Первый слайд презентации: Словарно – лексическая работа на уроках письма как средство развития речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Бурдаева Е. И., учитель русского языка и чтения Кировское областное государственное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья пгт Демьяново Подосиновского района Кировской области (КОГОБУ ШИ ОВЗ школа-интернат пгт Демьяново)
Слайд 2: Причины нарушения речи
органические (недоразвитие, избирательное поражение головного мозга); функциональные (нарушения соотношения процессов возбуждения и торможения в ЦНС); психоневрологические (нарушение работы высших психических функций – мышления, внимания, памяти, восприятия, двигательной сферы); социально – психологические (неблагоприятное воздействие окружающей среды).
Слайд 4: Причины бедности словарного запаса
низкий уровень умственного развития; общее моторное недоразвитие; ограниченность их социальных и вербальных контактов; недостаточная сформированность или отсутствие интересов; низкий уровень словесно-логической памяти.
Слайд 6: Словесные
Пословицы, поговорки, фразеологические обороты - какое из выделенных слов употреблено в переносном значении в словосочетании: горячий песок крутой склон горячее сердце золотые часы. Игровые упражнения: « Назови предмет по его признакам » «Подбери признаки» « Угадай слово » «Объясни разницу»
Слайд 9: Картинные словари»
фотографическое изображение «Картинные словари» Национальность
Слайд 11: Практические
объясни значение каждого однокоренного слова, запиши, разбери по составу ( осина, осинник, подосиновик. Осина – лиственное дерево. Осинник – лиственный лес из осин. Подосиновик - съедобный гриб с красной или коричнево- красной шляпкой; то же, что красный гриб, красноголовик ). составь группу однокоренных слов от корня – берёз -. объясни значение каждого однокоренного слова. подбери слова со значением цвета, вырази это значение разными частями речи ( жёлтый, желтеет, желтизна, желток). Аналогично подобрать слова со значением чувств, речи. опиши предмет по различным признакам ( кот (какой?) рыжий, толстый, тяжёлый, пушистый, молодой, задиристый, весёлый, домашний, любимый).
Слайд 14: Особенности проведения словарной работы
В настоящее время промышленность России включает следующие конкурентоспособные отрасли: нефтяная и газовая, добыча, переработка драгоценных камней и металлов, самолетостроение, ракетно-космическое производство, атомная промышленность, производство вооружения и военной техники, электротехника, целлюлозно-бумажная промышленность, автомобильная промышленность, транспортное, дорожное и сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность. прочитай слово выразительно с ударением); произнеси слово по слогам; определи сколько гласных звуков, согласных звуков; подумай, что обозначает данное слово. Попробуй сформулировать определение самостоятельно; назови орфограмму в слове; спиши слово с образца, подчеркни орфограмму; подбери однокоренные слова; составь словосочетания с данным словом; составь предложения с данными словосочетаниями.
Слайд 17
допиши окончания прилагательных, согласуя с данными существительными, ( Прост… (песенку, вопросы, рисунок) свяжи слова по смыслу ( Воля, победа. Писать тетрадь. Сказка, Емеля). составь словосочетания с однокоренными словами ( Заплетать, переплетать, уплетать. Догнать, загнать, перегнать, прогнать). найти недостающее слово в предложении с опорой на предыдущие и последующие слова предложения (Тогда он уехал в свою деревню, чтоб на досуге разобраться в своих впечатлениях и найти выход из тяжёлого положения.) Виды диктантов. слуховые, зрительные, выборочные, «диктант значений», лексический диктант.
Слайд 18: Вывод
Способствует: развитию речи обучающихся, обогащению словарного запаса, исправлению различных нарушений речи, развитию у обучающихся познавательных способностей, совершенствованию психических функций, повышению качества образования.
Слайд 19: Литература
А. К. Аксёнова «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе». Москва. Просвещение 2002 г. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004. -143с. Дмитриева Л. И. Формирование словаря учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида. - М., 2002. Дмитриева Л. И. Формирование словаря учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида. - М., 2002. Екжанова Е. А. Коррекционно –развивающее обучение и воспитание/ Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева – М.: 2003. В. П. Канакина « Лексико – орфографические упражнения при изучении слов из словаря» Дефектология 1990 г. № 3 Литература