Первый слайд презентации: Слушание музыки 1 класс
Тема: «Три кита в музыке. Песня. Танец. Марш»
Слайд 2
А связано это было вот с чем: на заре человеческой истории, люди не могли объяснить многие явления своей жизни. Они даже не знали, как устроена наша Земля, и придумали, что построена планета в виде большой плоской тарелки или щита, окруженного со всех сторон океаном. Сразу возникал вопрос: почему Земля не тонет в океане? И придумали люди, что держится она на спинах трёх могучих китов. Вы спросите, а почему тема урока связана с тремя китами? И почему именно этими тремя жанрами (песня, танец и марш)? Много лет назад замечательный педагог и композитор Д.Б.Кабалевский сравнил эти жанры с тремя китами.
Слайд 3
Впервые в своей книге для детей их описал композитор Д.Б.Кабалевский : «Как всякий дом стоит на фундаменте, так и эти «три кита» держат на своих плечах весь огромный мир музыки». Общее понятие «жанра». Жанр (франц.) – тип, род, манера. Этим словом мы называем вид произведения, который имеет свои отличительные черты, своё содержание, форму и название. Три кита в музыке – песня, танец и марш – как фундамент держат на себе весь огромный, необъятный музыкальный океан. Задание №1. Запиши в тетрадь определение слова жанр, три кита в музыке и композитора, который впервые ввел этот термин.
Слайд 4: Первый кит – Песня
Во все временя п есня отражала и отражает состояние человеческой души. В связи с этим она так разнообразна и многочисленна. В широком понимании песня это всё то, что поётся, одновременно сочетая слова и напев. Может быть исполнена как одним человеком, так и целым хором, с музыкальным сопровождением либо без него. Встречается в повседневной жизни человека ежедневно – изо дня в день, наверное, с момента, когда человек начал внятно формировать свои мысли словами.
Слайд 5: Заданий №2
Прослушай русскую народную песню «Во поле берёза стояла» Опишите характер музыки. Кем исполняется песня? Есть ли в этой песне аккомпанемент? Если нет то, как вы думаете почему он отсутствует?
Слайд 6: Заданий №3
Прослушайте и посмотрите Колыбельную Клары из оперы « Порги и Бесс » Дж. Гершвина Опишите характер музыки. Сравните с предыдущей песней. Отметьте различия
Слайд 7: Второй кит – Танец
Танец – одно из древнейших проявлений народного творчества. В ритмическом или плавном движении люди стремились передать свои чувства, настроения и мысли. Так появились ритуальные танцы, которые стали непременным атрибутом каждого праздника. У многих народов они сохранились и до нашего времени. Люди танцуют, иногда превращая свой танец в искусство – балет. Танцуют, участвуя в торжественных церемониях или веселясь в свободные вечера и на праздниках. У каждого народа сложились свои национальные традиции танца с характерной, присущей ему музыкой.
Слайд 8: Заданий №4
Прослушай Трепак из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского Опишите характер музыки и свои впечатления о прослушанной музыке.
Слайд 9: Заданий №5
Прослушай Вальс ля минор Ф. Шопена Опишите характер музыки. Сравните с предыдущим танцем. Опишите сходства и различия двух танцев.
Слайд 10: Третий кит – Марш
Марш ( m агсhе ) – французское слово, в переводе значит «ходьба». Пишется всегда в четком музыкальном размере 2/4 или 4/4, чтобы было удобно идти в строю. И хотя марши отличаются друг от друга мелодией, характером и содержанием, их объединяет четкий и энергичный ритм. С маршами – бодрыми, веселыми, походными, праздничными, а порой печальными и даже траурными – связаны многие события в жизни человека.
Слайд 11: Заданий №6
Прослушай Триумфальный марш из оперы «Аида» Дж. Верди Опишите характер музыки. Как ты думаешь кто и по какому поводу мог маршировать под эту музыку?
Слайд 12: Заданий №7
Прослушай III часть Траурный марш из Сонаты №2 си-бемоль минор Ф. Шопена Опишите характер музыки. Сравните с предыдущим маршем? Опишите сходства и различия данных маршей.
Последний слайд презентации: Слушание музыки 1 класс: Домашнее задание
Опиши, какой из китов тебе понравился больше всего. Почему? Изобрази собственное представление данного кита. Что необходимо отправить: Работы на уроке (файл Word или снимок экрана) Домашнее задание (описание кита и рисунок)