Слайд 2
Содержание обучения – основная категория методики, отвечающая на вопрос: чему учить ?
Слайд 3: Системно-деятельностный подход
«Формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств − возможно лишь в деятельности» (Л.С. Выготский)
Слайд 4
Процесс обучения на уроке становится процессом обучения деятельности : научить ставить цель, формировать мотивацию к активной позиции на уроке, находить пути и средства к достижению поставленной цели, формировать собственные умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Слайд 5
Компоненты учебной деятельности: познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль, оценка).
Слайд 6: Предметное содержание обусловлено двумя факторами :
предметом обучения (русский язык в реальном функционировании в качестве многоуровневой системы) целями и результатами обучения (личностные, метапредметные, предметные)
Слайд 7
Состав школьного курса русского языка (типы учебного материала) Основные Факультативные Лингвистические понятия и языковые факты УУД; предметные умения и навыки Способы деятельности с языковым и речевым материалом (образцы рассуждений)
Слайд 8: Лингвистические понятия в школьном курсе характеризуют единые сквозные (ключевые) линии (программа ФРП ООО «Русский язык»:
Общие сведения о языке. Язык и речь. Текст. Функциональные разновидности языка. Система языка : «Фонетика. Графика. Орфоэпия», «Лексикология. Культура речи», «Морфемика. Словообразование. Культура речи», «Морфология. Культура речи», «Синтаксис. Культура речи», «Орфография», «Пунктуация».
Слайд 9: Лингвистические (языковые) факты как учебные единицы -
это языковые явления, выпадающие из той или иной системы. Слова-исключения, разносклоняемые существительные, непарные согласные, разноспрягаемые глаголы
Слайд 10: Общие сведения о языке
Богатство и выразительность русского языка. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики
Слайд 11: Язык и речь
Язык и речь. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, полилог. Виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо), их особенности. Создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы. Сочинения различных видов с опорой на жизненный и читательский опыт, сюжетную картину (в том числе сочинения- миниатюры).
Слайд 12: Текст
Текст и его основные признаки. Тема и главная мысль текста. Микротема текста. Ключевые слова. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение; их особенности. Композиционная структура текста.
Слайд 13: Функциональные разновидности языка
Общее представление о функциональных разновидностях языка (о разговорной речи, функциональных стилях, языке художественной литературы).
Слайд 14: Орфография
Орфография как раздел лингвистики. Понятие «орфограмма». Буквенные и небуквенные орфограммы. Правописание разделительных ъ и ь. Лексикология Лексикология как раздел лингвистики. Основные способы толкования лексического значения слова
Слайд 15
Предметные результаты – действия /умения 3 группы интеллектуально-мыслительных умений, источником которых являются язык, речь, правописание. Учебно-языковые умения Речевые умения Правописные умения опознавательные; классификационные; аналитические некоммуникативные; коммуникативные орфографические; пунктуационные
Слайд 16
Характеризовать звуки; понимать различие между звуком и буквой, характеризовать систему звуков. Распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значения слова. Распознавать синонимы, антонимы Находить чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулём звука). Выполнять морфологический анализ слова.
Слайд 17
Соблюдать правила правописания имён существительных: безударных окончаний; о — е ( ё ) после шипящих и ц в суф фиксах и окончаниях; суффиксов - чик- — - щик -, - ек - — - ик - (-чик-); корней с чередованием а // о: -лаг- — -лож-; - раст - — - ращ - — -рос-; - гар - — -гор-, - зар - — - зор -; -клан- — -клон-, - скак - — - скоч -; Выполнять орфографический анализ слова. Создавать тексты разных функционально-смысловых типов. Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка.
Слайд 18: Задания, при которых формируются учебно-языковые умений:
К какому разряду относятся прилагательные янтарный, городской, весенний, местный, хрустальный ? Подберите синонимы к слову смелый. Найдите в тексте существительные 1 склонения. Найдите главные члены предложения. Подчеркните их. Вставьте местоимения по смыслу. Определите их разряд.
Слайд 19: Задания, при которых формируется правописные умения:
Найдите орфограммы в тексте, подчеркните их. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте условия выбора орфограммы. Расставьте недостающие знаки препинания. Слитно или через дефис? Распределите слова по колонкам таблицы. Найдите ошибку, исправьте ее в тетрадях.
Слайд 20: Задания, при которых формируется речевые умения :
Определите стиль текста. Образуйте от данных пар существительных притяжательные прилагательные. Перескажите текст на основе ваших записей. Подготовьте письменно сообщение об одном из разделов языка, используя материалы справочника, Интернета.
Слайд 21: Какие умения формируются при выполнении этого упражнения?
