Слайд 2: Содержание
Исследование стереотипов в психологии Функции социальных стереотипов Механизм стереотипизации Социально-психологическая характеристика гендерных, возрастных и этнических групп
Слайд 3
Стереотип - упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта человека, возникающее на основе опосредованного восприятия объекта. Под социальным стереотипом обычно понимают упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей.
Слайд 4
Стереотипизация – процесс формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе выработанных группой стереотипов, т. е. упрощенных устойчивых представлений о психике и поведении человека и общности людей. Стереотипизация позволяет быстро и надежно категоризировать, упрощать социальную информацию, делать ее более понятной.
Слайд 5: Исследование стереотипов в психологии
Впервые термин «социальный стереотип» ввел в употребление У. Липпман, анализируя влияние имеющегося знания о предмете на его восприятие и оценку при непосредственном контакте. Согласно У. Липпману, стереотипы — это упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «картинки» мира «в голове» человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права. Т. Шибутани определяет социальный стереотип как «популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей, с точки зрения какого-то легко различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей». Р. Таджури понимает под социальным стереотипом «склонность воспринимающего субъекта легко и быстро заключать воспринимаемого человека в определенные категории в зависимости от его возраста, пола, этнической принадлежности, национальности и профессии, и тем самым приписывать ему качества, которые считаются типичными для людей этой категории» .
Слайд 6: Исследование стереотипов в социальной психологии
Г. Тэджфел суммировал главные выводы исследований в области социального стереотипа: люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками; такая категоризация отличается прочной стабильностью в течение очень длительного времени; социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно; социальные стереотипы становятся более отчетливыми («произносимыми») и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами; они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся; социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но трудно их модифицировать и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта.
Слайд 7: Исследование стереотипов в социальной психологии
В советской литературе исследование проблемы стереотипов связано с именами Шихирева П.Н., Шерковина Ю.Л., Гаджиева К.С., Кона И.С., Ядова В.А., Зака Л.А., Кондратенко Г.М и других. Им присущ классовый подход к проблеме исследования стереотипов, в их работах наиболее часто встречается определение стереотипа как «образа» или «набора качеств», как достаточно примитивного или эмоционально окрашенного представления о действительности, неадекватно отражающего объективные процессы. Однако сегодня большинство российских ученых (вслед за западными) стали более осторожно подходить к феномену стереотипа, считая последний преимущественно комплексным образованием и оценивая содержание его не только с негативной стороны ( Агеев В.С., Васильева Т.В., Малышева И.В., Коробов В.К., Стефаненко Т.Г., Сорокин Ю.А., Янчук В.А. и др. ).
Слайд 8: Функции социальных стереотипов
Английский психолог Генри Тэджфел выделяет четыре функции стереотипов, две из которых реализуются на индивидуальном уровне, две – на групповом. Значение стереотипа на индивидуальном уровне: – когнитивная (селекция социальной информации, схематизация, упрощение); – ценностно-защитная (создание и поддержание положительного « Я-образа »). На групповом уровне: – идеологизирующая (формирование и поддержание групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы); – идентифицирующая (создание и поддержание положительного группового « Мы-образа »).
Слайд 9: Функции социальных стереотипов
Немецкий исследователь У. Квастгоф (U. Quasthoff ) выделяет следующие функции стереотипов: – когнитивная – генерализация (иногда чрезмерная) при упорядочении информации – когда отмечают что-либо бросающееся в глаза. Например, при усвоении чужой культуры на занятиях иностранным языком приходится одни стереотипы (регулирующие интерпретацию речи) заменять другими; – аффективная – определенная мера этноцентризма в межэтническом общении, проявленная как постоянное выделение «своего» в противовес «чужому»; – социальная – разграничение «внутригруппового» « внегрупповому »: приводит к социальной категоризации, к образованию социальных структур, на которые активно ориентируются в обыденной жизни.
Слайд 10: Механизм стереотипизации
1. Категоризация - психический процесс отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы, сенсорные и перцептивные эталоны, социальные стереотипы, стереотипы поведения и т. п. 2. Схематизация. Схемы представляют собой ряд взаимосвязанных мыслей, представлений, социальных установок и стереотипов, предоставляющих возможность быстрого распознания объектов при наличии ограниченных информационных ресурсов. 3. Атрибуция. В процессе атрибуции происходит приписывание причин поведения и достижений индивидов на основании групповой принадлежности.
Слайд 11: Психологические особенности этнических групп
Этнос – устойчивая группа людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие ( Т.Г. Стефаненко ). Психологические особенности этнических групп Устойчивые компоненты этнических общностей (психический склад): этнический/национальный характер; традиции и обычаи. Эмоционально-динамическая сфера: этнические/национальные чувства.
Слайд 12: Этническое самосознание
Выражается в формировании « мы-чувства » - фиксации особенностей своей группы, ее отличий от других. Этнический стереотип – упрощенный образ этнических групп. Этноцентризм – склонность воспринимать жизненные явления с позиции «своей» этнической группы, рассмотренной как эталон.
Слайд 13: Гендерные группы
Гендерные группы выделяют по признаку пола. Понятие « гендер » ( gender ) используется для социальных характеристик пола в отличие от биологических. Гендерные особенности - набор социальных ролей, «предписанных» обществом каждому полу. Гендер изучается на трех уровнях: индивидуальном ( гендерная идентичность); структурном (положение мужчин и женщин в обществе); символическом (образы «настоящего мужчины» и «настоящей женщины»).
Слайд 14: Гендерные особенности
Исследуются черты ( эмпатия, агрессивность, сексуальная инициатива и др.), распределение и форма проявления этих характеристик у мужчин и женщин, поведение гендерных групп. Феминизм: направление в современных гуманитарных науках; общественное движение, отстаивающее равноправие женщин. «Теория справедливости». Э. Уолстер описывает сдвиги в критериях выбора партнера мужчинами и женщинами в западном обществе (выбор равных).
Слайд 15: Гендерные роли
Проблематика гендерных ролей смыкается с проблематикой семьи. Одно из направлений исследований – семейные роли. Исследуются: Особенности социализации мальчиков и девочек; Специфика социализации в различных культурах; Роли взрослых мужчин и женщин. Различие социальных ролей связано с проблемой гендерных стереотипов.
Слайд 16: Возрастные группы
Возрастные группы выделяют по признаку возраста (молодежь, лица среднего возраста, пожилые люди). Наиболее исследованы – молодежь и пожилые люди. Проблемы: Соотношение физического и психологического возраста; Специфика различных возрастных групп (роли, статусы, стереотипы); Проблема поколений (границы, взаимоотношения); Специфические субкультуры; Способы адаптации к с оциальным изменениям; Жизненные стратегии и др.