Первый слайд презентации
Ш КОЛА П РОФЕССИОНАЛЬНОГО Р ОСТА ШКОЛА ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУПП КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ И КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР ЧЕРЕПОВЕЦ 2024
Слайд 2: Цель и задачи работы школы профессионального роста
Цель работы школы профессионального роста – повышение уровня теоретической, практической и психолого-педагогической компетентности воспитателей групп компенсирующей/комбинированной направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи в осуществлении коррекционно-педагогического процесса Задачи: 1. Обеспечить качество дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи 2. Повысить профессиональное мастерство воспитателей групп компенсирующей/комбинированной направленности через эффективное взаимодействие с учителем-логопедом 3. Распространить передовой педагогический опыт 4. Развивать творческую инициативу педагогов
Слайд 3: Семинар-практикум
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ТНР Ноябрь 2024
Слайд 4: План семинара
1.Приветственное слово заведующего С.Н. Смирновой; 2.Итоги анкетирования; 3.План деятельности ШПР на 2024 – 2025 учебный год; 4.Особенности речевого развития у детей с ОВЗ (ТНР (ОНР); 5.Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи; 6.Игра на сплочение «Молекула»; 7.Практикум « Логознайки ».
Слайд 11: Педагогический стаж в должности воспитателя группы, компенсирующей/комбинированной направленности
Слайд 13: Опыт практической деятельности с детьми с ОВЗ, которым Вы готовы поделиться
Использование технологии Виммельбуха в образовательной деятельности с детьми с ТНР Использование компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР Использование методов и приемов ТРИЗ в образовательной деятельности с детьми с ОНР
Слайд 15
Месяц Планируемые мероприятия Результат (домашнее задание, продукт) октябрь Анкетирование «Профессиональные запросы воспитателей групп компенсирующей/комбинированной направленности». Уточнение плана работы ШПР. ноябрь Семинар-практикум «Психолого- педагогические особенности детей с ТНР» Повышение педагогической компетентности слушателей. Логопедический словарь (электронный (полный) и бумажный носитель (краткий) Домашнее задание « Логознайки » декабрь Мировое кафе «Создание условий для образовательно-коррекционно-развивающей работы» Домашнее задание «Логопедические пятиминутки по лексическим темам» Электронный сборник.
Слайд 16
Февраль Круглый стол «Мой органайзер» (требования к оформлению и ведению документации воспитателя групп компенсирующей/комбинированной направленности в соответствии с ФАОП ДО) Домашнее задание «Составить ИОМ (совместно со специалистами) по своей нозологии» Март Педагогическая мастерская «Технологии в работе воспитателя групп компенсирующей/комбинированной направленности с детьми ТНР». Технологии совершенствования лексико-грамматического строя речи; технологии развития фонематических процессов; технологии развития темпо-ритмической стороны речи; технологии обогащения и расширения словарного запаса. Домашнее задание «Разработать методическое пособие по совершенствованию лексико-грамматического строя речи» Электронный сборник
Слайд 17
Апрель Кладовая педагогических идей. Анализ, самоанализ занятий. Участие в городском фестивале педагогических идей «Ориентир». Демонстрация слушателями педагогического опыта, повышение коммуникативной компетентности. Май Анкетирование слушателей ШПР, подведение итогов. Получение обратной связи от слушателей, оценка эффективности работы ШПР.
