Слайд 2
ЭПИТЕТ – образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? и обычно выраженное именем прилагательным. Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.
Слайд 3: ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
Одушевление неживых предметов, уподобление их человеку; наделение неодушевлённых предметов действиями, свойственными человеку Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя. (А.С. Пушкин) Спит земля в сиянье голубом. (М.Ю. Лермонтов)
Слайд 4: СРАВНЕНИЕ
Сопоставление в тексте двух предметов или явлений. Чаще всего вводятся с помощью союзов КАК, БУДТО, ТОЧНО, СЛОВНО Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит
Слайд 5: МЕТАФОРА
Перенос свойства с одного предмета на другой на основании сходства. Скрытое сравнение Пустых небес прозрачное стекло ; Багровый костёр заката (И.А. Бунин) (Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло)
Слайд 6: ГИПЕРБОЛА
Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. В сто тысяч солнц закат пылал.
Слайд 7
ТРОПЫ – это слова и обороты речи, которые усиливают ее выразительность и основываются на использовании слов в переносном значении.
Слайд 8: МЕТОНИМИЯ
Иносказательное обозначение предмета речи «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь Все флаги в гости будут к нам (А.С. Пушкин) Я три тарелки съел. (И.А. Крылов) Выпил всю бутылку
Слайд 9: МЕТОНИМИЯ
Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С. Пушкин) Я прочитал всего Тургенева. Ликует буйный Рим. (М.Ю. Лермонтов) Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!» (В. Маяковский)
Слайд 10
ПОЭТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность речи, увеличивается сила ее воздействия на читателя.
Слайд 11: АНТИТЕЗА
Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, ты и всесильная, Матушка – Русь!
Слайд 12: Лексический повтор
Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!
Слайд 13: АНАФОРА
Единоначалие, повторение сходных слов в начале строф. Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Жёлтые дожди
Слайд 14
ЭПИФОРА Разновидность повтора, при котором совпадают окончания стихотворных строк (последних слов). Струится нетихнущий дождь, Томительный дождь. В. Я. Брюсов
Слайд 15: АССОНАНС
Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков. Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою.
Слайд 16: АЛЛИТЕРАЦИЯ
Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки как хрусталь
Слайд 17: ФРАЗЕОЛОГИЗМ
Устойчивое сочетание слов, понимаемое не буквально, а в переносном смысле. За тридевять земель, зарубить себе на носу
Слайд 18
ГРАДАЦИЯ Фигура, основанная на использовании ряда слов одной смысловой группы в порядке усиления или ослабления присущего им значения. Не жалею, не зову, не плачу. С. А. Есенин
Слайд 19
ИНВЕРСИЯ Обратный порядок слов. И курганов зеленеет Убегающая цепь… А. А. Фет
Слайд 20
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС Вопрос, который не требует ответа. И какой же русский не любит быстрой еды? Н. В. Гоголь
Слайд 21: Интернет - ресурсы
Лиственная виньетка Уголок Источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна, учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://pedsovet.su/