Слайд 2
Фредерик Джордж Джексон (1860 — 1938) - английский полярный исследователь и географ, исследователь Африки и Австралии, профессиональный военный. Член-корреспондент Географических обществ США и Италии. Впервые он побывал в Арктике в 1887 г. на борту китобойного судна «Эрик». В 1893 г. Ф. Джексон для приобретения полярного опыта предпринял путешествие на яхте «Бленкатра» вдоль северного побережья Сибири.
Слайд 3
В 1894 г. Ф. Джексон отправился в Арктику с целью достижения Северного полюса на корабле «Уинворд». Согласно имевшимся у экспедиции картам архипелаг Земля Франца-Иосифа представлял собой обширный материковый массив, окружённый по периферии островами. Достичь полюса Ф. Джексон планировал путем последовательного закладывания продовольственных складов по маршруту планируемого похода и продвижения настолько севернее, насколько получится. Экспедиционное судно « У индворд» у причала
Слайд 4
В сентябре 1894 г. судно «Уиндворд» подошло к мысу Флора Земли Франца-Иосифа. На мысе была построена база «Элмвуд» - собраны взятая из Архангельска русская изба, строения для пони, сибирских лаек и подсобные помещения. Стены избы были проконопачены мхом и изнутри обтянуты зелёным сукном. В жилой комнате находились книжные шкафы, круглый стол посередине; под потолком - подвесы для сушки одежды и лыж. В сенях разместили кухню и кладовую. База «Элмвуд» в 1896 г.
Слайд 5
По решению Ф. Джексона научная (зимовочная) партия состояла в основном из ученых, каждый из которых имел чётко обозначенный круг обязанностей. После окончательного утепления и оборудования избы члены научной партии отметили новоселье на мысе Флора. «Уиндворд» должен был снабжать стационарную базу, но из-за рано наступившей зимы ему пришлось остаться на зимовку. Моряки во главе с капитаном зимовали на корабле. Такое размещение членов экспедиции позволяло минимизировать возможные конфликты из-за несхожести взглядов научной партии и военных моряков. Летом 1895 г. корабль вернулся в Англию. Ф. Джексон на базе Элмвуд
Слайд 6
Ф. Джексон заботился о жизни и здоровье участников своей команды. Он понимал, что успех экспедиции зависит от трёх факторов: тёплой одежды и жилья, доброкачественной пищи и физического здоровья. Чтобы разнообразить меню, были взяты даже мясорубки и много разновидностей пряностей, приправ, консервированных и маринованных овощей и фруктов. Помимо консервов Ф. Джексон делал ставку на добычу белых медведей и моржей. До начала 1930-х гг. считалось, что употребление сырого мяса и крови — наилучший метод борьбы с авитаминозами. Кстати, в зимовочной партии экспедиции не было ни единого случая цинги. Полярный медведь в торосах на мысе Флора
Слайд 7
Для поддержания хорошего самочувствия Ф. Джексон настаивал на физической активности членов экспедиции: прогулки на свежем воздухе, игра в футбол и хоккей, бег на коньках даже в полярную ночь. Многие проводили свой досуг за чтением книг. Экспедиционная библиотека состояла из 500 томов. Успехом пользовались вист, шахматы и криббидж. Джексон в ненецкой полярной одежде
Слайд 8
Ф. Джексон был одним из первых британских полярников, который оценил удобство лыж, а также настаивал на использовании собак и пони для перевозки грузов. Для пересечения проливов и разводий были взяты мореходные лодки. Ф. Джексон использовал сани Нансена, доработанные с учётом собственного полярного опыта. Походное снаряжение экспедиции включало палатки новой конструкции, сшитые на основе опыта санных походов Ф. Джексона. Палатки напоминали по конструкции зонт. Впоследствии они использовались британскими вооружёнными силами. Нарты конструкции Нансена
Слайд 9
