Слайд 6: В чем проблема?
Отсутствие доверия Тревожность Удовлетворение амбиций Занятость В чем проблема? ?
Слайд 7: Такие разные родители (типология А.В. Фокиной)
Родитель – вертолет Родитель – танк Родитель – гоночная машина Родитель – скорый поезд Родитель – трехколесный велосипед Такие разные родители (типология А.В. Фокиной)
Слайд 8
Достоинства Трудности при взаимодействии Типичные фразы Сверх бдителен и осторожен. Незаменим при организации мероприятий: он предусмотрит и проконтролирует все. Пытается контролировать все, что касается его ребенка. Драматизирует, подогревая при этом других родителей. А если что-то случится? Вы за ними не уследите! Вы не знаете, что там будет.
Слайд 9
Достоинства Трудности при взаимодействии Типичные фразы Сверх бдителен и осторожен. Незаменим при организации мероприятий: он предусмотрит и проконтролирует все. Пытается контролировать все, что касается его ребенка. Драматизирует, подогревая при этом других родителей. А если что-то случится? Вы за ними не уследите! Вы не знаете, что там будет. Паникёр, но хороший организатор
Слайд 10
Достоинства Трудности при взаимодействии Типичные фразы Его критический подход ко всему может быть конструктивным. Он лучше других предвидит проблемы там, где они не так очевидны. Прирожденный критик, но критику в свой адрес не переносит. Категорично выражает свои просьбы. Спорит, становится инициатором конфликтов. Я считаю… Я знаю… Я выбрала эту школу… Это безобразие! Вы нарушаете!
Слайд 11
Достоинства Трудности при взаимодействии Типичные фразы Его критический подход ко всему может быть конструктивным. Он лучше других предвидит проблемы там, где они не так очевидны. Прирожденный критик, но критику в свой адрес не переносит. Категорично выражает свои просьбы. Спорит, становится инициатором конфликтов. Я считаю… Я знаю… Я выбрала эту школу… Это безобразие! Вы нарушаете! Критик и провокатор, но знаток
Слайд 12
Достоинства Трудности при взаимодействии Типичные фразы Награды и победы в конкурсах школе принесут именно его дети. Стимулирует ребенка на достижения. Ради победы в конкурсе готов сам его организовать. Считает, что его ребенок все делает на «отлично». Его должны признавать исключительным родителем, а его ребенка вундеркиндом. Отрицает явные трудности ребенка. Мы пошли в 9 месяцев! Мы начали читать в 3 года! Мы заняли первое место!
Слайд 13
Достоинства Трудности при взаимодействии Типичные фразы Награды и победы в конкурсах школе принесут именно его дети. Стимулирует ребенка на достижения. Ради победы в конкурсе готов сам его организовать. Считает, что его ребенок все делает на «отлично». Его должны признавать исключительным родителем, а его ребенка вундеркиндом. Отрицает явные трудности ребенка. Мы пошли в 9 месяцев! Мы начали читать в 3 года! Мы заняли первое место! Активист, но не умеет проигрывать
Слайд 14
Достоинства Трудности при взаимодействии Типичные фразы Милый, открытый и доброжелательный. Доверяет учителю, ценит его мнение. Не умеет принимать решения. Безответственный: если вы поручили ему задачу, будьте готовы – без вашего постоянного контроля он может ее не выполнить. А мне никто не говорил, что это надо делать. Не хочу давить на ребенка. Что бы я без вас делала!
Слайд 15
Достоинства Трудности при взаимодействии Типичные фразы Милый, открытый и доброжелательный. Доверяет учителю, ценит его мнение. Не умеет принимать решения. Безответственный: если вы поручили ему задачу, будьте готовы – без вашего постоянного контроля он может ее не выполнить. А мне никто не говорил, что это надо делать. Не хочу давить на ребенка. Что бы я без вас делала! Добрый, но безответственный
Слайд 16
Достоинства Трудности при взаимодействии Типичные фразы Пытается договариваться быстро. Не конфликтует. Не вмешивается в работу школы. Все время торопится, находится вне зоны доступа. Не ходит на родительские собрания. Не занимается сам со своими детьми. У меня очень много дел. Я не смогу прийти, сильно занят. Я пашу не ради себя, а ради ребенка.