Упр. 240. Прочитайте текст. Определите его основную мысль ( речевые ). Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки ( правописные ). Выпишите все глаголы, укажите их вид, наклонения, время. ( учебно-языковые)
Слайд 22: Какие умения формируются при выполнении этого упражнения?
Упр. 251.Прочитайте и озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните глаголы как члены предложения. Выполните разбор указанных слов (по вариантам).
Слайд 23: Универсальные учебные действия -
это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения; это умения учиться.
Слайд 24
Универсальные учебные действия – индикаторы функциональной грамотности Коммуника-тивные универсальные учебные действия Познавательные универсаль- ные учебные действия Регулятив- ные универсальные учебные действия
Слайд 25
Типовые задания, формирующие УУД Задания, направленные на личностные результаты Задания, направленные на регулятивные УУД Задания, направленные на познаватель-ные УУД Задания, направленные на коммуникатив-ные УУД Задания для определения личностных, метапредметных, предметных результатов
Слайд 26: Личностные результаты. Задания, направленные на достижение личностных результатов
система речевых упражнений, основанных на тексте
Слайд 29: Метапредметные результаты. Задания, формирующие познавательные учебные действия
– задания на анализ, классификацию языковых явлений, преобразование текстовой информации (например, чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.);
Слайд 30
логические: выделение главного, существенного в языковом явлении; установление, классификация языковых явлений по определениям; сравнение изучаемых явлений в каких-либо отношениях; анализ языковых явлений в тексте.
Слайд 33
приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами ; – система работы с различными словарями.
Слайд 36: Задания, формирующие коммуникативные УУД
устные высказывания на лингвистические темы; орфоэпические упражнения, словарно-семантические упражнения, составление предложений, речевые и коммуникативно-речевые упражнения.
Слайд 37: Коммуникативно-речевые упражнения
Выберите синонимы к словам «храбрый», «метель», «спешить». Запишите каждую группу слов с красной строки. Составьте предложения с двумя синонимами. Торопиться, вьюга, бежать, отважный, буря, смелый.
Слайд 38
Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Выпишите синонимы. Напишите, как вы понимаете, что такое любознательность. Согласны ли вы с автором? Если бы меня спросили, что я ценю больше всего в наших мальчишках и девчонках, я бы назвал в первую очередь любознательность. Не просто любопытство, каковое присуще всякой сороке, а именно любознательность, иными словами – любовь к познанию. Качество это свойственно только человеку, и от того, насколько рано оно привито, во многом будет зависеть весь дальнейший образ жизни этого человека, круг его интересов, дела и поведение. (Е.Носов) 1. С каким из слов: любопытство или любознательность – сочетаются прилагательные праздный, пустой, удивительный?
Слайд 41: Задания, формирующие регулятивные универсальные учебные действия
учебно-практические задачи на самоорганизацию,самоконтроль, самооценивание, эмоциональный интеллект
Слайд 43: УДД?
Придумайте и разыграйте сценку «В кабинете врача», построенную по всем правилам русского речевого этикета. Соблюдайте нормы современного русского языка (упр. 223) Бегло просмотрите рубрику «Теоретические сведения» и определите,что нового вы узнаете в ней о словосочетании.
Слайд 44: УУД ?
Запишите слова с корнем добр-. Какое значение объединяет эти слова и почему? При выполнении задания пользуйтесь материалами Интернета, словарями и справочниками. ( упр. 80, учебник С.И. Львовой и В.В. Львова )
Слайд 45: Функциональная грамотность
Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения читать, понимать тексты, использовать информацию разных форматов, оценивать ее, размышлять над ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои возможности, участвовать в социальной жизни.
Слайд 46
Найти и извлечь информацию (просмотровое /поисковое/ сканирующее чтение); 01 локализация информации (17%) Интегрировать и интерпретировать текст Понимание (46%) 02 Осмыслить и оценить содержание и форму текста рефлексия и оценка (37%) 03 использовать информацию при решении учебных и жизненных задач Применение (30%) 04 личный опыт текст
Слайд 47
Прочитайте текст вслух. Почему в Московском зоосаде была в основном представлена фауна России? Есть ли зоопарк в вашем городе? Бывали ли вы в зоопарках других городов России? Представьте, что вы проводите экскурсию по зоопарку для приехавших из других городов учеников 5-го класса. Расскажите кратко об истории Московского зоопарка, его главных обитателях. Чтобы подготовиться используйте информацию с официального сайта Московского зоопарка htp :// www.moscowzoo.ru, раздел «О зоопарке»
Слайд 49
Локализация информации (поиск и извлечение информации в явном виде)) определение темы и основной мысли, назначение текста; нахождение в тексте фактов, сведений, заданных в явном виде; определение достаточности информации; формулирование поискового запроса; ориентирование в поиске информации по справочным изданиям, словарям; нахождение основной и второстепенной информации; упорядочивание, ранжирование и группирование информации; деление текста на части, составление плана; сопоставление текстовых и внетекстовых компонентов; формулирование вопросов; формулирование прямых выводов;
Слайд 50
Понимание (обобщение и интерпретация информации) формулирование выводов на основе нескольких источников; нахождение аргументации, подтверждающей вывод; обобщение информации в близких по тематике текстах; обобщение информации из разных частей текста, из разных текстов; пересказ текста подробно, сжато, выборочно, устно и письменно
Слайд 51
Рефлексия и оценка Оценивание достоверности и надежности информации на основе имеющихся знаний; выявление и анализ противоречий; высказывание собственного мнения о прочитанном тексте, его форме и содержании; соотнесение собственной позиции с авторской; оценивание выбора языковых средств и их роли в тексте; установление сходства и различия в оценке явлений, отраженных в тексте; применение информации из текста при решении учебно-практических задач; перенос данной информации в сферу практической деятельности.
