Стихи – « запоминалки » на правила русского языка в начальной школе — презентация
logo
Стихи – « запоминалки » на правила русского языка в начальной школе
  • Стихи – « запоминалки » на правила русского языка в начальной школе
  • Алфавит
  • Правописание большой буквы
  • Правописание гласных после шипящих
  • Правописание сочетаний ЧК, ЧН, РЩ, ЩН
  • Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением
  • Предлоги
  • Правописание не с глаголами
  • Правописание парных согласных
  • Приставка
  • Корень
  • Суффикс
  • Окончание
  • Основа слова
  • Имя существительное
  • Имя прилагательное
  • Глагол
  • Глаголы - исключения
  • -ТСЯ/-ТЬСЯ в глаголах
  • Ударение в личных формах глагола «позвонить» падает на звук И
  • Род имён существительных
  • Что такое склонение?
  • Три склонения имён существительных
  • Падежи
  • Именительный падеж
  • Родительный
  • Дательный
  • Винительный
  • Творительный
  • Предложный
  • Падежные предлоги
  • Однородные члены предложения
  • Наречие
  • Несклоняемые слова
  • Надевать и одевать
  • Прийти – приду
  • Непроизносимые согласные в корне слова
  • Родительный падеж множественного числа существительных «носки» и «чулки»
  • Все согласные глухие в предложении:
  • Все согласные звонкие в предложении:
  • Буква Ы после Ц в корне слова
  • Родительный падеж множественного числа существительных «сапоги», «туфли»
  • Про двойные согласные
  • Чередующиеся гласные в корне слова
  • Глагол «ехать» в повелительном наклонении
  • Глагол « класть » употребляется без приставок, а « (по) ложить » – только с приставками.
  • Победю или побежу ? Глагол «победить» в будущем времени имеет только сложную форму ( одержать победу, стать победителем ).
  • Раздельное и слитное написание что бы/чтобы, то же/тоже, так же/также
  • О или Ё? В ударных суффиксах имен существительных -ОНК-, -ОНОК- (девчонка, юбчонка, галчонок, медвежонок) пишется буква О.
  • Т о рты – Ш о рты: ударение во всех формах обоих слов падает на первый слог.
  • Написание слова св Ё кла
  • Ударение в слове щавель:
  • Правописание приставок на «З», «С»
  • Правописание суффиксов - очк -, - еньк -
  • Информационные источники
1/55

Первый слайд презентации

Стихи – « запоминалки » на правила русского языка в начальной школе

Изображение слайда

Слайд 2: Алфавит

А Б В Г Д Е Ё Ж – прикатили на еже. З И Й К Л М Н О – дружно вылезли в окно. П Р С Т У Ф Х – оседлали петуха. Ц Ч Ш Щ Э Ю Я – вот и все мои друзья ! Ъ Ы Ь – не запомнятся никак.

Изображение слайда

Имена, фамилии, Клички, города Все с заглавной буквы Пишутся всегда.

Изображение слайда

Знаем твердо, что  ж и  –  ш и Пишем только с гласной   и, А слова, где  ч а  и  щ а Пишем только с буквой а. Где же встретим мы  ч у  –  щ у, То напишем с буквой  у.

Изображение слайда

Не сложно понять, что ЧК и ЧН Без мягкого знака писать надо всем. Р и Щ, Щ и Н — здесь не ждите перемен. Мягкий знак тут не гостит И от этого грустит.

Изображение слайда

Безударный хитрый гласный: Слышим мы его прекрасно, А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Чтоб развеять все сомненья, Гласный ставь под ударенье!

Изображение слайда

Слайд 7: Предлоги

В поле, в доме, на сосне, За рекой, в лесу, во сне, Под березкой и в берлоге – Вы заметили ПРЕДЛОГИ ? Перед СЛОВОМ встал ПРЕДЛОГ – Вспомнить правило помог!

Изображение слайда

Слайд 8: Правописание не с глаголами

Всякий школьник это знает – Не глагола избегает. Не забудьте же, друзья, Слитно их писать нельзя !

