Слайд 4: ИОАНН ДАМАСКИН
Бог созидает все как видимое, так и невидимое, также и человека, состоящего из видимого и невидимого. Он творит мыслью, и эта мысль, приводимая в исполнение Словом и совершаемая Духом, становится делом.
Слайд 5: ИОАНН ДАМАСКИН
Нам, людям и облеченным грубою плотию невозможно иначе разуметь или говорить о божественных высоких и невещественных действиях Божества, как только посредством образов, типов и символов, нам сообразных.
Слайд 6: БЛАЖЕННЫЙ АВГУСТИН
Иногда мне кажется, я воздаю этим звукам больше чести, чем подобает, замечаю, что при одних и тех же священных словах наши души более возжигаются пламенем благочестия, когда эти слова поют так, а не иначе. Наслаждение плоти моей, которому не следует отдавать во власть ум, часто обманывает меня. Так я грешу, сам того не сознавая, и сознаю лишь впоследствии.
Слайд 7: ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Оскорбительно для веры — не в сердце ее иметь, но поставлять в каком-нибудь цвете. Краску не трудно смыть; а я люблю то, что проникло в глубину. Григорий Богослов ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Бог — источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Блаженный Августин Кто всегда стремится желанием к Богу, тот Его видит; ибо Бог во всем. Иоанн Дамаскин Подобрать произведение средневекового искусства к одной из цитат. Письменно обосновать свой выбор.
Слайд 9: План строения храма: БАЗИЛИКА
Неф Трансепт (неф, развернутый на 90 ° ) Апсида (содержит алтарь) Восток
Слайд 10: ТЕРМИНЫ
БАЗИЛИКА – тип здания, прямоугольный в плане, состоящий из нечетного количества (3 или 5) нефов, разделенных продольными рядами колонн или столбов. НЕФ — вытянутое помещение, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов. ТРАНСЕПТ — поперечный неф, пересекающий под прямым углом основной (продольный) неф и выступающий из сооружения. АПСИДА — выступ здания, полукруглый или гранёный, перекрытый полукуполом.
Слайд 17: ЭЛЕМЕНТЫ СТИЛЯ
Контрфорс Полуциркулярная арка Массивный столб КОНТРФОРС - вертикальный выступ, усиливающий стену с наружной стороны постройки.
Слайд 18: Особенности романской архитектуры
Массивность стен и сводов Чистые геометрические формы (куб, параллелепипед, цилиндр) Соединение отдельных объемов Опора: столбы, а не колонны Отсутствие украшений Простота (функциональность) Мощность (защита)
Слайд 33: ТЕРМИНЫ
НЕРВЮРА - каменная арка, укрепляющая свод. НЕРВЮРНЫЙ СВОД - свод, выстроенный на каркасе из нервюр. СТРЕЛЬЧАТАЯ АРКА ПУЧКИ КОЛОНН АРКБУТАН - наружная каменная полуарка, передающая распор сводов главного нефа контрфорсам.
Слайд 40
СЕН-ДЕНИ (Франция, с 1140) ВИМПЕРГ — остроконечный щипец над порталами и окнами готических зданий.
Слайд 41
НОТР-ДАМ-ДЕ-ПАРИ (Франция, с 1163) ОКНО-РОЗА ВИТРАЖ - произведение из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения оконного проёма. ПОРТАЛ - архитектурно оформленный проём, чаще всего являющийся входом в здание.
Слайд 44: Особенности готической архитектуры
Преобладание вертикалей Насыщенность светом Движение архитектурных форм Асимметричность Опора не на стену (пучки колонн, нервюры, контрфорсы, аркбутаны) Большее пространство Множество украшений
Слайд 58
ХРАМ СВЯТОЙ СОФИИ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ (Византия, Константинополь, с 324 г.)
Слайд 65
КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ 4 опоры соединены арками, на которые опирается барабан, перекрытый куполом. Купол - главный центр. К нему примыкают крестообразно расположенные своды. В плане храм представляет собой прямоугольник или квадрат.
Слайд 68
ПАРУС - элемент купольной конструкции, посредством которого осуществляется переход от прямоугольного основания к куполу или его барабану.
Слайд 69
БАРАБАН - цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит основанием для купола.