Слайд 2: ПЛАН
Культура 20 – х годов. Культура тоталитарного периода 30 – 50 – х годов. Культура «хрущевской оттепели». Культура «брежневского застоя» и перестройки.
Слайд 3: Идеологические установки коммунистов в искусстве
Сформулированы В. И. Лениным. Основная идея: «культура должна служить трудящимся массам и выражать ее классовые интересы». В новом социалистическом обществе надо создать новую пролетарскую культуру, которая будет служить и принадлежать народу.
Слайд 4: Курс на культурную революцию взят в 1917 г
Отрицается плодотворность художественной культуры предшествующих поколений. Классовый подход в отборе и оценке творчества деятелей культуры. Чтобы создать пролетарскую культуру, надо избавиться от влияния буржуазной культуры прошлого и вырастить свои творческие кадры.
Слайд 5: Культура 20 – х годов
идеи насильственного социального переустройства решительная ломка «старого мира» искусство подчиняется революционной идеологии
Слайд 6
Новая культура - это поле для бесконечных экспериментов и поисков новых форм во всех областях искусства (живопись, театр, архитектура, кино)
Слайд 7: Живопись 20 - х
Петров –Водкин К. экспериментирует сочетая каноническую русскую иконопись и экспрессионизм «Петроградская мадонна», 1920
Слайд 8: Наиболее популярно плакатное искусство, доступное массам
Маяковский В. «Окна сатиры РОСТА» Моор Д. Плакат
Слайд 9: Тема революции, классовой борьбы, гражданской революции на первом месте
Кустодиев Б. «Большевик» 1920 Греков М. «Конармейская тачанка» 1925
Слайд 10: Экспериментальный театр В. Э. Мейерхольда
Основная задача –служение революции и полное обновление сценического искусства. Стремился вернуть театру праздничность и яркость. Его система актерского тренажа и сегодня вызывает интерес у театральных деятелей.
Слайд 11: Советский режиссерский театр
Убрал рампу, соединив мир сцены и зрительный зал. Стремился к прямому контакту актера и зрителя. Провозгласил принцип праздничной яркой театральности. Поставил несколько спектаклей: «Принцесса Турандот», «Свадьба», «Чудо святого Антония» и др. – классику советского театра. Вахтангов Е. Б.
Слайд 12: Советское кино
Эйзенштейн создал современный язык кино— новые возможности монтажа, ритма, крупного плана, ракурса. Историко-революционные фильмы: «Броненосец Потемкин», «Октябрь». Добился синтеза действия и изображения, слова и музыки. Для его стиля характерны экспрессия, тяга к символической образности.
Слайд 13: Культура тоталитарного периода 30 – 50 – х годов
Культура - инструмент для утверждения новых порядков. Задача культуры - не поиск нового, а прославление достигнутого. Литературе и искусству был предписан метод, с которым следует подходить к изображаемой натуре - «соцреализм». Приоритетные темы: героическое прошлое страны и ее счастливое настоящее; прославление политического руководства страны, мощи советского государства, беспощадная борьба с классовым врагом.
Слайд 14: Социалистический реализм
Главное в соцреализме - партийность, идейность. Подчинение искусства идеологии и политике партии. Соцреализм являлся методом, предписанным не только литературе, но и музыке, кино, живописи, скульптуре и даже балету. Многие художники, чье творчество не укладывалось в рамки соцреализма, либо отлучались от литературы и искусства, либо - репрессировались.
Слайд 15: Архитектура конструктивизма
Используются достижения строительной техники. Введены новые приемы планировки жилых комплексов (стандартные секции и кварталы, «строчная» застройка кварталов торцами зданий к улице, экономичность и простота).
Слайд 18: Функционализм зданий (сочетание архитектурного проекта с практическим назначением)
Слайд 19
Скульптура Мухиной В. «Рабочий и колхозница» - символ свободного труда и союза рабочего класса и крестьянства.
Слайд 21: Кинематограф
Режиссер Г. В. Александров снимает фильмы: «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Весна», где пропагандируется советский образ жизни и советское государство. Пырьев И. А. ставит музыкальные комедии «Трактористы», «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки» о битвах за урожай, о веселых и неутомимых передовиках, не имевшие ничего общего с реальной жизнью. В годы войны Пырьев снял фильм «Секретарь райкома», в котором показал партизанскую войну в духе приключения с элементами детектива, музыкальную мелодраму «В шесть часов вечера после войны».