Сохранилась письменная инструкция Ф. Джексона по обращению с пони в полевых условиях Арктики. Из книги Ф. Джексона «Тысяча дней в Арктике» в переводе Н.П. Боярской: « 16 марта (1895 г.), суббота. В 5 ч. 15 м. вечера вернулись в хижину. На острове Гукера среди скал заложили продовольственный склад для людей и пони. Наше путешествие можно считать успешным, если учесть, что все пять дней пути и один день, затраченный на устройство склада, был густой туман и шёл сильный снег. Было очень холодно, температура понижалась до -45° по Фаренгейту, что гораздо ниже, чем на мысе Флора во время нашего отсутствия… Пони вели себя отлично, а их работа просто неоценима. Мы прошли 73 мили…» Ф. Джексон на охоте
Слайд 10
Ф. Джексон прожил на мысе Флора три года, поддерживая связь с Англией при посредстве парохода «Уинворд». Ему удалось устроить несколько складов по пути к северу. Однако выяснилось, что Земля Франца-Иосифа не что иное, как архипелаг островов, не простирающийся дальше 82° с. ш. План достижения северного полюса не был приведен в исполнение. Карта 1898 г., демонстрирующая достижения экспедиции Ф. Джексона. Маршруты исследовательских походов обозначены красным цветом
Слайд 11
В июне 1896 г. на мысе Флора случайно произойдет встреча Ф. Нансена и Ф. Джексона: с одной стороны европеец в клетчатом английском костюме и высоких резиновых сапогах, цивилизованный человек, гладко выбритый и подстриженный, благоухающий душистым мылом, аромат которого издалека воспринимало острое обоняние дикаря; с другой — одетый в грязные лохмотья, перемазанный сажей и ворванью дикарь с длинными всклокоченными волосами и щетинистой бородой, с лицом, настолько почерневшим, что естественный светлый цвет его нигде не проступал из-под толстого слоя ворвани и сажи. Ф. Нансен вместе с Я. Йохансеном вышли сюда, возвращаясь после неудачной попытки покорения Северного полюса. «Уинворд» доставит норвежцев на родину. Ф. Нансен назовет в честь Ф. Джексона открытый им остров. Встреча Ф. Нансена и Ф. Джексона
Слайд 12
Почти через двадцать лет после спасения Ф. Нансена благодаря базе Ф. Джексона спасутся два члена экспедиции Г. Брусилова: штурман В. Альбанов и матрос А. Конрад. На мысе Флора измученные долгим походом полярники найдут, где укрыться, а также запасы продовольствия и медикаментов. База Ф. Джексона поможет и русской экспедиции Г. Седова, дав их кораблю топливо. А они, в свою очередь, во второй раз спасут В. Альбанова и А. Конрада. Остатки строений Джексона. 1990 г.
Слайд 13
За три года экспедиция Ф. Джексона собрала большой научный материал, подробно исследовав южную и западную части Земли Франца-Иосифа. Всего в исследовательских походах было пройдено 1140 миль (1835 км) по островам и проливам архипелага, из них около 500 миль (800 км) было надёжно картографировано. Экспедиция Ф. Джексона доказала, что Земля Франца-Иосифа — архипелаг из небольших островов. Базой Ф. Джексона и заложенными им продовольственными складами в дальнейшем воспользовались последующие полярные экспедиции, попавшие в беду. Исследование окаменелостей экспедицией Ф. Джексона
Последний слайд презентации: След в Арктике
Источники: Белов, М. И. По следам полярных экспедиций / М. И. Белов. - Ленинград : Гидрометеоиздат, 1977. - 144 с. : ил. Пинегин, Н. В. В ледяных просторах : записки полярника / Н. В. Пинегин. - Москва : Эксмо, 2021. - 441 с. : ил. - ISBN 978-5-04-110869-4. Чванов, М. А. Загадка гибели шхуны «Святая Анна» : по следам пропавшей экспедиции / М. А. Чванов. - Москва : Вече, 2009. - 464 с. - (Морская летопись). - ISBN 978-5-9533-2091-7. Экспедиция Джексона - Хармсворта // Википедия : [сайт]. - 2025. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 05.03.2025).