Слайд 52
Текст 1 1) Кашалот –– крупнейший из зубатых китов: его длина –– 20 м, вес –– более 50 тонн. 2) Он распространён по всему Мировому океану за исключением полярных областей. 3) Питается кашалот гигантскими кальмарами, достигающими длины 14—18 м. 4) В поисках добычи кит совершает самые глубокие погружения среди всех морских млекопитающих –– на глубину свыше 2 км, оставаясь под водой до полутора часов. 5) При этом дыхательное отверстие –– ноздря –– закрыто. 6) В природе у кашалота практически нет врагов, он считается весьма опасным животным.
Слайд 53
Текст 2 1) Кальмары –– головоногие моллюски. 2) Имеют обтекаемое торпедообразное тело, что позволяет им двигаться с большой скоростью «хвостом» вперёд, основной способ движения –– реактивный. 3) Известны как свирепые охотники. 4) Кальмары принадлежат к числу самых быстрых пловцов, уступая в скорости только таким спринтерам моря, как меч-рыба, тунцы и дельфины. 5) Спасаясь от погони, кальмар может даже вылетать из воды и, подобно летучим рыбам, проноситься над волнами десятки метров. 6) Иногда кальмар «выстреливает» так высоко, что попадает на палубу проходящего судна! 7) Глаза гигантского кальмара –– самые большие из тех, что известны учёным. 8) Хрусталик –– размером с апельсин, благодаря чему он может пропускать через себя большое количество света в тёмных глубинах, где охотятся кальмары, а они опускаются на глубину до 2 км.
Слайд 54
Текст 3. 1) Плыл по океану кашалот. 2) Остановился, набрал полную грудь воздуха, ноздрю закрыл, хвост флагом выбросил –– пошёл на глубину. 3) Полчаса проходит. 4) Час. 5) Нет кашалота. 6) Наконец вынырнул. 7) –– Долго же ты! 8) –– За кальмаром гонялся. 9) И что это он так от меня кинулся? 10) –– Наверное, зубы твои разглядел! 11) –– Так ведь там внизу темно. 12) Как же он мог их увидеть? 13) –– А у него каждый глаз –– с колесо! ( С. Сахарнов. Кто в море живёт )
Слайд 55: Поиск и извлечение информации
1. К какому классу животных относится кашалот? млекопитающиеся ; земноводные; рыбы; пресноводные 2. Сколько весит кашалот? 10 тонн; 20 тонн; 30 тонн; 50 тонн 3. Каковы места обитания кашалота? Индийский океан, Атлантический океан, Северный Ледовитый океан; Тихий океан 4. Выберите, какой характеристикой определяет характер кальмаров как охотников: грозный; лютый; свирепый; хищный 5. Что самое большое у кальмаров, по мнению ученых? тело; хвост; глаз; усы
Слайд 56
Задания на интерпретацию и интеграцию текста О чем рассказывается в текстах 1, 2, 3. Какой темой они объединены? Какие цели имеют тексты? Чем они отличаются? К какому стилю относятся тексты? Автор текста 1 называет кашалота крупнейшим китом. Найдите в текстах подтверждение этому утверждению. Почему кит охотится за кальмарами на глубине свыше 2 км? По-разному ли говорится об этой способности кита в предложенных текстах? Приведите два факта, доказывающих, что кальмары – это спринтеры среди рыб и животных.
Последний слайд презентации: Содержание обучения русскому языку: Задания на рефлексию и оценку текста
Нуждаются ли кашалоты и кальмары в защите в Мировом океане? Обоснуйте свою точку зрения. В каком тексте информация о кашалоте более надежная и достоверная? Почему? Достиг ли автор цели, используя прием диалога и олицетворения в раскрытии характерных черт кашалота? Какой текст более полезен для реферата? На каких уроках вы сможете использовать информацию текстов?