Изображение слайда

Слайд 9: Правописание парных согласных

Если слышишь парный звук, Будь внимателен, мой друг! Слово смело изменяй И согласный проверяй: Зу б на зу б ы, ле д на ль д ы, Будешь грамотным и ты!

Изображение слайда

Слайд 10: Приставка

Перед корнем есть приставка, Слитно пишется она, И при помощи приставки Образуются слова.

Изображение слайда

Слайд 11: Корень

Общая часть Родственных слов Корнем зовется – Ответ наш готов.

Изображение слайда

Слайд 12: Суффикс

После корня он стоит, Слово новое звучит. Обозначу уголком – Называю суффиксом.

Изображение слайда

Слайд 13: Окончание

На конце любого слова Окончанье ищем снова. Изменяемая часть С другим словом держит связь.

Изображение слайда

Слайд 14: Основа слова

Та часть слова, которая изменяется, Окончанием называется Остальная же часть слова Называется основой.

Изображение слайда

Слайд 15: Имя существительное

Часть речи удивительна – Зовется существительным. Предмет обозначает, На  Кто? Что?  Отвечает. Предметы, отвечающие на вопросы Кто? Что? Про людей, зверей и рыб, Насекомых и всех птиц Спросим дружно – кто они? Всем предметам остальным Что?  Вопрос мы зададим.

Изображение слайда

Слайд 16: Имя прилагательное

Признак предмета обозначает, На вопросы  Какое? Какая, Какие? Какой?  отвечает. К существительному прилагается Прилагательным называется. Согласуется с ним везде. В роде, числе, падеже.

Изображение слайда

Слайд 17: Глагол

Часть речи спросит Что же делать ? Что сделал ты? Что будешь делать ? Глаголом важно себя называет Действие предмета обозначает.

Изображение слайда

Слайд 18: Глаголы - исключения

11 глаголов исключений Ко второму же спряженью Отнесем мы без сомненья Все глаголы, что на - ить, Исключая брить, стелить. А еще : смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, терпеть, И зависеть, и вертеть. Вы запомните, друзья, Их на Е спрягать нельзя.

Изображение слайда

Слайд 19: ТСЯ/-ТЬСЯ в глаголах

В зимний вечер звёздный, тихий Снег что дела еТ ? Кружи ТСЯ.  И пора уже до завтра Всем что дела ТЬ ? Спать ложи ТЬСЯ.

Изображение слайда

Слайд 20: Ударение в личных формах глагола «позвонить» падает на звук И

Мой сосед-незнайка стонет,  Телефон его не  зв О нит.  Аппарат-хитрец молчит,  Ждет, когда кто  позвон И т.

Изображение слайда

Слайд 21: Род имён существительных

К слову я подставлю «мой» - Это значит род мужской. Женский род – запомню я – То, про что скажу «моя». Средний род оно «моё» - Вот и выучил я всё.

Изображение слайда

Слайд 22: Что такое склонение?

Слово быстро изменяю, Пишу его по падежам. Склоненьем это называю Запомнить это надо нам.

Изображение слайда

Слайд 23: Три склонения имён существительных

Существительным зовусь, На три склонения делюсь: 1 склонение  – с окончаньем – А и Я – Рода женского и мужского, друзья. 2 склонение  – род мужской без окончанья, А средний род  – О – Е – плавное звучанье. 3 склонение  – род женский с Ь на конце всех слов Запомни - это правило для всех учеников!

Изображение слайда

Слайд 24: Падежи

Есть шесть братьев падежей Нет на свете их дружней. Согласованно живут И порядок стерегут.

Изображение слайда

Слайд 25: Именительный падеж

Самый главный он из всех. На вопросы  кто? что?  отвечает Подлежащим в предложении бывает.

Изображение слайда

Слайд 26: Родительный

А теперь падеж родительный, Он не менее значительный. Нет кого? чего?  – волнуется И с предлогом в рифму согласуется. ( Около, с, для, без, от, из, до, у, вокруг, кроме, после.)

