Советская культура — презентация
logo
Советская культура
  • Советская культура
  • ПЛАН
  • Идеологические установки коммунистов в искусстве.
  • Курс на культурную революцию взят в 1917 г.
  • Культура 20 – х годов.
  • Советская культура
  • Живопись 20 - х
  • Наиболее популярно плакатное искусство, доступное массам.
  • Тема революции, классовой борьбы, гражданской революции на первом месте.
  • Экспериментальный театр В. Э. Мейерхольда
  • Советский режиссерский театр
  • Советское кино
  • Культура тоталитарного периода 30 – 50 – х годов.
  • Социалистический реализм
  • Архитектура конструктивизма
  • Перестройка городов (проекты гигантомании)
  • Здание МГУ на Воробьевых горах
  • Функционализм зданий (сочетание архитектурного проекта с практическим назначением)
  • Советская культура
  • В скульптуре
  • Кинематограф
  • Тема Великой Октябрьской революции и становлении советского государства
  • Серов В. А. «Зимний взят», 1954
  • Советская культура
  • Тема Великой Отечественной войны
  • Литература войны представлена именами К. Симонова, А. Толстого, А. Твардовского и др.
  • Неофициальная культура 30-50 –х гг.
  • Культура «хрущевской оттепели».
  • В литературе
  • В кинематографе
  • В театре
  • Культура «брежневского застоя» и перестройки.
  • Официальная культура
  • Культура вне идеологии.
  • Советская культура
  • На 70 - начало 80-х годов приходится расцвет авторской песни
  • Диссидентская контркультура
  • Культура перестройки
  • Кинематограф
  • Сатира в искусстве родилась вновь
1/40

Первый слайд презентации: Советская культура

Изображение слайда

Слайд 2: ПЛАН

Культура 20 – х годов. Культура тоталитарного периода 30 – 50 – х годов. Культура «хрущевской оттепели». Культура «брежневского застоя» и перестройки.

Изображение слайда

Слайд 3: Идеологические установки коммунистов в искусстве

Сформулированы В. И. Лениным. Основная идея: «культура должна служить трудящимся массам и выражать ее классовые интересы». В новом социалистическом обществе надо создать новую пролетарскую культуру, которая будет служить и принадлежать народу.

Изображение слайда

Слайд 4: Курс на культурную революцию взят в 1917 г

Отрицается плодотворность художественной культуры предшествующих поколений. Классовый подход в отборе и оценке творчества деятелей культуры. Чтобы создать пролетарскую культуру, надо избавиться от влияния буржуазной культуры прошлого и вырастить свои творческие кадры.

Изображение слайда

Слайд 5: Культура 20 – х годов

идеи насильственного социального переустройства решительная ломка «старого мира» искусство подчиняется революционной идеологии

Изображение слайда

Слайд 6

Новая культура - это поле для бесконечных экспериментов и поисков новых форм во всех областях искусства (живопись, театр, архитектура, кино)

Изображение слайда

Слайд 7: Живопись 20 - х

Петров –Водкин К. экспериментирует сочетая каноническую русскую иконопись и экспрессионизм «Петроградская мадонна», 1920

Изображение слайда

Слайд 8: Наиболее популярно плакатное искусство, доступное массам

Маяковский В. «Окна сатиры РОСТА» Моор Д. Плакат

Изображение слайда

Слайд 9: Тема революции, классовой борьбы, гражданской революции на первом месте

Кустодиев Б. «Большевик» 1920 Греков М. «Конармейская тачанка» 1925

Изображение слайда

Слайд 10: Экспериментальный театр В. Э. Мейерхольда

Основная задача –служение революции и полное обновление сценического искусства. Стремился вернуть театру праздничность и яркость. Его система актерского тренажа и сегодня вызывает интерес у театральных деятелей.