Слайд 18
Особенности речевого развития у детей с ОВЗ (ТНР/ОНР) МАДОУ «Детский сад №90» Учитель- логопед: Дунаева Ирина Вячеславовна
Слайд 19: Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Слайд 20: Категории воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» Статья 79. пункт 5. дети с нарушениями слуха (не слышащие и слабослышащие); дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие); дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), ОНР, заикание; дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с задержкой психического развития; дети с нарушениями интеллектуального развития; дети с расстройствами аутистического спектра; дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более нарушений (сенсорное, двигательное, речевое, интеллектуальное;) другие обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья. . Категории воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 21: Дети с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)-
это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранён слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)-
Слайд 22: Для таких детей характерны:
скудный речевой запас, некоторые совсем не говорят; вторичное отставание психики; ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме; отклонения в пространственной ориентировке и конструктивной деятельности; нарушения мелкой моторики, зрительно-моторной и слухо -моторной координации. Диагноз «тяжёлое нарушение речи» ставится на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Для таких детей характерны:
Слайд 26: Общее недоразвитие речи (ОНР )
ОНР (общее недоразвитие речи) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой ее стороне. Это недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи (ОНР 1 уровня речевого развития) или лепетного состояния до развернутой, но с элементами фонематического и лексико-грамматического недоразвития (ОНР 3 уровня речевого развития) Общие признаки : позднее начало развития речи, бедный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, нарушение слоговой структуры. Общее недоразвитие речи (ОНР )
Слайд 27: Первый уровень речевого развития – отсутствие речи
Первый уровень речевого развития характеризуется почти полным отсутствием речи в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь сформирована. Дети старшего дошкольного возраста имеют незначительный активный словарный запас, состоящий из звукоподражаний, аморфных слов - корней, сопровождают речь жестами и мимикой. Такая речь непонятна окружающим. Первый уровень речевого развития – отсутствие речи
Слайд 28: Второй уровень речевого развития – отсутствие фразы
Второй уровень речевого развития характеризуется тем, что речевые возможности детей значительно возрастают, общение осуществляется с помощью постоянных, но сильно искаженных речевых средств. Запас слов становится более разнообразным, в нем различаются слова, обозначающие предметы, действия, качества. На этом уровне дети пользуются личными местоимениями, простыми предлогами и союзами. Возникает возможность рассказать с помощью простых предложений о знакомых событиях. Второй уровень речевого развития – отсутствие фразы
Слайд 29: Третий уровень речевого развития – фраза с элементами аграмматизмов
Третий уровень речевого развития характеризуется тем, что обиходная речь детей становится более развернутой, грубых лексико - грамматических и фонетических отклонений уже нет. В устной речи отмечаются отдельные аграмматичные фразы, неточное употребление некоторых слов, фонетические недостатки менее разнообразны. Дети пользуются простыми распространенными предложениями из 3 - 4 слов. Сложные предложения в речи детей практически отсутствуют. Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения низкая. На первый взгляд ошибки кажутся несущественными, однако их совокупность ставит ребенка в затруднительное положении при обучении его письму и чтению. Третий уровень речевого развития – фраза с элементами аграмматизмов.
Слайд 31: моторная алалия -
это расстройство экспрессивной речи (экспрессивная речь- это членораздельное воспроизведение осознанных слов и фраз.) моторная алалия -
Слайд 32: В связи с этим выделяют три уровня речевого развития при моторной алалии :
• первый уровень (ОНР I ур.) характеризуется отсутствием речевых средств общения или лепетным состоянием речи ; • второй уровень (ОНР II ур.) характеризуется осуществлением общения посредством использования постоянного, хотя искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов ; • третий уровень (ОНР Ш ур.) характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи.
Слайд 33: сенсорная алалия -
-это расстройство рецептивной речи ( рецептивная речь — это процесс, связанный с восприятием речи. ) сенсорная алалия -
Слайд 34: сенсорно-моторная алалия-
это нарушение всех видов речевой деятельности. сенсорно-моторная алалия-
Слайд 35: Заикание -
это расстройство темпа, ритма и плавности речи, обусловленное возникновением судорожных спазмов в мышцах, которые участвуют в акте речи. Основной феномен заикания - судорога. Заикание -
Слайд 37: Симптоматику заикания представляют две группы симптомов :
• физиологические симптомы - судороги, нарушения центральной нервной системы, физическая ослабленность, нарушения общей и речевой моторики • психологические симптомы - речевые запинки, другие сопутствующие речевые нарушения (ОНР, дислалия, дизартрия и др.), фиксированность на дефекте, уловки, логофобия (боязнь речи). Симптоматику заикания представляют две группы симптомов :
Слайд 38: Дизартрия у детей –
это сложное речевое расстройство, возникающее при нарушении нейромоторного механизма речи. Синдром проявляется артикуляционными трудностями, звукопроизносительными дефектами, нарушением просодической (интонационно- выразительной) стороны речи. Возможны затруднения глотания, повышенное слюнотечение, расстройства произвольной моторики и координации. Дизартрия у детей –
Слайд 40
Учет уровня развития речи имеет принципиальное значение для построения коррекционного образовательного маршрута ребенка с ОНР (в том числе для выбора типа коррекционного учреждения, формы и продолжительности занятий)
Слайд 41: Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Воспитатели: Назарова Т.О., Глухова Н.А. .