Изображение слайда

Слайд 27: Дательный

Дательный падеж – добряк, Всё стремится делать так: Дать кому? чему?  Быстрей – По к (а) – предлогов нет дружней!

Изображение слайда

Слайд 28: Винительный

Винительный падеж всегда любуется, Вижу что? кого?  волнуется, Через, в и на, за, про  – С предлогом согласуется легко.

Изображение слайда

Слайд 29: Творительный

Творительный падеж вещает, Гордиться кем? И чем?  решает. Предлоги:  между, с и над, за, под Со словами дружбу бережёт.

Изображение слайда

Слайд 30: Предложный

Предложный вам сулит успех, О ком? О чём? Он думает о всех. Предлоги он свои не забывает, При, в, об, о, на - он громко восклицает.

Изображение слайда

Слайд 31: Падежные предлоги

И.п.  – Р.п.   – около, с, для, без, от, из, до, у, вокруг, после, кроме. Д.п.   – по, к (а). В.п.   – через, в, на, за, про. Т.п.  – перед, с, над, за, под, между. П.п.  – при, в, об, о, на.

Изображение слайда

Слайд 32: Однородные члены предложения

Если стоят однородные члены, Их запятой раздели непременно. Дети рисуют, играют, сидят, Спорят, смеются, поют, говорят. Если же вдруг появился союз, То запятая тогда – лишний груз. Дети поют и смеются, Дружат и не дерутся. Если союз к нам пришел не один, Ставь запятую ты перед вторым. Я и пою, и танцую. Видишь, дружок, запятую? Перед союзами «а» и «но» Долгих сомнений быть не должно: Не думай впустую – Ставь запятую! Мы не шумим, а смеемся. Спорим, но не деремся!

Изображение слайда

Слайд 33: Наречие

Всем известно, что наречие — Постоянная часть речи. Хоть всякое случается, Оно не изменяется. Его вопросы без труда Можно выучить, друзья: Где? Откуда? Как? Куда? Почему? Зачем? Когда?

Изображение слайда

Слайд 34: Несклоняемые слова

Кофе, кино, Эскимо и пальто – Эти слова Не склоняет никто!

Изображение слайда

Слайд 35: Надевать и одевать

О девать (кого?) Надежду На девать (что?) одежду. Надя девочка НАДЕЛА На себя три платья смело,  Плащ надела и пальто – Не замерзнет так никто!  Стала куклу ОДЕВАТЬ,  На прогулку собирать.  "Жарко стало - мамочки!  Снять мне что ли варежки?"

Изображение слайда

Слайд 36: Прийти – приду

– Я не смогу к тебе  придти И в школу не  прийду.  – Но что случилось? Расскажи!  –  Прийти  могу.  Приду.

Изображение слайда

Слайд 37: Непроизносимые согласные в корне слова

И ужа сн о, и опа сн о Букву Т писать напра сн о! Всем изве ст но, как преле ст но Букву Т писать уместно! Интересно:  Не чуде сн о, не прекра сн о,  А ужа сн о и опа сн о  Букву Т писать напра сн о.

Изображение слайда

Слайд 38: Родительный падеж множественного числа существительных «носки» и «чулки»

Носки короткие – слово длинное: носк ов, Чулки длинные – слово короткое: чул ок.

Изображение слайда

Слайд 39: Все согласные глухие в предложении:

Ст е пк а, х о ч е ш ь щ е ц ? - Ф и!

Изображение слайда

Слайд 40: Все согласные звонкие в предложении:

Гд е ж и зн ь б ы л а в м и р е + й

Изображение слайда

Слайд 41: Буква Ы после Ц в корне слова

« Цы ган на цы почки привстал, и он цы плёнку « Цыц!» сказал.

Изображение слайда

Слайд 42: Родительный падеж множественного числа существительных «сапоги», «туфли»

Одна пара модных туф ель Стоит, как огромный трюф ель.  Зато кожаных сап ог Накупил я, сколько см ог !