Слайд 22: Тема Великой Октябрьской революции и становлении советского государства
фильмы: М. Ромма «Ленин в Октябре», «Человек с ружьем», А. Гинзбурга «Член правительства»; в литературе - романы: М. Шолохова «Поднятая целина», Н. Островского «Как закалялась сталь», произведения М. Шагинян, стихи Н. Грибачева и М. Светлова, пьесы Н. Погодина «Аристократы», «Кремлевские куранты»; многочисленные живописные работы.
Слайд 26: Литература войны представлена именами К. Симонова, А. Толстого, А. Твардовского и др
Символом литературы войны стали стихи К. Симонова Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. 1941
Слайд 27: Неофициальная культура 30-50 –х гг
Романы «Мастер и Маргарита» М.Булгакова, «Доктор Живаго» Б.Пастернака, «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова, новеллы М.Зощенко и др. Поэзия А. Ахматовой и О. Мандельштама. Не являясь оппонентом официальной идеологии, эта литература представляла альтернативу ее мировоззренческим установкам. Такого рода произведения были отлучены от массового читателя, а их авторы подвергались гонениям.
Слайд 28: Культура «хрущевской оттепели»
На XX съезде КПСС, осудившего культ личности вождя всех народов, началась некоторая либерализация практически во всех сферах жизни. Это период в советской истории впоследствии получил название «оттепель»
Слайд 29: В литературе
рассказ о Гулаге А. И. Солженицына «Один Ивана Денисовича». поэты Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава. писатели - «деревенщики» В. Распутин, В. Белов, Ф. Абрамов. проблемная фантастика (братья Стругацкие: «Трудно быть богом). акцент на повседневности, писали о вечном (Ю. Нагибин «Далекое и близкое», Д. Гранин «Иду на грозу».
Слайд 30: В кинематографе
В фильмах М. Хуциева «Застава Ильича», В. Шукшина «Живет такой парень», А. Салтыкова «Председатель», А. Тарковского «Андрей Рублев», С. Ростоцкого «Доживем до понедельника» и др. поднимались темы духовного, нравственного поиска. В лучших фильмах о войне центр тяжести сместился от героики в сторону судьбы простого солдата, вынесшего на своих плечах немыслимые испытания: «Летят журавли» М. Калатозова, «Судьба человека» С. Бондарчука, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Иваново детство», «Отец солдата» Г. Чхеидзе.
Слайд 31: В театре
Этапным событием в культурной жизни страны стало открытие в 1956 году в Москве театра-студии «Современник» (название говорило само за себя) группой молодых актеров-энтузиастов во главе со своим лидером О. Н. Ефремовым
Слайд 32: Культура «брежневского застоя» и перестройки
Брежневский застой х арактеризовался одновременным сосуществованием трех культур: официальной, выражающей требования тогдашней идеологии; культуры, подчеркнуто дистанцирующейся от идеологии; политизированной диссидентской культуры, имеющей, как правило, выраженную антисоветскую направленность.
Слайд 33: Официальная культура
Ужесточение политики государства в области идеологического контроля. Фильмы о войне: «Освобождение», «Они сражались за Родину», сериал «Семнадцать мгновений весны».
Слайд 34: Культура вне идеологии
Популярен жанр комедии (Э. Рязанов «Ирония судьбы, или с легким паром», «Служебный роман», Г. Данелия «Мимино», комедии Л. Гайдая и др.). В комедиях 70-х годов становится больше психологизма и меньше эксцентрики. В целом комедии аполитичны.
Слайд 35
В кон. 70-х гг. появляются фильмы главного режиссера театра Ленком Марка Захарова, полные иронии по адресу «серьезности власти». Постановки фильмов: «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви», «Убить дракона».
Слайд 36: На 70 - начало 80-х годов приходится расцвет авторской песни
Пик популярности В. Высоцкого, ставшего олицетворением советской неофициальной культуры.
Слайд 37: Диссидентская контркультура
- Самая безобидная ее форма - соц - арт, андеграунд («советский постмодерн»). - Самая серьезная - работы, разоблачающие советский исторический миф («Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына)
Слайд 38: Культура перестройки
- Политика гласности выразилась в публикации ранее запрещенных произведений искусства (литературы, живописи, кино). - Железный занавес был ликвидирован.
Слайд 39: Кинематограф
С большим успехом шли злободневные, остро социальные фильмы В. Пичула «Маленькая Вера», А. Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего», С. Соловьева «Асса» и др.