Слайд 42
Воспитанник или обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий
Слайд 43: Особенности развития внимания
Внимание детей с ОНР характеризуется: Недостаточной устойчивостью, низким объемом, ограниченными возможностями распределения. Низкий уровень произвольного внимания приводит к нарушению структуры деятельности: Быстрая утомляемость; Трудности при планировании действий, поиске способов и средств в решении различных задач; Затруднения в распределении внимания между речью и практическими действиями; Нарушение всех видов контроля за деятельностью (упреждающий, текущий, последующий). Затруднения в выборе продуктивной тактики, ошибки на протяжении всей работы, нуждаются в побуждении со стороны педагога.
Слайд 44: Особенности развития памяти
Заметно нарушена слуховая память и продуктивность запоминания. Проявляется в долгом запоминании и быстром забывании. Объем слуховой памяти значительно снижен, проявляется в трудностях при заучивании стихотворений. При этом объем зрительной памяти практически не отличается от возрастной нормы. Относительно сохранны смысловая, логическая и зрительная память. Дети часто забывают сложные инструкции. Меняют местами порядок действий в предложенных заданиях; Дети испытывают трудности в запоминании словесных (вербальных) стимулов
Слайд 45: Особенности восприятия у детей с ОНР
Восприятие бывает зрительное, слуховое, пространственное, временное. У детей с нарушениями речи отмечаются следующие нарушения восприятия: - Слухового – нарушение фонематического слуха, низкая активность восприятия речи. - Зрительного – бедность и не дифференцированность зрительных представлений, нарушение целостного образа предмета. Нарушение операции синтеза при складывании картинки из частей. Проявляется в том, что дети не могут сложить разрезную картинку, пазлы, конструировать из палочек, кубиков. Нарушения зрительного восприятия проявляются наиболее ярко при обучении грамоте. Дети не видят отличий в написании букв, с трудом запоминают буквы
Слайд 46
- Восприятие времени находится на самом низком уровне развития и формируется только в процессе специального обучения. Характеризуется тем, что дети не могут установить последовательность событий: что сначала, а что потом, не ориентируются в понятиях «вчера, сегодня, завтра», путают понятия «утро, день, вечер, ночь», не знают дни недели, с трудом определяют последовательность времен года. - Пространственное восприятие : нарушение пространственной ориентировки проявляется в нарушении восприятия собственной схемы тела; дети испытывают трудности в дифференциаций понятий: «слева», «справа», «под», «над», «около», «между». Многие понятия осваивают только в процессе длительного специального обучения.
Слайд 47: Особенности развития моторики
Наряду с общей соматической ослабленностью детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется: плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении движений, снижением скорости и четкости выполнения, трудности при выполнении движений по словесной инструкции, недостаточная координация движений во всех видах моторной сферы: общей, мимической, мелкой и артикуляционной.
Слайд 48: Особенности эмоционально-волевой сферы
У дошкольников с ОНР наблюдается: снижение потребности в общении, инициаторами общения они обычно не являются; неумение ориентироваться в ситуации общения, понимать чувства других людей по мимике, жестам и соответственно этому реагировать; негативизм, пассивность, зависимость от окружающих; повышенная обидчивость, тревожность, выраженная в необоснованных страхах; агрессивное поведение разной степени выраженности; неадекватная самооценка, может быть, как заниженной, так и завышенной.
Слайд 49: Особенности развития мышления
У детей с ОНР мышление формируется с задержкой и характеризуется следующими особенностями: Трудности в овладении мыслительными операциями: анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Недостаточный объем знаний об окружающем мире, о свойствах предметов, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей явлений (испытывают трудности при выстраивании самых простых умозаключений); Вербальные задания логической направленности вызывают стойкие трудности. Несформированность познавательной, поисковой мотивации (избегают любых интеллектуальных усилий); отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач (действуют сразу).
