Слайд 2: Ленинский план монументальной пропаганды
Монументальная пропаганда (также ленинский план «монументальной пропаганды » ) — выдвинутая Лениным стратегия развития монументального искусства и его мобилизация в качестве важнейшего агитационного средства революции и коммунистической идеологии. План монументальной пропаганды в широком масштабе обеспечил скульпторов государственными заказами на городские монументы и тем самым явился прямым стимулом для самобытного развития советской скульптурной школы.
Слайд 3
Основу плана составили два проекта: украшение зданий и «т. п. мест, где обыкновенно бывают афиши», большими революционными надписями; постановка памятников великим революционерам, в «чрезвычайно широком масштабе, — памятников временных, из гипса…»
Слайд 4
Памятники должны быть поставлены на бульварах, скверах и т. п. во всех районах г. Москвы с высечениями, выписками или изречениями на постаментах или антуражах, чтобы памятники эти явились как бы уличными кафедрами, с которых в массы людей летели бы свежие слова, будирующие умы и сознание масс.
Слайд 5
Отделом изобразительных искусств Наркомпроса был подготовлен список лиц, которым предполагалось поставить памятники. ] В список были включены не только имена революционеров и крупных общественных деятелей, но и великих деятелей русской и зарубежной культуры (поэтов, философов, ученых, художников, композиторов, актеров) — всего 69 имен. Кроме памятников отдельным лицам план монументальной пропаганды предполагал также установку монументальных аллегорических композиций. Четкой границы завершения работ над проектами монументальной пропаганды не существует. Как отмечается в Большой Советской энциклопедии, «в широком смысле вся история советского монументального искусства представляет собой продолжение ленинского плана монументальной пропаганды».
Слайд 6
Для осуществления «плана» были привлечены известные скульпторы Москвы, Петрограда и других городов. Тем самым был дан мощный стимул к развитию скульптуры. Важно отметить, что государственный заказ на монументальную скульптуру сыграл важную роль в определении магистрального направления советской скульптуры: преобладание городских монументов, общественная значимость как руководящий критерий при выборе тематики, патриотизм, эмоциональная сдержанность, героическое содержание, обобщенность и идеализация образов, порой излишний пафос, грандиозность масштабов и замыслов.
Слайд 7: Скульпторы
Андреев, Николай Андреевич русский советский скульптор и график. Член «Товарищества передвижников». Один из идеологов соцреализма. Автор огромного количества портретов В. И. Ленину — « ленинианы » (около 100 скульптурных и 200 графических), а также многих политических деятелей. Памятник Островскому
Слайд 9: Шадр Иван Дмитриевич
русский советский художник, скульптор-монументалист, представитель направления «академический модерн» В своем творчестве Иван Шадр искал пути создания монументальной реалистической скульптуры. Многочисленные мемориальные сооружения, созданные им в 1910—1930-х годах, были посвящены преимущественно жертвам Первой мировой войны. Они связаны с традициями модерна и национально-романтических течений, отличаются тягучими, тяжеловесными ритмами, пристрастием к метафорическому осмыслению мотива человеческого тела, застывающего в мёртвой материи камня или высвобождающегося из него, иногда — использованием элементов народной архитектуры
Слайд 11: Сарра Дмитриевна Лебедева (девичья фамилия — Дармолатова )
русская советская художница, мастер скульптурного портрета. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1945), член-корреспондент Академии художеств СССР (1958) В раннем творчестве испытала влияние импрессионизма, затем увлеклась кубизмом. С начала 20-х годов стремилась в своих работах «соединить художественные открытия этих течений с последовательно реалистическими принципами изображения». Работы С. Д. Лебедевой отличает тонкий психологизм, обобщение и сложное структурное понимание натуры, что органично сочетаясь в пластике мастера, даёт самобытное, глубокое проникновение в выразительный внутренний строй личности портретируемого
Слайд 12
«Робеспьер» (рельеф, гипс тонированный, 1920); «Девочка с бабочкой» 1936
Слайд 13: Мухина Вера Игнатьевна
русский и советский скульптор. Народный художник СССР (1943)
Слайд 16: Томский Николай Васильевич
выдающийся советский скульптор-монументалист, педагог, профессор. Академик АХ СССР (1949, президент — 1968—1983). Действительный член Академии искусств ГДР. Народный художник СССР (1960). Герой Социалистического Труда (1970) В 1920-е, 1930-е годы Н. В. Томский участвует в реставрации монументально-декоративной скульптуры Ленинграда, изучаает традиции русской школы ваяния XIX века, которые оказывают влияние на его пластическую манеру, сочетание индивидуального и типического, характерного жеста и тщательно моделироваанных форм, отделки, создания образов, проникнутых патетикой и героическим пафосом. Томский Николай Васильевич
Слайд 19: Лебедев Владимир Васильевич
Живописец, график В 1920–1925 работал над циклом рисунков «Прачки», в 1921–1922 — над серией «Беспредметные композиции», в 1922 создал сатирические серии «Панель революции», «Любовь шпаны», в 1924–1927 работал над циклами рисунков «Новый быт» и «НЭП». Экспонировал свои работы на выставке Объединения новых течений в искусстве, Первой русской художественной выставке в галерее Ван Димена в Берлине (обе — 1922). В 1928 в Государственном Русском музее открылась первая персональная выставка художника. В том же году вступил в объединение «Четыре искусства». Много работал в области книжной графики, с 1924 являлся художественным редактором отдела детской книги в Ленинградском отделении Госиздата. Сотрудничал с издательством «Радуга». Выполнил иллюстрации к арабской сказке «Лев и бык» (1918), повестям Н. В. Гоголя «Нос» и «Коляска» (1919), рассказу Р. Киплинга «Слоненок» (1921), а также книгам собственного сочинения «Чучело» (1922), «Охота» (1924). Особенно много иллюстрировал произведения С. Я. Маршака: «Цирк», «Мороженое» (обе работы — 1924), «О глупом мышонке» (1925), «Багаж» (1926), « Усатый-полосатый » (1930), «Мистер Твистер » (1933), «Сказки, песни, загадки» (1934) и другие. Экспонировал свои оформительские работы на Международной выставке книжного искусства во Флоренции (1922) и Международной выставке художественно-декоративных искусств в Париже (1925).
Слайд 30: Яков Николадзе
советский грузинский скульптор и педагог, основоположник современной грузинской скульптуры. Народный художник Грузинской ССР (1946)