Слайд 2: Что такое искусство
Искусство – образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира Искусство – это один из способов познания, как в естественно-научной среде, так и в религиозной картине восприятия мира
Слайд 3: Появление
Возникнув в эпоху среднего палеолита, первобытное искусство достигло расцвета в верхнем палеолите, около 40 тыс. лет назад, и могло быть социальным продуктом общества, воплощавшим новую ступень освоения действительности. Древнейшие произведения искусства, такие как ожерелье из раковин, найденное в Южной Африке, датируются 75 тысячелетием до н. э. и более. В каменном веке искусство было представлено первобытными обрядами, музыкой, танцами, всевозможными украшениями тела, геоглифами — изображениями на земле, дендрографами — изображениями на коре деревьев, изображеними на шкурах животных, пещерной живописью, наскальными рисунками, петроглифами и скульптурой. Появление искусства связывают с играми, ритуалами и обрядами, в том числе обусловленными мифологически-магическими представлениями.
Слайд 4: Искусство в античном мире
Основы искусства в современном понимании этого слова были заложены древними цивилизациями: египетской, вавилонской, персидской, индийской, китайской, греческой, римской, а также аравийской (древнего Йемена и Омана) и другими. Каждый из упомянутых центров ранних цивилизаций создал собственный уникальный стиль в искусстве, который пережил века и оказывал свое влияние на позднейшие культуры. Они же оставили первые описания работы художников. Например, древнегреческие мастера во многом превзошли прочих в изображении человеческого тела и умели показать мускулатуру, осанку, правильные пропорции и красоту натуры.
Слайд 5: Функции искусства
Мотивированные: Средство коммуникации Искусство как развлечение Искусство ради политических перемен Искусство для психотерапии Искусство для социального протеста Немотивированные: Ритуальные и символические рисунки Фундаментальный человеческий инстинкт гармонии, уравновешенности и ритма Ощущение загадочности Воображение Обращение к неограниченному кругу лиц
Слайд 6: Средство коммуникации
В своей простейшей форме искусство представляет собой средство коммуникации. Как и большинство прочих способов коммуникации, оно несет в себе намерение передать информацию аудитории. Однако содержание послания не обязательно бывает научным. Искусство позволяет передавать не только объективную информацию, но и эмоции, настроение, чувства.
Слайд 8: Айвазовский хочет передать всю мощь и величие морской стихии и беспомощности перед ней человека. Тёплые тона картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены
Слайд 9: Искусство как развлечение
Целью искусства может быть создание такого настроения или эмоции, которая помогает расслабиться или развлечься. Очень часто именно для этой цели создают мультфильмы или видеоигры.
Слайд 12: Искусство ради политических перемен
Одной из определяющих целей искусства начала XX века было создание произведений, провоцирующих политические перемены. Направления, появившиеся для этой цели, — дадаизм, сюрреализм, русский конструктивизм, абстрактный экспрессионизм — собирательно именуют авангардом.
Слайд 14: Искусство для психотерапии
Психологи и психотерапевты могут использовать искусство в лечебных целях. Специальная техника, основанная на анализе рисунков пациента, применяется для диагностики состояния личности и эмоционального статуса. В этом случае конечной целью является не диагностика, а оздоровление психики.
Слайд 15: Искусство для социального протеста
Как форма протеста, искусство может не иметь какой-либо определенной политической цели, а ограничиваться критикой существующего режима или каких-то его аспектов.
Слайд 16: Ритуальные и символические рисунки
Во многих культурах красочные ритуалы, представления и танцы являются символом или способом украсить некие события. Сами по себе они обычно не преследуют какую-либо утилитарную цель, но антропологам известен их смысл в рамках данной национальной культуры. Традиции формировались в течение многих поколений и часто первоначально имели определенное космологическое значение, которое впоследствии никто уже не вспоминает.
Слайд 17: Фундаментальный человеческий инстинкт гармонии, уравновешенности и ритма
На этом уровне искусство представляет собой не действие или объект, а внутреннее стремление к гармонии (красоте), потребляемой независимо от полезности.
Слайд 18: Ощущение загадочности
Искусство — это способ ощутить свою связь со Вселенной. Это ощущение часто бывает неожиданным и возникает, когда мы видим произведение искусства, слушаем музыку или стихи.
Слайд 19: Самое прекрасное, что мы можем испытать в жизни — это загадочность. Она является источником всякого настоящего искусства или науки.» — Альберт Эйнштейн
Слайд 20: Воображение
Искусство дает способ применить воображение невербальным способом, без ограничений, накладываемых языком. В то время как слова следуют в строгой последовательности и каждое из них имеет некоторое определенное значение, искусство дает широкий диапазон форм, символов и идей, смысл которых может быть интерпретирован по-разному.
Слайд 21: Обращение к неограниченному кругу лиц
Искусство позволяет автору произведения вольно или невольно обратиться к целому миру. Некоторые авторы сознательно оставляют свои творения в малодоступных местах, например, на горных вершинах. Это тоже способ обратиться не к ограниченному кругу зрителей, а к миру в целом.
Слайд 23
Благодаря искусству я духовно развиваюсь Просто отвлечься от проблем, отдохнуть Благодаря искусству я отвлекаюсь от суеты жизни С помощью искусства я интеллектуально развиваюсь С помощью искусства я могу передать чувства другим людям Искусство дает мне возможность применить воображение без ограничений и границ
Слайд 24: Вывод
Каждый человек сам определяет для себя истинную роль искусства в жизни. Но мы неизбежно приходим к выводу, что каждый нуждается в искусстве, кем бы он ни был. «Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве.» - Константин Станиславский