Изображение слайда

Слайд 11: Советский режиссерский театр

Убрал рампу, соединив мир сцены и зрительный зал. Стремился к прямому контакту актера и зрителя. Провозгласил принцип праздничной яркой театральности. Поставил несколько спектаклей: «Принцесса Турандот», «Свадьба», «Чудо святого Антония» и др. – классику советского театра. Вахтангов Е. Б.

Изображение слайда

Слайд 12: Советское кино

Эйзенштейн создал современный язык кино— новые возможности монтажа, ритма, крупного плана, ракурса. Историко-революционные фильмы: «Броненосец Потемкин», «Октябрь». Добился синтеза действия и изображения, слова и музыки. Для его стиля характерны экспрессия, тяга к символической образности.

Изображение слайда

Слайд 13: Культура тоталитарного периода 30 – 50 – х годов

Культура - инструмент для утверждения новых порядков. Задача культуры - не поиск нового, а прославление достигнутого. Литературе и искусству был предписан метод, с которым следует подходить к изображаемой натуре - «соцреализм». Приоритетные темы: героическое прошлое страны и ее счастливое настоящее; прославление политического руководства страны, мощи советского государства, беспощадная борьба с классовым врагом.

Изображение слайда

Слайд 14: Социалистический реализм

Главное в соцреализме - партийность, идейность. Подчинение искусства идеологии и политике партии. Соцреализм являлся методом, предписанным не только литературе, но и музыке, кино, живописи, скульптуре и даже балету. Многие художники, чье творчество не укладывалось в рамки соцреализма, либо отлучались от литературы и искусства, либо - репрессировались.

Изображение слайда

Слайд 15: Архитектура конструктивизма

Используются достижения строительной техники. Введены новые приемы планировки жилых комплексов (стандартные секции и кварталы, «строчная» застройка кварталов торцами зданий к улице, экономичность и простота).

Изображение слайда

Слайд 16: Перестройка городов (проекты гигантомании)

Изображение слайда

Слайд 17: Здание МГУ на Воробьевых горах

Изображение слайда

Слайд 18: Функционализм зданий (сочетание архитектурного проекта с практическим назначением)

Изображение слайда

Слайд 19

Скульптура Мухиной В. «Рабочий и колхозница» - символ свободного труда и союза рабочего класса и крестьянства.

Изображение слайда

Слайд 20: В скульптуре

Изображение слайда

Слайд 21: Кинематограф

Режиссер Г. В. Александров снимает фильмы: «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Весна», где пропагандируется советский образ жизни и советское государство. Пырьев И. А. ставит музыкальные комедии «Трактористы», «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки» о битвах за урожай, о веселых и неутомимых передовиках, не имевшие ничего общего с реальной жизнью. В годы войны Пырьев снял фильм «Секретарь райкома», в котором показал партизанскую войну в духе приключения с элементами детектива, музыкальную мелодраму «В шесть часов вечера после войны».

Изображение слайда

Слайд 22: Тема Великой Октябрьской революции и становлении советского государства

фильмы: М. Ромма «Ленин в Октябре», «Человек с ружьем», А. Гинзбурга «Член правительства»; в литературе - романы: М. Шолохова «Поднятая целина», Н. Островского «Как закалялась сталь», произведения М. Шагинян, стихи Н. Грибачева и М. Светлова, пьесы Н. Погодина «Аристократы», «Кремлевские куранты»; многочисленные живописные работы.

Изображение слайда

Слайд 23: Серов В. А. «Зимний взят», 1954

Изображение слайда

Слайд 24

Корин П. Д. «Александр Невский»

Изображение слайда

Слайд 25: Тема Великой Отечественной войны

Изображение слайда

Слайд 26: Литература войны представлена именами К. Симонова, А. Толстого, А. Твардовского и др

Символом литературы войны стали стихи К. Симонова Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. 1941

Изображение слайда

Слайд 27: Неофициальная культура 30-50 –х гг

Романы «Мастер и Маргарита» М.Булгакова, «Доктор Живаго» Б.Пастернака, «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова, новеллы М.Зощенко и др. Поэзия А. Ахматовой и О. Мандельштама. Не являясь оппонентом официальной идеологии, эта литература представляла альтернативу ее мировоззренческим установкам. Такого рода произведения были отлучены от массового читателя, а их авторы подвергались гонениям.

