Слайд 2: Понятие социальной защиты
Социальная защита населения – комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований (переход к рыночным отношениям) и связанного с этим снижения их уровня жизни (безработица, старость,болезнь,инвалидность ).
Слайд 3: Понятие социальной защиты
В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией РФ и регламентировано законодательством РФ. Система социальной защиты населения включает в себя: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную поддержку (помощь). Осуществляется за счет федерального, местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.
Слайд 4: Назначение социальной защиты
Назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам.
Слайд 5: Принципы социальной защиты
Основные принципы социальной защиты: Гуманность Соц справедливость Адресность Комплексность Обеспечение прав и свобод личности
Слайд 6: Требования к реализации социальной защиты
Основные требования к реализации социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения: первостепенная роль государства в осуществлении этой защиты; перенос центра тяжести в работе с материальной защиты на социальную заботу о людях; повышение роли социальных и национальных общностей, религиозных общин, коллективов в организации социальной защиты; усиление вклада предпринимателей в социальную защиту нуждающихся граждан, ликвидацию бедности, создание рабочих мест и т.д.; обеспечение различных форм социальной защиты и разработки точно адресованных мер помощи, рассчитанных на определенный контингент нуждающихся; максимальный учет принципа социальной справедливости и др.
Слайд 7: Функции социальной защиты
Основные функции социальной защиты: функция поддержания реального сохранения денежной единицы в условиях инфляции, функция оперативного механизма защиты отдельных слоев населения (нетрудоспособных, малообеспеченных, безработных) от нововведений, приводящих к снижению их жизненного уровня (индексация денежных доходов, установление льготных цен на товары и услуги для пенсионеров, льготное налогообложение и т.д.).
Слайд 8: Цели социальной защиты
Основные цели социальной защиты населения: избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.
Слайд 9: Элементы социальной защиты
Составные элементы социальной защиты населения: социальная помощь, обеспечение в денежной или в натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством; совокупность социальных услуг: медико-социальная, социально-экономическая, социально-бытовая, социально-психологическая, социально-педагогическая и иная поддержка человека со стороны государственных и негосударственных структур в период его кризисного состояния, в сложных жизненных ситуациях.
Слайд 10: Социальная помощь
Социальная помощь (поддержка) осуществляется за счет местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной, дифференцированной помощи нуждающимся.
Слайд 11: Институт органов социальной работы
Важнейшей составной частью социальной защиты населения является институт органов социальной работы. Цель их деятельности - проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении.
Слайд 12: Социальная защита
Объектами управления в системе социальной защиты населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми. Субъекты управления - органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерство, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, трудовые коллективы).
Слайд 13: Нуждающиеся в социальной защите
В первоочередном порядке в социальной защите в российской Федерации нуждаются: граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко проживающие, в том числе и одинокие супружеские пары; инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих; инвалиды, в т.ч. инвалиды с детства и дети-инвалиды; инвалиды из числа воинов-интернационалистов; граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах; безработные; вынужденные беженцы и переселенцы; дети - круглые сироты; дети с девиантным поведением; семьи, в которых проживают дети-инвалиды, дети - круглые сироты; малообеспеченные семьи; многодетные семьи; одинокие матери; лица с ограниченными возможностями.
Слайд 14: Социальный институт
В настоящее время система социальной защиты населения складывается как социальный институт, характеризующийся совокупностью социальных норм, принципов, учреждений и организаций и определяющий устойчивые формы социального поведения и действия людей.
Слайд 15: Институт социальной защиты
Институт социальной защиты можно рассматривать как комплексную систему, формирующуюся в обществе для решения многочисленных, взаимосвязанных социальных проблем, обусловленных необходимостью помощи социально уязвимым слоям и группам населения. На его развитие как механизма регулирования всей совокупности социально-экономических, политических, духовно-нравственный отношений в обществе влияют многочисленные факторы: политические, экономические, идеологические, нравственно-психологические, факторы, связанные с социальной работой как профессиональным видом деятельности, и др.
Слайд 16: Факторы
Политические факторы Экономические факторы Идеологические факторы Нравственно-психологические факторы Факторы, связанные с соц.работой как проф.видом деят-ти Связаны с укреплением власти, проводимой ею социальной политикой, ее способностью влиять на положение дел в социальной сфере и осуществлять здесь реформы в интересах человека, обеспечивать спокойствие и социальную стабильность в обществе. Определяют характер и специфику функц-ия института соц. защиты: экономические последствия, связанные с применением опред. методов регулирования соц. защиты. Важным является внедрение экономических, рыночных механизмов в ресурсное обеспечение социальной защиты. Играют важную роль в становлении института соц. защиты населения, отражают посредством системы общественных взглядов и идей эк. жизнь общества, активно влияют на ее развитие посредством деят-ти гос-ва, общ. объединений, партий, групп и слоев общества. Являются важнейшими регуляторами отношений, возникающие в сфере соц. защиты человека. Нравственно-психологические проблемы возникают часто и проявляются во всех областях социальной помощи и поддержки человека - при взаимодействии соц. работника и клиента, в семье и т.д. Система соц. защиты населения и проф. социальная работа тесно связаны и взаимозависимы. Становясь проф. видом деятельности, соц. работа предполагает наличие необходимой законодательной и нормативной базы, развитой инфраструктуры, подготовленных кадров, словом, всего того, что может предоставить соц. защита как соц. институт.
Слайд 17: Методы социальной защиты
Методы социальной защиты населения: Социально-экономические методы социальной защиты населения Организационно-распорядительные методы социальной защиты населения
Слайд 18: Социально-экономические методы
Социально-экономические методы социальной защиты населения. Должны строится на базе социальных нормативов, представляющих собой научно обоснованные показатели уровня потребления различных благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности населения. Важнейшим среди социальных нормативов является минимальный потребительски бюджет (представляет собой систему социальных нормативов, выражающих сложившиеся в обществе представления о минимальном общественно необходимом уровне потребления, обеспечивающем удовлетворение наиболее насущных потребностей).
Слайд 19: Социально-экономические методы
Минимальный потребительский бюджет - нормативная основа системы социальной защиты населения. Группа социально-экономических методов объединяет все те способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные и моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиентов. Методы воздействия на социальные и экономические потребности и интересы используются в форме натуральной и денежной помощи, установления льгот и выплаты единовременных пособий и компенсаций, патронажа и бытового обслуживания, морального поощрения и санкций и т.п.
Слайд 20: Организационно-распорядительные методы
Организационно-распорядительные методы социальной защиты населения. Они основаны на отношениях субординации, власти и подчинения, присущих системе управления. Виды: регламентирующие, распорядительные и дисциплинарные методы.
Слайд 21: Виды
Распорядительные методы Регламентирующие методы Дисциплинарные методы Это жесткий тип воздействия. С их помощью создается та или иная система организации, определяются задачи, права и ответственность структур управления, устанавливаются определенные правила. Распорядительное воздействие методов направлено, прежде всего, на устранение возникающих трудностей, недостатков в профессиональной деятельности. Представляет собой разработку и применение положений, должностных инструкций и других документов, регулирующих деятельность членов коллектива. Регламентирование обеспечивает организованность в работе, поддерживает оптимальный режим деятельности, вносит в деятельность коллектива порядок и дисциплину. Предполагают не только соблюдение трудовой дисциплины, но и установление личной и профессиональной ответственности перед клиентами, коллективами, группами. Правильное сочетание различных видов ответственности повышает эффективность и действенность организационных методов управления.