении следующим шагом после ван Эйков было творчество Рогира ван дер Вейдена (1400 ?—1464). В конце 40-х годов Рогир ван дер Вей-ден совершил поездку в Италию. Ученый и философ Николай Кузанский назы -вал его величайшим художником, его работы высоко ценил Дюрер. «Снятие с креста» — типичное произведение Вейдена. Композиция пос -троена по диаго нали. Рисунок жесткий, фигуры представлены в резких ракур-сах, л ица иска жены горем. На всем лежит печать холодного аналитического наблюдения. То же характерно для портретов мастера.
Слайд 22
На вторую половину XV в. приходится творчество мастера исключи-тельного дарования Гуго ван дер Гуса (около 1435—1482) из г. Гента. В своей грандиозной по размерам и образам сцена поклонения младенцу алтаря Пор- тинари (по имени заказчиков). Художник передает душевное потрясение пе- рсонажей. Необычность происходящего подчеркнуто некоторой пустотой простран ства вокруг фигуры младенца и склонившейся к нему матери еще более настроение. Особенно интересен пейзаж - прозрачные деревья в атмос-фере, как бы насыщенной воздухом, На боковых створках представлены зака-зчики с их патронами-святыми.
Слайд 24
Общественная жизнь Нидерландов второй половины XV — начала XVI в. была полна острых с противоречий и конфликтов. И на этом фоне сложилось искусство 1-го из самых тра-гичных художников мира - Иеронима Босха (1450-1516), создателя мрачных мистических ви-дений, в которых он обращается и к средне-вековому аллегоризму, и к живой конкретной дей- ствительности. Демонология уживается у Босха с народным юмором, тонкое чувство природы — с беспощадной гротескно стью в изображении людей («Корабль дураков»). Несение креста (ил.38а ). В алтарном образе он может дать толкование нидерландской пословице, сравниваю щей мир со стогом сена (ил.39 ), из которого каждый урывает, сколько может схватить. В одном из самых грандиозных произведе-ний — «Сад наслаждений» (ил.40, 41, 42) — Босх создает собирательный образ греха людского. Фантазия Босха творит существа из соединения разных живот- ных форм и предметов неоргани-че ского мира. Это полотно пронизанно траги-ческим предчувст вием каких-то вселенских катастроф. В произведениях позд -него Босха («Св. Антоний) (ил. 43), «Блудный сын (ил. 44) — усиливается тема одиночества. Его твор-чество завершает кончается 1-й этап искусства Нидер-ландов — XV в. «пора исканий, прозрений разочарований и блестящих нахо -док».
Слайд 27
Рубеж между XV и XVI ст. в искусстве Нидерландов значительно более за-метен, чем, скажем, между Кватроченто и Высоким Возрождением в Италии. Искусство Нидерландов XVI в. почти целиком отвергает средневековые тради-ций, на которые еще опирались художники XV в. Вершиной нидерландского Ренессанса было, 16в. несомненно, твор чество Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким (1525/30—1569). Он учился в Антверпене, Италии. Был близок с самыми передовыми кругами интеллигенции. В раннем творчестве Брейгеля заметно влияние Босха («Кухня то щих», «Кухня тучных» —в их едкой иронии, острой наблюдатель но- сти и недвусмыленности приговора). Но главное что в его тв-ве происходит сложение нидерландского пейзажа и бытового к ак самостоятельных жанров. Его эволюция художника-пейзажиста (как в живописи, так и в графике)
Слайд 28
прослеживается от пейзажа-па норамы —, по казывающего бесконечность и грандиозность мира, к пейзажу более обоб щенному, лаконичному, философс -кому по осмыслению. Особую славу у потомков заслужил «Зимний пейзаж» из цикла «Времена года» (другое название — «Охотники на снегу», 1565: тонким про никновением в природу, лиризмом и щемящей грустью веет от этих темно-коричневых силуэтов деревьев, фигур охотников и собак на фоне белых снегов и уходящих вдаль холмов, крохотных фигурок людей на льду и от летящей птицы, кажущейся зловещей в этой тревожной тишине.
Слайд 31
В сложении бытового жанра Брейгель проходит ту же эво-люцию, что и в пейзаже. В «Пути на Голгофу», «Битве Карнавала и Поста» (1559) представлена еще необъятность мира. А более поздние произведения - деревенские праздники, ярмарки, танцы-по строены на строжайшем отборе главного, цельны по красочно- му пятну. Это декоративные, жизнерадостные, по-народному пол-нокров ные, заразительно-веселые композиции («Крестьянский та- нец », 1565 г.)
Последний слайд презентации: СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. Общая характеристика. Искусство Нидерландов. ВТОРОЙ и
РОМАНИЗМ. В нидерландском Возрождении было и итальянизирующее те чение, так называемый романизм. Художники этого направления следовали (по возможности) традициям римской школы и прежде всего Рафаэлю. В творчестве таких мастеров, как Я. Госсарт, П. Кук ван Алст, Я. Скорелль, Ф. Флорис и др. удивительно сочетались стремление к идеализации, к итальянской пластичности форм с чисто нидерландской любовью к подробностям, повествовательно сти и натурализму. Как верно сказано (В. Власов), подражатель ность нидерландских романистов смог побороть лишь гений Рубен са — уже в XVII в.