Изображение слайда

Слайд 28: Культура «хрущевской оттепели»

На XX съезде КПСС, осудившего культ личности вождя всех народов, началась некоторая либерализация практически во всех сферах жизни. Это период в советской истории впоследствии получил название «оттепель»

Изображение слайда

Слайд 29: В литературе

рассказ о Гулаге А. И. Солженицына «Один Ивана Денисовича». поэты Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава. писатели - «деревенщики» В. Распутин, В. Белов, Ф. Абрамов. проблемная фантастика (братья Стругацкие: «Трудно быть богом). акцент на повседневности, писали о вечном (Ю. Нагибин «Далекое и близкое», Д. Гранин «Иду на грозу».

Изображение слайда

Слайд 30: В кинематографе

В фильмах М. Хуциева «Застава Ильича», В. Шукшина «Живет такой парень», А. Салтыкова «Председатель», А. Тарковского «Андрей Рублев», С. Ростоцкого «Доживем до понедельника» и др. поднимались темы духовного, нравственного поиска. В лучших фильмах о войне центр тяжести сместился от героики в сторону судьбы простого солдата, вынесшего на своих плечах немыслимые испытания: «Летят журавли» М. Калатозова, «Судьба человека» С. Бондарчука, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Иваново детство», «Отец солдата» Г. Чхеидзе.

Изображение слайда

Слайд 31: В театре

Этапным событием в культурной жизни страны стало открытие в 1956 году в Москве театра-студии «Современник» (название говорило само за себя) группой молодых актеров-энтузиастов во главе со своим лидером О. Н. Ефремовым

Изображение слайда

Слайд 32: Культура «брежневского застоя» и перестройки

Брежневский застой х арактеризовался одновременным сосуществованием трех культур: официальной, выражающей требования тогдашней идеологии; культуры, подчеркнуто дистанцирующейся от идеологии; политизированной диссидентской культуры, имеющей, как правило, выраженную антисоветскую направленность.

Изображение слайда

Слайд 33: Официальная культура

Ужесточение политики государства в области идеологического контроля. Фильмы о войне: «Освобождение», «Они сражались за Родину», сериал «Семнадцать мгновений весны».

Изображение слайда

Слайд 34: Культура вне идеологии

Популярен жанр комедии (Э. Рязанов «Ирония судьбы, или с легким паром», «Служебный роман», Г. Данелия «Мимино», комедии Л. Гайдая и др.). В комедиях 70-х годов становится больше психологизма и меньше эксцентрики. В целом комедии аполитичны.

Изображение слайда

Слайд 35

В кон. 70-х гг. появляются фильмы главного режиссера театра Ленком Марка Захарова, полные иронии по адресу «серьезности власти». Постановки фильмов: «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви», «Убить дракона».

Изображение слайда

Слайд 36: На 70 - начало 80-х годов приходится расцвет авторской песни

Пик популярности В. Высоцкого, ставшего олицетворением советской неофициальной культуры.

Изображение слайда

Слайд 37: Диссидентская контркультура

- Самая безобидная ее форма - соц - арт, андеграунд («советский постмодерн»). - Самая серьезная - работы, разоблачающие советский исторический миф («Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына)

Изображение слайда

Слайд 38: Культура перестройки

- Политика гласности выразилась в публикации ранее запрещенных произведений искусства (литературы, живописи, кино). - Железный занавес был ликвидирован.

Изображение слайда

Слайд 39: Кинематограф

С большим успехом шли злободневные, остро социальные фильмы В. Пичула «Маленькая Вера», А. Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего», С. Соловьева «Асса» и др.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Советская культура: Сатира в искусстве родилась вновь

Писатели – сатирики пишут фельетоны на злобу дня, которые отличаются смелостью, социальной заостренностью, характеристикой современной действительность.

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено