Первый слайд презентации: Современный балет 20-21 века
Театр балета Бориса Эйфмана
Слайд 2
Балет ХХI века прямо противоположен классическому, создаваемому целые столетия до нас. В современном балете произошли глобальные метаморфозы, начиная от самого танца, заканчивая обликом сцены. В танце балерин появились неожиданные элементы, завернутые позиции сменили выворотные, на смену балетным туфлям пришли обнаженные стопы. Напыщенные пачки уступили место легким шифоновым хитонам, мало отличающимся от тренировочной формы.
Слайд 5
Борис Эйфман, главный балетмейстер единственного в России балета современного танца « Up and Down », обитающего в северной столице нашей огромной родины – как раз такой мастер. Постановки этого хореографа много лет будоражат общество. А самое ценное в его творчестве – пожалуй то, что, обращаясь к современности, он в первую очередь берет за основу исконно русские темы, изредка обращаясь к зарубежным.
Слайд 7
Интересная особенность биографии Эйфмана – он никогда не был танцовщиком, не выступал на сцене, свою творческую деятельность он начал сразу в качестве хореографа (первые постановки в 16 лет в детском хореографическом ансамбле), а потом была работа в хореографическом училище им. А.Вагановой (г. Ленинград).
Слайд 8
. А самое ценное в его творчестве – пожалуй то, что, обращаясь к современности, он в первую очередь берет за основу исконно русские темы, изредка обращаясь к зарубежным. Среди его работ: «Русская симфония», «Анна Каренина», «Жар птица», «Только любовь», « Идиот » и др. Все эти балетные спектакли поставлены на музыку русских композиторов: Щедрина, Стравинского, Каллинникова, Чайковского.
Слайд 9
В любом случае, Эйфман использует только качественный материал, несмотря на то к какой теме обращается. Из новых работ зрителей поразила интерпретация классического балета «Жизель», который у Эйфмана называется «Красная Жизель».
Слайд 10
Балеты Эйфмана – глубоко содержательны, очень часто для своих постановок хореограф берёт сюжеты классической литературы, среди имён – Куприн, Бомарше, Шекспир, Булгаков, Мольер, Достоевский или это могут быть творческие и биографические события, скажем, связанные со скульптором Роденом, балериной Ольгой Спесивцевой, композитором Чайковским.
Слайд 11
Эйфман любит контрасты, у него в одном спектакле может звучать музыка разных композиторов, эпох и стилей ( Чайковский-Бизе-Шнитке, Рахманинов-Вагнер-Мусоргский). Или известный литературный сюжет может истолковываться другой музыкой («Женитьба Фигаро» – Россини, «Гамлет» – Брамс, «Поединок» – Гаврилин).
Слайд 12
Касаясь содержания спектаклей Эйфмана, нужно обязательно говорить о высокой духовности, эмоциях и страсти, философском начале. Во многих спектаклях Театра балета присутствует сюжетность, но это не « драмбалет » образца 60-70гг., это скорее события, насыщенные глубокими чувствами и имеющие пластическое истолкование.
Слайд 13: Его современная хореография интересна многообразием: здесь и трагедия и буффонада, и библейская притча и психологическая драма, и рок — балет и детская сказка. Философия — лейтмотив его творчества. Эйфман создал свой стиль. Артисты его театра блистательно владеют классическим танцем и даром перевоплощения
Слайд 14: Есть известное выражение о том, что архитектура – это застывшая музыка, но тогда балет – это звуки музыки в объёме, движении и пластике. Или ещё – парящая архитектура, или танцующая живопись. В общем, это к тому, что увлечься и полюбить балет – легко, а вот потом разлюбить – вряд ли
Слайд 15
О пластике и хореографии эйфмановских балетов невозможно говорить в отрыве от музыки и сценического содержания спектаклей. Это некое единство духа, звука, жеста, движения и события. Поэтому бесполезно искать какие-то привычные балетные па, всё время сохраняется ощущение, что любое балетное движение у Эйфмана – единственное и неповторимое.
Последний слайд презентации: Современный балет 20-21 века
И даже по фрагментам спектаклей становится ясно, что Борис Эйфман – это настоящее явление в мире современного, нет, не балета, а – искусства, где музыка, литература, драма посредством пластики и жеста говорят о высоких духовных началах.