Слайд 17
Достоинства Трудности при взаимодействии Типичные фразы Пытается договариваться быстро. Не конфликтует. Не вмешивается в работу школы. Все время торопится, находится вне зоны доступа. Не ходит на родительские собрания. Не занимается сам со своими детьми. У меня очень много дел. Я не смогу прийти, сильно занят. Я пашу не ради себя, а ради ребенка. Не вмешивается, но и не помогает
Слайд 18: Типы родителей, с которыми мы взаимодействуем
родители, подвергающие сомнению компетентность сотрудников школы родители с гиперопекой, излишне тревожные родители, по мнению которых, успехи их детей остаются недооцененными родители, перекладывающие всю ответственность за воспитание детей на школу Типы родителей, с которыми мы взаимодействуем
Слайд 19: Типы родителей, с которыми мы взаимодействуем
родители, подвергающие сомнению компетентность сотрудников школы родители с гиперопекой, излишне тревожные родители, по мнению которых, успехи их детей остаются недооцененными родители, перекладывающие всю ответственность за воспитание детей на школу Типы родителей, с которыми мы взаимодействуем
Слайд 20: Как общаться
Если он предъявляет претензии, покажите, что вам важно его мнение Задавайте вопросы: «Как, по-вашему, стоит поступить?», «Как реагировать, когда ребенок поступает так?» Не обсуждайте детали, которые не относятся к делу Если видите, что родитель тревожится, разделите его тревогу: «Я понимаю ваши опасения» Задавайте вопросы «Что именно вас беспокоит?», «Какая помощь нужна от меня, от школы?» Посоветуйте читать новости и вопросы-ответы на сайте школы Избегайте учительской позиции: не поучайте, не пытайтесь пристыдить, разрешать, запрещать Проявляйте интерес к его мнению: «Подумайте еще до завтра и обсудим», но всегда обозначайте четкие временные рамки Поддерживайте любые попытки высказать свое мнение и осмысленно заботиться о ребенке Хвалите за вовлеченность, интерес к ребенку и школе Используйте прием «зато», если ребенок с чем-то не справляется: «Да, ваш ребенок пока не очень хорошо считает, зато прекрасно запоминает и рассказывает» Не критикуйте родителя и ребенка в присутствии других людей Как общаться
Слайд 21: Как общаться
Если он предъявляет претензии, покажите, что вам важно его мнение Задавайте вопросы: «Как, по-вашему, стоит поступить?», «Как реагировать, когда ребенок поступает так?» Не обсуждайте детали, которые не относятся к делу Если видите, что родитель тревожится, разделите его тревогу: «Я понимаю ваши опасения» Задавайте вопросы «Что именно вас беспокоит?», «Какая помощь нужна от меня, от школы?» Посоветуйте читать новости и вопросы-ответы на сайте школы Избегайте учительской позиции: не поучайте, не пытайтесь пристыдить, разрешать, запрещать Проявляйте интерес к его мнению: «Подумайте еще до завтра и обсудим», но всегда обозначайте четкие временные рамки Поддерживайте любые попытки высказать свое мнение и осмысленно заботиться о ребенке Хвалите за вовлеченность, интерес к ребенку и школе Используйте прием «зато», если ребенок с чем-то не справляется: «Да, ваш ребенок пока не очень хорошо считает, зато прекрасно запоминает и рассказывает» Не критикуйте родителя и ребенка в присутствии других людей Как общаться
Слайд 22: В беседе лучше не говорить
Не волнуйтесь. Вы чересчур контролируете ребенка. Мы не хотели Вам говорить, но… У нас ЧП! Вы не правы. Вы очень агрессивны! Я не понимаю, что Вам не нравится. Это дело школы. У нас таких много. У других ребят это получается лучше. У Вас обычный ребенок. Ваш ребенок не будет участвовать в конкурсе. Вы, как ребенок. Это не шутки. Сколько можно вам повторять?! В беседе лучше не говорить
Слайд 23: В беседе лучше не говорить
Не волнуйтесь. Вы чересчур контролируете ребенка. Мы не хотели Вам говорить, но… У нас ЧП! Вы не правы. Вы очень агрессивны! Я не понимаю, что Вам не нравится. Это дело школы. У нас таких много. У других ребят это получается лучше. У Вас обычный ребенок. Ваш ребенок не будет участвовать в конкурсе. Вы, как ребенок. Это не шутки. Сколько можно вам повторять?!
Слайд 24
Изучите материалы Примерной программы воспитания (Модуль «Работа с родителями») Выберите из предложенного списка мероприятий те, которые позволят удовлетворить потребности этого типа родителей Предложите, что можно добавить в модуль для этого типа родителей Конкретизируйте один или несколько пунктов (название, примерное содержание, какого эксперта можно пригласить и т.п.) Проектирование (работа в группах)
Слайд 25
Родитель Потребность Признание Безопасность Общение Контроль Взаимодействие с родителями в программе воспитания Проектирование (работа в группах)
Слайд 27
Проверим себя Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)» Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся может предусматривать: ● создание и деятельность в общеобразовательной организации, в классах представительных органов родительского сообщества (родительского комитета общеобразовательной организации, классов), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем совете общеобразовательной организации; ● тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания; ● родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещать уроки и внеурочные занятия; ● работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания; ● проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом; ● родительские форумы на интернет-сайте общеобразовательной организации, интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность; ● участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в общеобразовательной организации в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей); ● привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных и общешкольных мероприятий; ● при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приемных детей целевое взаимодействие с их законными представителями.
