Слайд 2
По своей сути человек существо биосоциальное – то есть является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом, культурой. Биологическое (природное) и социальное (общественное) в человеке слиты воедино
Строение и физиология Инстинкты и рефлексы Биологические потребности Темперамент Мышление и речь Изготовление сложных орудий труда творческая и целеполагающая деятельность социальные и духовные потребности
Слайд 4: Ч е л о в е к - б и о с о ц и ал ь н о е существо
духовные потребности преобразование окружающей действительности членораздельная речь изготовление орудий труда целенаправленная творческая деятельность
Слайд 5: У ф е р а л ь ны х д е т е й п о л но с т ь ю о т су т с т в у е т с о ц и а л ь н о е н а ч а л о, т а к к а к о н о з а к л а д ы в а е т с я т о л ь к о п р и в з а и м о д е й с т в ии с о б щ е с т в о м
Слайд 6: Происхождение человека
Вопрос о происхождении человека много веков занимал умы светил философии. Антропогенез – наука, изучающая происхождение и развитие человека.
Слайд 7: Концепции происхождения человека
Религиозная теория – создание человека Богом (или богами) по своему образу и подобию. Теория палеовизита – человека создали пришельцы из космоса и оставили на Земле. Трудовая теория (Ф.Энгельс) – под влиянием труда сформировались специфические качества человека, отличающие его от животных. Эволюционная теория (Ч.Дарвин) – человек как биологический вид имеет естественное природное происхождение от высших млекопитающих.
Слайд 8: Индивид – это единичный, конкретный представитель человеческого рода. Каждый из нас – индивид
Индивидуальность – это неповторимое своеобразие каждого человека, то, что делает нас непохожими на остальных. Даже близнецы имеют различия. Во внешности В чертах характера В особенностях протекания психических процессов (памяти, мышления и др.) Во взглядах на жизнь, в ценностях, идеалах, смысле жизни. Индивидуальность проявляется:
Слайд 10
И н д и в и д о м ро ж д а ю т с я, индивидуальность п р и о б р е т а ю т, а л и ч н о с т ь ю с т а н о в я т с я в п ро ц е сс е с о ц и а л и з а ц ии.
Факторы социализации: Социализация -это процесс приобретения человеком таких качеств личности, которые позволят ему жить, общаться, трудиться в обществе, проявлять себя как личность, отвечать за все свои дела, за себя и за тех, кто рядом. Социализация- это и результат освоения человеком социального опыта. Наследственность Воспитание С о ц и ал ь н о е окружение И с т о р и ч е с к а я эпоха Личный опыт Различают первичную и вторичную социализацию
Слайд 12: Потребность - нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования
По тр ебн ос ти П ер ви чны е В то ри чны е Физиологические Экзистенциальные С о ц и а л ь н ы е П р е с т и ж н ы е Духовные
Слайд 14
Найдите в приведённом ниже списке социальные факты, содержащие проявление важнейших социальных потребностей личности. Запишите цифры, под которыми они указаны. Когда Серёжа перешёл в другой класс, ему было сложно наладить отношения с новыми одноклассниками, но он старался зарекомендовать себя хорошим товарищем и порядочным человеком. Для девушки чрезвычайно важен её круг общения - друзья и подруги: с ними можно обсудить порой то, что не доверишь ни родителям, ни учителям. Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых учёных. Каждую последнюю субботу месяца профессор посвящает походу в консерваторию на концерт камерной музыки. Человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы надеваем варежки, тёплые сапоги и куртки.
Слайд 16
Илье Анатольевичу 36 лет. Найдите в приведённом ниже списке черты, характеризующие Илью Анатольевича как личность. Илья Анатольевич работает в гимназии учителем истории и обществознания. Илья Анатольевич — добрый и отзывчивый, у него много друзей. Илья Анатольевич — честный и принципиальный человек. У Ильи Анатольевича тёмные волосы и серые глаза. Рост Ильи Анатольевича — 180 см. Илья Анатольевич легко переносит физические нагрузки.
Слайд 18
Укажите, какое из двух понятий — целенаправленность и целесообразность — следует отнести к деятельности человека, а какое к активности животного? Обоснуйте свой ответ, опираясь на данный текст, а также знания из курса обществоведения. Приведите конкретный пример, который бы доказывал Ваше рассуждение в отношении деятельности человека.
Слайд 19
Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). 1) В ответе сделан правильный выбор из двух понятий: — деятельность человека целенаправленна, а активность животного целесообразна. 2) В ответе объясняется, почему поведение животных следует считать целесообразным, а к деятельности человека применимо понятие «целенаправленность»: — поведение животных направляется непосредственно потребностями без предварительной обработки внешних воздействий сознанием; — деятельность человека предваряет созданный сознанием идеальный образ желаемого результата, на достижение этого результата и направлена деятельность. 3) Приведен пример: — Иван, прежде чем построить дом, продумывает его планировку, необходимые материалы, инструменты, только потом начинает строить, следуя разработанному плану.