Изображение слайда

Слайд 43: Про двойные согласные

С двойной согласной непременно Пишем мы слова: анте нн а, Килогра мм  и гра мм, и то нн а Па сс ажир, шо сс е, коло нн а, Сс ора, те нн ис и програ мм а, Гру пп а, ка сс а, телегра мм а, Ру сс кий, кла сс, су бб ота, ва нн а, Ри мм а, Э мм а, И нн а, А нн а.

Изображение слайда

Слайд 44: Чередующиеся гласные в корне слова

Соб ира ть, ст ира ть, зад ира – Повнимательней гляди: Если в слове имя Ира, Значит, в корне буква И. Если после корня — А,  В корне будет И всегда. Вот пример, запоминай: Ноги вы тЕр ? — Выт Ира й !

Изображение слайда

Слайд 45: Глагол «ехать» в повелительном наклонении

На зеленый свет,  Медведь,  Ты не  ехай И не  едь,   И не  ездий  никогда – ПОЕЗЖАЙ ! Запомнил?  – Да!

Изображение слайда

Слайд 46: Глагол « класть » употребляется без приставок, а « (по) ложить » – только с приставками

Еду ни  л О жить, ни   лож И ть,  Да и  накласть   нельзя.   А можно   класть  и  положить  – Запомните, друзья!

Изображение слайда

Слайд 47: Победю или побежу ? Глагол «победить» в будущем времени имеет только сложную форму ( одержать победу, стать победителем )

«Как на конкурс я пойду, как там всех я  побежу !  Победю  в нем без усилий, если хватит терпежу!»  «Ты не хвастай, грамотей, а язык освой скорей.  Правила ты должен знать, чтоб   победу одержать!»

Изображение слайда

Слайд 48: Раздельное и слитное написание что бы/чтобы, то же/тоже, так же/также

Что бы  мне такое прочитать,  Чтобы  сразу самым умным стать!  То же  самое, что Маша, я в тетрадке напишу,  Тоже  завтра, как и Маша, я пятерку получу! Так же  на базар пойду,  Как ходил в прошлом году,  Там куплю себе корову,  А также  лошадь и козу.

Изображение слайда

Слайд 49: О или Ё? В ударных суффиксах имен существительных -ОНК-, -ОНОК- (девчонка, юбчонка, галчонок, медвежонок) пишется буква О

Шел по лесу медвеж онок,  Повстречал его волч онок :  – Там в лесу толпа девч онок Весь рассыпала боч онок,  Полный ягод, вкусных, спелых.  Забирай малину смело!

Изображение слайда

Слайд 50: Т о рты – Ш о рты: ударение во всех формах обоих слов падает на первый слог

Долго ели  т О рты  – Не налезли  ш О рты. Лучше жить без  т О ртов, Чем гулять без  ш О ртов !

Изображение слайда

Слайд 51: Написание слова св Ё кла

Фёкла красная, как свЁкла ! В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла !

Изображение слайда

Слайд 52: Ударение в слове щавель:

Срубили ель, сорвали щав Ель.

Изображение слайда

Слайд 53: Правописание приставок на «З», «С»

Не забудьте, что приставки Ра з -, и з -, во з -, ни з -, чре з - и бе з - Пред согласными глухими Быстро сменят " з " на " с ".

Изображение слайда

Слайд 54: Правописание суффиксов - очк -, - еньк -

Дет очк и: Свет очк и,  Ол еньк и, Пол еньк и,  Юр очк и, Нюр очк и,  Саш еньк и, Маш еньк и -  Ласково мамы всех называют,  Весёлый венок из имён сплетают.  Все имена вы в тетрадь запишите  И важные суффиксы в них укажите.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Стихи – « запоминалки » на правила русского языка в начальной школе: Информационные источники

Рамка https://img-fotki.yandex.ru/get/15561/16969765.25e/0_96528_1180a0fa_orig.png Фон http://img-fotki.yandex.ru/get/9509/230148220.2/0_d124d_406de25a_M.jpg

Изображение слайда

Похожие презентации