Слайд 28
«Дневник мамы первоклассника», 2014, реж. А. Силкин Проверим себя: родитель 1
Слайд 29
А что же делать? Родитель Потребность Признание Безопасность Общение Контроль Взаимодействие с родителями в программе воспитания 1. Мероприятия 2. Предложения 3. Содержание
Слайд 30
А что же делать? Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)» Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся может предусматривать: ● создание и деятельность в общеобразовательной организации, в классах представительных органов родительского сообщества (родительского комитета общеобразовательной организации, классов), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем совете общеобразовательной организации ; ● тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания; ● родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещать уроки и внеурочные занятия; ● работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания; ● проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом; ● родительские форумы на интернет-сайте общеобразовательной организации, интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность ; ● участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в общеобразовательной организации в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей); ● привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных и общешкольных мероприятий; ● при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приемных детей целевое взаимодействие с их законными представителями.
Слайд 31
А что же делать? Родитель Потребность Признание Безопасность Общение Контроль Взаимодействие с родителями в программе воспитания 1. Мероприятия 2. Предложения 3. Содержание
Слайд 33
А что же делать? Родитель Потребность Признание Безопасность Общение Контроль Взаимодействие с родителями в программе воспитания 1. Мероприятия 2. Предложения 3. Содержание
Слайд 34
А что же делать? Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)» Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся может предусматривать: ● создание и деятельность в общеобразовательной организации, в классах представительных органов родительского сообщества (родительского комитета общеобразовательной организации, классов), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем совете общеобразовательной организации; ● тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания ; ● родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещать уроки и внеурочные занятия ; ● работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания; ● проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом; ● родительские форумы на интернет-сайте общеобразовательной организации, интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность; ● участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в общеобразовательной организации в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей); ● привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных и общешкольных мероприятий ; ● при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приемных детей целевое взаимодействие с их законными представителями.
Слайд 35
А что же делать? Родитель Потребность Признание Безопасность Общение Контроль Взаимодействие с родителями в программе воспитания 1. Мероприятия 2. Предложения 3. Содержание
Слайд 37
А что же делать? Родитель Потребность Признание Безопасность Общение Контроль Взаимодействие с родителями в программе воспитания 1. Мероприятия 2. Предложения 3. Содержание
Слайд 38
А что же делать? Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)» Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся может предусматривать: ● создание и деятельность в общеобразовательной организации, в классах представительных органов родительского сообщества (родительского комитета общеобразовательной организации, классов), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем совете общеобразовательной организации; ● тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания; ● родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещать уроки и внеурочные занятия; ● работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания; ● проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом; ● родительские форумы на интернет-сайте общеобразовательной организации, интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность; ● участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в общеобразовательной организации в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей); ● привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных и общешкольных мероприятий ; ● при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приемных детей целевое взаимодействие с их законными представителями.
Слайд 39
А что же делать? Родитель Потребность Признание Безопасность Общение Контроль Взаимодействие с родителями в программе воспитания 1. Мероприятия 2. Предложения 3. Содержание
Слайд 41
А что же делать? Родитель Потребность Признание Безопасность Общение Контроль Взаимодействие с родителями в программе воспитания 1. Мероприятия 2. Предложения 3. Содержание
Слайд 42
А что же делать? Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)» Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся может предусматривать: ● создание и деятельность в общеобразовательной организации, в классах представительных органов родительского сообщества (родительского комитета общеобразовательной организации, классов), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем совете общеобразовательной организации; ● тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания; ● родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещать уроки и внеурочные занятия; ● работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания ; ● проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом; ● родительские форумы на интернет-сайте общеобразовательной организации, интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность; ● участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в общеобразовательной организации в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей); ● привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных и общешкольных мероприятий; ● при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приемных детей целевое взаимодействие с их законными представителями.
Слайд 43
А что же делать? Родитель Потребность Признание Безопасность Общение Контроль Взаимодействие с родителями в программе воспитания 1. Мероприятия 2. Предложения 3. Содержание
Слайд 45
Вместо послесловия ЛЮБИТЬ — ЭТО НЕ ЗНАЧИТ СМОТРЕТЬ ДРУГ НА ДРУГА, ЛЮБИТЬ — ЗНАЧИТ ВМЕСТЕ СМОТРЕТЬ В ОДНОМ НАПРАВЛЕНИИ Антуан де Сент-Экзюпери