Первый слайд презентации: соотношение психологии коммуникации с гуманитарными науками
Слайд 2
Соотношение коммуникации с гуманитарными науками Связь языкознания с гуманитарными науками. Фактически языковедение как наука вышла из недр филологии, которая в древности была единой нерасчлененной наукой, включающей в себя литературоведение, текстологию, поэтику, теорию культуры и саму лингвистику. Противопоставление филологии и языкознания (грамматики) возникло уже в Древнем Риме. Филологии отводилось изучение литературной формы (стиля) и содержания текста, грамматике - изучение орфографии и метрики текста. Гораздо позднее, в середине XIX в., устанавливается основной объект филологии, который в классическом варианте объединяет в филологические науки литературоведение и языкознание. Связь этих двух наук особенно заметна в таких дисциплинах, как стилистика, история литературного языка и филологический анализ художественного текста. При этом между лингвистическим и литературоведческим подходом к языку имеется существенное различие. Для лингвистики язык - главный и единственный объект исследования. Лингвистика изучает прежде всего структуру и функционирование самого языка, принимая во внимание его связи с другими явлениями действительности (сознание, мышление, культура, литература и т.д.). Для литературоведения язык выступает лишь косвенным объектом наблюдения, формой существования художественного произведения.
Слайд 3
На стыке языкознания и социологии возникла еще одна лингвистическая дисциплина- социолингвистика, посвященная разработке вопросов соотношения языка и общества. Социальную дифференциацию языка, языковую политику, соотношение языка и нации, общественные функции языка, двуязычие и многоязычие, а также многие другие проблемы и явления исследует социолингвистика.
Слайд 7
Само слово « communicatio » восходит к слову « communico », имеющему довольно много значений: 1) делать общим; делиться; 2) делать сообща, принимать участие, делить; 3) сообщать; 4) беседовать; 5) воздавать, оказывать, предоставлять; 6) присоединять, добавлять, вносить; 7) связывать, соединять. В возвратной форме « se communico » означает общаться, иметь дело (с), иметь связи (с). Само слово « communicatio » восходит к слову « communico », имеющему довольно много значений: 1) делать общим; делиться; 2) делать сообща, принимать участие, делить; 3) сообщать; 4) беседовать; 5) воздавать, оказывать, предоставлять; 6) присоединять, добавлять, вносить; 7) связывать, соединять. В возвратной форме « se communico » означает общаться, иметь дело (с), иметь связи (с). Этимология термина «коммуникация» Смысловое взаимодействие между людьми
Слайд 8: Соотношение языка и речи
язык Язык- это средство общение Язык абстрактен, формален Язык стабилен, статичен Язык является достойнством народа, в нем отражается «картина мира» говорящего на нем народа Язык независим от обстановки общения и Речь Речь- это воплощение и реализация языка Речь материальна, состоит из артикулируемых звуков, воспринимаемые слухом Речь активна и динамична, для нее характерна высокая вариативность Речь индивидуальна, выражает опыт отдельного человека Имеет линейную организацию, представляет собой последовательность слов связанных потоке Речь конкретно и ситуативно обусловлена
Слайд 10
Специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли для каждого участника общения той или иной информации, ее значимости. Такая значимость информации обусловлена тем, что люди не просто «обмениваются» значениями, а стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но и понята, осмыслена. По этой причине каждый коммуникативный процесс представляет собой единство деятельности, общения и познания. Распространение информации в обществе проходит через своеобразный «фильтр доверия-недоверия». Подобный фильтр действует так, что истинная информация может оказаться не принятой, а ложная — принятой. Кроме того, существуют средства, способствующие принятию информации и ослабляющие действие фильтров. Совокупность этих средств называют фасцинацией. Примером фасцинации может быть музыкальное, пространственное или цветовое сопровождение речи.
Слайд 11
Что такое общение Это обмен результатов психической деятельности человека, установление и развитие контактов между людьми Обмен информацией Обмен действиями Восприятие и понимание партнера, его особенностей и особенностей его поведения