Слайд 2
Наибольшее влияние на становление римской скульптуры оказало искусство Древней Греции. Пленённые греческой культурой, римляне, в массовом порядке вывозили из Эллады знаменитые статуи и копировали греческие образцы. Влияние Греческой культуры
Слайд 3
Римская скульптура характеризуется реалистичностью и достоверностью образов. Это связано с тем, что у римлян был силён культ предков, и с самого раннего периода римской истории существовал обычай снимать посмертные восковые маски, которые позже за основу скульптурных портретов брали мастера.
Слайд 4
В доме каждого уважающего себя римлянина находились бюсты, изображающие его умерших родственников, и чем их было больше, тем выше оценивался статус гражданина. Появились и оригинальные статуи, изображающие знатных римлян, держащих в руках бюсты своих предков
Слайд 5: Скульптура периода республики
В период Римской Республики для скульптуры характерна эмоциональная скупость, отстранённость и холодность. Создавалось впечатление полной замкнутости образа. « Капитолийский Брут », III в. до н. э.,
Слайд 6
Характерная черта портретов этого периода — крайний натурализм и правдоподобие в передаче черт лица того, что отличает конкретную личность от любого другого человека. Эти тенденции восходят к этрусскому искусству.
Слайд 7
Голова старика, ок. 60 г. до н. э. Портрет Цицерона. Мрамор. 1 в. до н. э
Слайд 8
Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи ( уже в полный рост ) политических должностных лиц или военных командиров. Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед, триумфов, политических достижений. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах. В случае преступления человека его изображения уничтожались. Статуя оратора Авла 1 в. до н э
Слайд 9: Правление Октавиана Августа
Портретные статуи и бюсты императора изображают Августа молодым, во цвете лет, атлетического сложения и классической красоты. В портретах сохранено только общее сходство.
Слайд 10
Статуя императора Августа из Прима Порта Август представлен величественным потомком богов, у ног которого расположился Амур на дельфине. Рельеф на панцире рассказывает народу о победах императора в многочисленных битвах. В период Империи получает распространение тип парадного портрета. Идеализация образа - характерная черта портретов императоров.
Слайд 12: Скульптура императорского периода
Вторая половина 1 в. н. э. - время высоких достижений в римском портретном искусстве. Характерные черты - стремление к индивидуализации портретного образа - оживление лица мимикой - создание острых характеристик ; подчеркивание самых ярких черт Голова Калигулы. I в. н. э.
Слайд 14
Портрет императора Вителлия — ярко воплощен исполненный важности и самодовольства облик императора, славившегося своим обжорством. портрет императора веспасиана Он представляется простым человеком с сильной волей, любящим жизнь, не склонным к сомнениям.
Слайд 15
Еще более ocтpo и резко дана характеристика в найденном в Помпеях бронзовом бюсте банкира Цецилия Юкунда — душевная черствость и циничная расчетливость банкира показаны здесь с предельной наглядностью.
Слайд 19
Статуя Клавдия в образе Юпитера. глядя на этот портрет, создается впечатление, что портретная голова пожилого правителя посажена на статую греческого бога, так формы классического искусства используются чисто внешне, но более очевидными становятся дряблая кожа императора, запавшие глаза, морщины, оттопыренные уши.
Слайд 20
Император Траян возвращается к традициям Республики. От скульпторов требуют сменить пышный декор на холодную сухость форм. Скульпторы прославляют Траяна как выдающегося полководца и правителя. Портрет Траяна в образе полководца
Слайд 21
Римский император Адриан ориентировался на искусство древней Греции. Ваятели представляют в работах гармоничные и совершенные образы, как у эллинов. Меняются сюжеты, усиливается мифологическая трактовка образов, пластика обнажённой натуры. Римский император Адриан
Слайд 23: Рельефы
Первоначально это было подражание эллинистическим произведениям, но в последующий период римский рельеф приобретает самобытные черты : Римский рельеф более насыщен ; изображение мотивов значительно сложнее по формам. Римские художники использовали рельеф для « исторического рассказа », они применили к рельефу систему « последовательно-повествовательного стиля ».
Слайд 24: Алтарь мира
Это обнесённая стенами прямоугольная площадка. В центре стоит алтарь. Он расположен на ступенях, внутри и снаружи стены украшены рельефами.
Слайд 25
В верхней части наружных продольных стен распложен фриз с изображением торжественной процессии, направляющейся к алтарю
Слайд 26
Изображённая на левом рельефе Алтаря Мира красивая Богиня Земли Теллус держит на коленях двух младенцев в окружении фигур упитанных животных.
Слайд 27: Арка Тита
Другим примером исторического рельефа служат рельефы на арке Тита. Она была воздвигнута в 81 г. в честь взятия Иерусалима. Это образец римской имперской архитектуры. Однопролетная арка очень богато декорирована. Свод арки украшен розетками. На стенах внутри арки рельефы с изображением Тита и его войск, победоносно вступающих в Рим.
Слайд 29
Свод арки украшен розетками. На стенах внутри арки рельефы с изображением Тита и его войск, победоносно вступающих в Рим.
Слайд 30
В рельефах сцены исполнены движения, фигуры идут не вдоль фона, а из глубины и по диагонали, за счёт чего фон воспринимается как реальное пространство. Изображения очень живые, фигуры выпуклые.
Слайд 31: Колонна императора Трояна
ствол колонны высотой в 27 м покрыт спиральной лентой рельефа, образующей 22 витка. Колонна заканчивается дорической капителью, над которой помещалась статуя Траяна. Внутри колонна полая ; в ней проходит винтовая лестница. В основании колонны были замурованы урны с прахом Траяна и его жены.
Слайд 32
Рельеф колонны, это настоящая энциклопедия жизни Древнего Рима Длина рельефной ленты, опоясывающей колонну – 200 м. (число изображённых на нем фигур — до 2500). Здесь запечатлены сцены битв, осады крепостей, постройки мостов, заседаний военных советов, жертвоприношений и так далее.