Первый слайд презентации: Сивка – бурка» (русская народная сказка)
Подготовила: Кречетова Юлия Станиславовна у читель начальных классов МБОУ «Школа №38» (филиал) г.Рязань
Слайд 2: Цели урока:
Познакомиться с русской народной сказкой «Сивка-бурка». Учиться анализировать сказку. Учиться находить в тексте отрывок по вопросу. Обогатить словарный запас.
Можно ли по названию сказки сказать, о ком пойдёт речь?
Слайд 4
Сказка «Сивка-бурка» — одна из самых популярных и любимых сказок русского народа. В ней отобразилась мечта русского народа о счастье, которое должно прийти к истинно смелым, прекрасным людям, скрывающим, подобно Иванушке, свои душевные качества за внешним неприглядным видом дурачка.
Слайд 5: Словарная работа
В ещий – предсказывает будущее. Каурка – масть лошади светло-каштанового, рыжеватого цвета. Стеречь - сторожить, караулить кого-либо. Сеновал - место, предназначенное для складирования сена, защиты его от осадков и хранения. За пазуху - между грудью и прилегающей к ней одеждой, выше пояса. Грива - длинные волосы, покрывающие шею и спину у животных ( лошадей ) Лукошко - небольшая ручная корзина из лубка или прутьев, предназначенная для сбора ягод и грибов. Кликать – звать.
Слайд 6: Понимание прочитанного
Понравилась сказка? Кто главный герой этой сказки? Кто помогал Иванушке? Почему конь стал ему помогать? Что должен был сказать Иванушке, чтобы перед ним появился конь? Для чего Иванушка первый раз позвал Сивку-бурку? Почему братья не взяли его с собой? Что они ему сказали? Удалось ли Иванушке доскочить до Елены Прекрасной с первого раза? Сколько раз он пытался это сделать? Удалось ли ему снять перстень с руки Елены Прекрасной?
Слайд 7: Понимание прочитанного
Что Иванушка сказал братьям когда вернулся домой? Как вы думаете, почему он не сказал им правду? Почему братья не поверили бы ему? Как же Иванушка-дурачок оказался на царском пиру? Как Елена Прекрасная раскрыла его секрет? Хорошо или плохо заканчивается сказка? Почему?
Слайд 8: Выборочное чтение
Найдите в сказке и прочитайте описание коня. Прочитайте, как иванушка пытался доскочить до прекрасной царевны.
Слайд 9: Выборочное чтение
Что братья рассказывали об увиденном на площади? Прочитайте, как Елена Прекрасная нашла своего жениха.
Слайд 10: В.М.Васнецов «Сивка-бурка»
Какой эпизод изображён на картине? Прочитайте соответствующий отрывок из сказки. Кто изображён на переднем плане картины? Кто изображён на заднем плане картины ? Рассмотрите, какие чувства выражают лица людей. Каким художник изобразил коня? Какими художник изобразил Елену Прекрасную и Ивана? Эта картина заставляет нас ещё раз пережить Этот волнующий момент.
Слайд 11: Волшебные признаки сказки:
Зачин – слова, с которых начинается сказка (жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве…) Волшебные герои (баба Яга, леший, царевна-лягушка…) Сказочные слова и выражения. Волшебные предметы. Троекратный повтор. Борьба добра и зла. Добро побеждает зло. Концовка – последние слова сказки, завершение.
Слайд 12: Троекратные повторы в сказке
Три сына Три ночи стерегли пшеницу Трижды пытался Иван доскочить до царевны
Слайд 13: Устойчивые выражения в сказке
Я там был мёд пиво пил… Елена Прекрасная Иванушка-дурачок ш ерстинка серебряная т ерем высокий
Слайд 14: Итог урока
С какой сказкой познакомились сегодня? К какому виду сказок она относится? Какой это герой? Почему? Чем вам понравилась сказка? Как вы относитесь к Иванушке? Можно ли назвать главным героем Сивку-бурку? Почему?