Первый слайд презентации: СКУЛЬПТУРА В РОССИИ В ПРАВЛЕНИЕ АЛЕКСАНДРА I
презентация учениц 9 А класса КОГОАУ «КЭПЛ» Быдановой Дианы, Катаевой Анфисы, Лушковой Кристины и Симоновой Елизаветы
Слайд 2: ПЛАН
Введение Скульптура и архитектура Ампир в русской скульптуре Известные русские скульпторы начала XIX в. И. П. Мартос В. И. Демут -Малиновский И. И. Теребенёв Ф. П. Толстой П. П. Соколов Ф. Ф. Щедрин Вывод
Слайд 3: ВВЕДЕНИЕ
В правление Александра I продолжилось начавшееся в XVIII в. развитие русской культуры. Из-за внешней политики императора, в особенности из-за Отечественной войны 1812 г., главной темой произведений творцов стала победа русского народа над врагом. Русская скульптура начала XIX в. отражает подъём национального самосознания. Она развивалась под влиянием освободительных патриотических идей.
Слайд 4: СКУЛЬПТУРА И АРХИТЕКТУРА
Для развития скульптуры первой четверти XIX в. оказался важен тот факт, что русская архитектура тогда поднялась на очень высокий уровень. Архитекторы тесно сотрудничали со скульпторами, ведь скульптура украшала и обогащала архитектурные сооружения.
Слайд 5: АМПИР В РУССКОЙ СКУЛЬПТУРЕ
В скульптуре I половины XIX в. утверждается стиль позднего классицизма – ампир. Ампиру свойственны подражание древнеримскому искусству, лаконичность и монументальность. Ампир провозглашал величие империи и государя, а в случае России после 1812 г. — ещё и победу над армией Наполеона.
Слайд 6: ИЗВЕСТНЫЕ РОССИЙСКИЕ СКУЛЬПТОРЫ НАЧАЛА XIX В
В первой половине XIX в. в стиле классицизма творили такие русские мастера скульптуры, как Иван Мартос, Феодосий Щедрин, Василий Демут -Малиновский и т. д.
Слайд 7: И. П. МАРТОС
Иван Петрович Мартос – русский скульптор, один из крупнейших монументалистов русского классицизма последней трети XVIII — первой трети XIX вв. В 1804 г. он начал работу над памятником Минину и Пожарскому. Торжественное открытие монумента состоялось в 1818 году в Москве на Красной площади. В своей работе Мартос смог передать удивительную стойкость обоих героев и их непоколебимую веру в победу.
Слайд 8: И. П. МАРТОС
И. Мартос также участвовал в скульптурном декорировании Казанского собора в Санкт-Петербурге. Автор скульптуры «Иоанн Креститель», созданной в 1807 г.
Слайд 9: В. И. ДЕМУТ-МАЛИНОВСКИЙ
Василий Иванович Демут -Малиновский – русский скульптор, крупнейший представитель русского классицизма, не раз обращавшийся к теме Отечественной войны 1812 г. В 1811 г. он создал скульптурную группу «Похищение Прозерпины», установленную перед зданием Горного института в Санкт-Петербурге.
Слайд 10: В. И. ДЕМУТ-МАЛИНОВСКИЙ
В 1813 г. Демут -Малиновский создал статую «Русский Сцевола», изображающую русского крестьянина, схваченного и заклеймённого солдатами Наполеона. Крестьянин отрубает себе руку с клеймом, выражая презрение к врагу. В 1814 г. создал бюст А.В. Суворова.
Слайд 11: И. И. ТЕРЕБЕНЁВ
Иван Иванович Теребенёв – русский скульптор и график. Создатель 3 барельефов на фасаде Здания Главного адмиралтейства: «Фемида», «Заведение флота в России» и «Увенчание художника». Наибольшую известность Теребенёв приобрёл как автор гравированных карикатур, связанных с вторжением Наполеона в Россию (« Теребеневских листов»). Эти карикатуры высмеивали Наполеона и его армию и восхваляли русских солдат и партизан.
Слайд 12: Ф. П. ТОЛСТОЙ
Фёдор Петрович Толстой – русский скульптор, живописец, график, один из крупнейших медальеров романтико-классицистической школы первой половины XIX в. Наиболее известен созданием цикла медальонов, посвящённых Отечественной войне 1812 г.
Слайд 13: П. П. СОКОЛОВ
Павел Петрович Соколов – русский скульптор, последователь Ивана Мартоса. В 1810 г. Соколов создал одно из самых известных своих произведений — бронзовую скульптуру «Девушка с кувшином», находящуюся в Екатерининском парке в Царском селе. Создал декоративные чугунные фигуры для украшения петербургских мостов: львы на Львином мосту (1825 г.), крылатые львы на Банковском мосту (1825 г.) и др.
Слайд 14: Ф. Ф. ЩЕДРИН
Феодосий Фёдорович Щедрин – русский скульптор, крупный представитель русского классицизма. Создатель статуй «Персей» и «Сирены» (1800—1805) для Большого каскада в Петергофе, фигур для здания Биржи на Стрелке Васильевского острова. Высшая точка творчества Щедрина – 2 скульптурные группы «Нимфы, несущие небесную и земную сферы», созданные в 1812 г. и поставленные по бокам арки Главного адмиралтейства.
Последний слайд презентации: СКУЛЬПТУРА В РОССИИ В ПРАВЛЕНИЕ АЛЕКСАНДРА I: ВЫВОД
Как и другие сферы культуры, скульптура в России времён правления Александра I стремительно развивалась. В этот период были созданы уникальные памятники и монументы. В начале XIX в. скульптура отличалась возросшим интересом к античности, патриотизмом и стремлением увековечить славу военных побед Отечества. Скульпторы активно работали с архитекторами, обогащая своими творениями здания, углубляла содержание построек и делая их ближе и понятней. Декоративная скульптура была не просто украшением, а необходимой частью сооружения, раскрывающей замысел архитектора.