Первый слайд презентации
Среднее профессиональное образование и кадры для производства : что делать в пределах возможного ? Смолин Олег Николаевич, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию WWW.SMOLIN.RU
Слайд 2
официальные данные экспертные данные Народное хозяйство в целом 2 5 00 000 4 8 00 000 ( по данным исследования Института экономики РАН за 2023 год ) Рабочие-служащие («синие воротнички») от 2 5 00 000 до 5 000 000 ( по разным данным ) Строители от 3 000 000 до 5 000 000 ( по данным сервиса Workforce ) Инженерно-технические работники около 600 000 Работники сельского хозяйства около 200 000 Учителя от 11 000 до 30 000 250 000 (п о расчетам Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС при условии работы учителей на 1,2 ставки ) Дефицит работников в Российской Федерации СПО и кадры
Слайд 3
производство в 2022 году к уровню 1990 года комбайны 10,3 % металлорежущие станки 9,7 % экскаваторы 7 % тракторы 1,9 % Деиндустриализация страны: некоторые показатели машиностроения ( по данным Росстата) СПО и кадры
Слайд 4
2015 98,7 % 2016 100,1 % 2017 102,1 % 2018 103,1 % 2019 102,4 % 2020 99,6 % 2021 103,9 % 2022 97,2 % 2023 101,9 % Суммарный рост – 11 % 2024 3,2 % (прогноз Банка России на основе мониторинга предприятий ) Индекс производительности труда в экономике Российской Федерации в 2015 – 2024 гг. (в % к предыдущему году, по данным Росстата ) СПО и кадры
Слайд 5
2017 2022 2023 по данным Международной федерации робототехники (IFR) Южная Корея 710 1 012 1012 Сингапур 658 730 770 Германия 322 415 429 Россия 4 11 (по данным Минпромторга РФ) 19 (по данным Минпромторга РФ на ноябрь 2024 года) Япония 308 397 419 Китай 97 392 470 Количество ежегодно устанавливаемых промышленных роботов в расчете на 10 000 работников СПО и кадры В феврале 2024 года президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию указал на необходимость к 2030-му войти в 25 стран-лидеров в сфере роботизации. Для этого количество роботов в расчете на 10 000 человек должно достичь 145
Слайд 6
Профессиональные образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих программы подготовки специалистов среднего звена Итого 2000 3893 2703 6 596 2013 1271 2703 3974 СПО и кадры Количество учреждений СПО Образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования 2020 / 2021 3273 2021 / 2022 3239 2022 / 2023 3200 Источники: Образование в цифрах: 2014: краткий статистический сборник. Москва : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. С. 31 Индикаторы образования: 2024: статистический сборник / Н. В. Бондаренко, Т. А. Варламова, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. С. 176
Слайд 7
Из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23.07.2020 № 39-П по делу о проверке конституционности пункта 1 части 1 статьи 61 и части 5 статьи 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина И.И. Пикулина СПО и кадры « П оложения части 5 статьи 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», позволяющие образовательным организациям устанавливать индивидуальный отбор при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения, во всяком случае не могут рассматриваться в системе действующего правового регулирования как основание для лишения возможности продолжения обучения в конкретной общеобразовательной организации обучающихся без предоставления необходимых гарантий получения образования по образовательным программам среднего общего образования, в том числе в другой общеобразовательной организации субъекта Российской Федерации (муниципального образования), учитывая среди прочего территориальную доступность данной общеобразовательной организации » (абзац 7 пункта 4 Постановления) »
Слайд 8
Распределение выпускников 9-х классов Соотношение приема в старшую школу учреждения среднего профобразования советский период 2/3 1/3 настоящее время 40 % 60 % СПО и кадры Источники: Индикаторы образования: 2007. Статистический сборник. М.: ГУ – ВШЭ, 2007. С. 54, 64. Индикаторы образования: 2024 : статистический сборник / Н. В. Бондаренко, Т. А. Варламова, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. С. 202, 209. Распределение студентов СПО по программам подготовки Соотношение приема по программам подготовки рабочих кадров по программам подготовки специалистов среднего звена 1995 год 58 % 42 % 2000 год 47 % 53 % 2022 год 18,2 % 81,8 %
Слайд 9
Вытеснение бюджетного образования платным в учреждениях среднего профессионального образования СПО и кадры Источник: Индикаторы образования: 2023 : статистический сборник / Н. В. Бондаренко, Т. А. Варламова, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : НИУ ВШЭ, 2023
Слайд 10
Конституция РФ, часть 3 статьи 55 СПО и кадры « П рава и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства »
Слайд 11
Отношение расчетной стипендии студентов среднего специального учебного заведения к величине прожиточного минимума по РФ в целом СПО и кадры Источник: Доклад о реализации государственной политики в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования. М., 2024. [Электронный ресурс]. URL : http://static.government.ru/media/files/9FSaRZ2GJ7GRZc1hTICXDQAV9orIaXtI.pdf
Последний слайд презентации: Среднее профессиональное образование и кадры для производства : что делать в
Предложени я О. Смолина СПО и кадры Увеличить прием в организации СПО по программам подготовки квалифицированных рабочих и обеспечить по всем таким специальностям бюджетное образование. Восстановить для тех, кто учится по рабочим специальностям, хотя бы часть дополнительных социальных гарантий, которые имели учащиеся ПТУ в советский период: например, более высокую стипендию и бесплатное питание. Обеспечить более широкие возможности переподготовки по рабочим специальностям на бюджетной основе. Ввести реальные льготы при поступлении в организации СПО для инвалидов в случае возникновения конкурса. В настоящее время таких льгот практически нет, хотя правительство в Распоряжении от 2 сентября 2024 года № 2401-р рассматривает инвалидов как важный ресурс уменьшения дефицита работников. Выделить регионам на поддержку СПО, прежде всего по рабочим специальностям, дополнительные субвенции из федерального бюджета (за исключением регионов-доноров). Расширить систему налоговых льгот для предприятий, инвестирующих средства в систему СПО, в особенности в подготовку рабочих кадров. Прописать нормами прямого действия обязанности предприятий по обеспечению возможности прохождения практики студентами СПО, в частности теми, кто обучается по программам подготовки квалифицированных рабочих. Рассмотреть возможность возвращения на финансирование из федерального бюджета организаций СПО, обеспечивающих подготовку кадров, как минимум, для оборонно-промышленного комплекса. Способствовать формированию положительного образа квалифицированного рабочего в общественном сознании, используя государственные и иные средства массовой информации.