Первый слайд презентации: Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения
Слайд 2: Цели урока:
воспитывать интерес к русскому языку 4 повторить изученный материал о сложносочинённом предложении; 1 научиться выполнять полный синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения; 2 развивать логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую и пунктуационную зоркость; 3
Слайд 3: Лингвистическая разминка
Запишите слова, раскрывая скобки и вставляя буквы. Иниц_ативный, р_збор, (кое)кто, ж_лтый, предл_жение, настеж _, масля(н/ нн ) ый. Девч_нка, прик_сновение, синт_ксический, пунктуаци (н/ нн ) ый, (по)дружески, (сложно)сочинённое, оди (н/ нн ) адцать. В первом ряду подчеркните только существительные, а во втором - только прилагательные.
Слайд 4: ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
Инициативный, разбор, кое-кто, жёлтый, предложение, настежь, масляный. Девчонка, прикосновение, синтаксический, пунктуационный, по-дружески, сложносочинённое, одиннадцать. Ошибок нет – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3»
Слайд 5: Игра «Блеф-клуб»
Части ССП соединены при помощи сочинительных союзов. Сочинительные союзы делятся на 3 группы: последовательные, разделительные и противительные. От одной части ССП к другой можно поставить вопрос. Практически всегда между частями ССП ставится запятая. Между частями ССП никогда не ставится тире. Если части ССП объединены общим второстепенным членом, то в ССП запятая не ставится.
Слайд 6: Игра «Блеф-клуб» Самопроверка
Части ССП соединены при помощи сочинительных союзов. ДА Сочинительные союзы делятся на 3 группы: последовательные, разделительные и противительные. НЕТ От одной части ССП к другой можно поставить вопрос. НЕТ Практически всегда между частями ССП ставится запятая. ДА Между частями ССП никогда не ставится тире. НЕТ Если части ССП объединены общим второстепенным членом, то в ССП запятая не ставится. ДА
Слайд 7: Распределительный диктант
1. Окна во всех корпусах были ярко освещены и оттого на громадном дворе казалось очень темно. 2. На улице жара а цыплятам холодно. 3. Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь. 4. Тело было слабо и в глазах ощущалась тупая боль. 5. По словам охотников зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла 6. Вы придёте ко мне или я должен зайти к вам? 7. Подпустить врага и огонь дать по команде! 8. Как он смешон и как глупы его выходки! 9. Весь сад согретый солнцем ожил и капли росы засверкали на листьях. 10. В саду было тихо и лишь откуда-то издалека доносился шум колёс.
Слайд 9: План синтаксического разбора сложносочинённого предложения
Вид предложения по цели высказывания, по эмоциональной окрашенности. Простые предложения в составе сложного, их грамматические основы. Тип связи между простыми предложениями в сложном (союзная бессоюзная). Сочинительные союзы, соединяющие простые предложения в сложное. Смысловые отношения между частями ССП (перечисление, противопоставление, чередование событий). Разбор простых предложений в сложном (см. учебник – с.200)
Слайд 10: Образец синтаксического разбора сложносочинённого предложения
Мороз, и под ногами скрипит снег. ( Повеств., невоскл., сложное, ССП, смысл. отн. перечисления; 1ПП: односост., назывное, нераспр., полн., неосл.; 2 ПП: двусост., распр., полное, неосл.) [ - ], и [= -].
Слайд 11: Схема пунктуационного разбора предложения
1) Пронумеровать знаки препинания. 2) Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков). 3) Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного). 4) Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения
Слайд 12: Образец пунктуационного разбора ССП
Весь сад, 1 согретый солнцем, 2 ожил, 3 и капли росы засверкали на листьях. 4 1. В конце предложения ставится точка 4, т.к. предложение повествовательное, невосклицательное. 2. Между первым простым предложением и вторым перед союзом и ставится запятая 3 – знак разделения между простыми предложениями в ССП. 3. Запятые 1,2 выделяют обособленное определение в первом простом предложении.
Слайд 13: Самостоятельная работа Выполните полный синтаксический и пунктуационный разбор ССП
1 в. У самого леса вытянулся целый островок молодых осин, а дальше белой стеной начинали подниматься берёзки. 2 в. Цветы и травы покрывают зелёный холм, и никогда сюда лучи не проникают. 3 в. Залает пёс, иль ветерок зашелестит в листах темнеющей дубравы.