Слайд 50: Особенности игровой деятельности
Игровая деятельность детей с речевыми нарушениями складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательного повседневного руководства ею. На первых этапах игровые действия протекают при очень ограниченном речевом общении, что порождает сокращение объема игр и их сюжетную ограниченность. Без специально организованного обучения игра, направленная на расширение словаря и жизненного опыта детей с речевыми нарушениями, самостоятельно не возникает. Основные свои знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности.
Слайд 51: ВЫВОДЫ
Таким образом, для детей с ОНР характерными являются следующие психолого-педагогические особенности: неустойчивость внимания, снижение объема, ограниченные возможности его распределения; нарушение восприятия; снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания; низкий уровень развития воображения; отставание в развитии словесно-логического мышления; нарушение мелкой, общей, мимической, артикуляционной моторики; незрелость эмоционально-волевой сферы; низкая познавательная активность; недостаточная регуляция произвольной деятельности; трудности в общении.
Слайд 54
УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ № нарушение 1 ОНР, 1 УР.Р.Р. 2 3 ОНР, 2 УР.Р.Р. 4 5 ОНР, 3 УР.Р.Р. 6 7 ЗАИКАНИЕ 8 9 ДИСЛАЛИЯ 10 11 НОРМОТИПИЧНОЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ 12 13
Слайд 55
Номер Нарушение 1 2 УР.Р.Р 2 3 УР.Р.Р 3 НОРМА 4 1УР.Р.Р 5 3 УР.Р.Р 6 ЗАИКАНИЕ 7 2 УР.Р.Р 8 1 УР.Р.Р 9 ДИСЛАЛИЯ 10 2 УР.Р.Р 11 3 УР.Р.Р 12 2 УР.Р.Р 13 2 УР.Р.Р ответы
Слайд 56
Узнай по описанию ОНР, 2 уровень речевого развития ОНР, 1 уровень речевого развития ОНР, 3 уровень речевого развития Заикание Дислалия (ФФН) Нормотипичное звукопроизношение
Слайд 57
№ Нарушение Образец речи Перевод 1 Алязай. Дети алязай убиляют. Капутн, лидоме, лябака. Литя одают земю. Урожай. Дети урожай убирают. Капуста, помидоры, яблоки. Листья падают на землю. 2 тя мако чай с молоком 3 Ворона каркает громко. Ворона каркает громко. 4 Пусыстая коска. Пушистая кошка. 5 туй сидеть, стул 6 са - са -самолет, м--- олоко самолёт, молоко 7 Миша зяпякаль, атому упаль. Миша заплакал, потому что упал. 8 Кадас лезыт аепка. Карандаш лежит в коробке. 9 Ваня посой в йес, поймай маенькую бейку, и зыа у Вани в кетка. Ваня пошел в лес, поймал маленькую белку, и жила у Вани в клетке. 10 Дада пи Дай пить Узнай по описанию
Слайд 58
Узнай по описанию № Нарушение Образец речи Перевод 1 2 ур.р.р Алязай. Дети алязай убиляют. Капутн, лидоме, лябака. Литя одают земю. Урожай. Дети урожай убирают. Капуста, помидоры, яблоки. Листья падают на землю. 2 1 ур.р. тя мако чай с молоком 3 Норма Ворона каркает громко. Ворона каркает громко. 4 Дислалия (ФФН) Пусыстая коска. Пушистая кошка. 5 1 ур.р.р туй сидеть, стул 6 заикание са - са -самолет, м--- олоко самолёт, молоко 7 3 ур.р.р Миша зяпякаль, атому упаль. Миша заплакал, потому что упал. 8 2 ур.р.р Кадас лезыт аепка. Карандаш лежит в коробке. 9 3 ур.р.р Ваня посой в йес, поймай маенькую бейку, и зыа у Вани в кетка. Ваня пошел в лес, поймал маленькую белку, и жила у Вани в клетке. 10 1 ур.р.р Дада пи Дай пить