Первый слайд презентации
Стихи – « запоминалки » на правила русского языка в начальной школе
Слайд 2: Алфавит
А Б В Г Д Е Ё Ж – прикатили на еже. З И Й К Л М Н О – дружно вылезли в окно. П Р С Т У Ф Х – оседлали петуха. Ц Ч Ш Щ Э Ю Я – вот и все мои друзья ! Ъ Ы Ь – не запомнятся никак.
Слайд 3: Правописание большой буквы
Имена, фамилии, Клички, города Все с заглавной буквы Пишутся всегда.
Слайд 4: Правописание гласных после шипящих
Знаем твердо, что ж и – ш и Пишем только с гласной и, А слова, где ч а и щ а Пишем только с буквой а. Где же встретим мы ч у – щ у, То напишем с буквой у.
Не сложно понять, что ЧК и ЧН Без мягкого знака писать надо всем. Р и Щ, Щ и Н — здесь не ждите перемен. Мягкий знак тут не гостит И от этого грустит.
Безударный хитрый гласный: Слышим мы его прекрасно, А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Чтоб развеять все сомненья, Гласный ставь под ударенье!
Слайд 7: Предлоги
В поле, в доме, на сосне, За рекой, в лесу, во сне, Под березкой и в берлоге – Вы заметили ПРЕДЛОГИ ? Перед СЛОВОМ встал ПРЕДЛОГ – Вспомнить правило помог!
Слайд 8: Правописание не с глаголами
Всякий школьник это знает – Не глагола избегает. Не забудьте же, друзья, Слитно их писать нельзя !
Слайд 9: Правописание парных согласных
Если слышишь парный звук, Будь внимателен, мой друг! Слово смело изменяй И согласный проверяй: Зу б на зу б ы, ле д на ль д ы, Будешь грамотным и ты!
Слайд 10: Приставка
Перед корнем есть приставка, Слитно пишется она, И при помощи приставки Образуются слова.
Слайд 12: Суффикс
После корня он стоит, Слово новое звучит. Обозначу уголком – Называю суффиксом.
Слайд 13: Окончание
На конце любого слова Окончанье ищем снова. Изменяемая часть С другим словом держит связь.
Слайд 14: Основа слова
Та часть слова, которая изменяется, Окончанием называется Остальная же часть слова Называется основой.
Слайд 15: Имя существительное
Часть речи удивительна – Зовется существительным. Предмет обозначает, На Кто? Что? Отвечает. Предметы, отвечающие на вопросы Кто? Что? Про людей, зверей и рыб, Насекомых и всех птиц Спросим дружно – кто они? Всем предметам остальным Что? Вопрос мы зададим.
Слайд 16: Имя прилагательное
Признак предмета обозначает, На вопросы Какое? Какая, Какие? Какой? отвечает. К существительному прилагается Прилагательным называется. Согласуется с ним везде. В роде, числе, падеже.
Слайд 17: Глагол
Часть речи спросит Что же делать ? Что сделал ты? Что будешь делать ? Глаголом важно себя называет Действие предмета обозначает.
Слайд 18: Глаголы - исключения
11 глаголов исключений Ко второму же спряженью Отнесем мы без сомненья Все глаголы, что на - ить, Исключая брить, стелить. А еще : смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, терпеть, И зависеть, и вертеть. Вы запомните, друзья, Их на Е спрягать нельзя.
Слайд 19: ТСЯ/-ТЬСЯ в глаголах
В зимний вечер звёздный, тихий Снег что дела еТ ? Кружи ТСЯ. И пора уже до завтра Всем что дела ТЬ ? Спать ложи ТЬСЯ.
Слайд 20: Ударение в личных формах глагола «позвонить» падает на звук И
Мой сосед-незнайка стонет, Телефон его не зв О нит. Аппарат-хитрец молчит, Ждет, когда кто позвон И т.
Слайд 21: Род имён существительных
К слову я подставлю «мой» - Это значит род мужской. Женский род – запомню я – То, про что скажу «моя». Средний род оно «моё» - Вот и выучил я всё.
Слайд 22: Что такое склонение?
Слово быстро изменяю, Пишу его по падежам. Склоненьем это называю Запомнить это надо нам.
Слайд 23: Три склонения имён существительных
Существительным зовусь, На три склонения делюсь: 1 склонение – с окончаньем – А и Я – Рода женского и мужского, друзья. 2 склонение – род мужской без окончанья, А средний род – О – Е – плавное звучанье. 3 склонение – род женский с Ь на конце всех слов Запомни - это правило для всех учеников!
Слайд 24: Падежи
Есть шесть братьев падежей Нет на свете их дружней. Согласованно живут И порядок стерегут.
Слайд 25: Именительный падеж
Самый главный он из всех. На вопросы кто? что? отвечает Подлежащим в предложении бывает.
Слайд 26: Родительный
А теперь падеж родительный, Он не менее значительный. Нет кого? чего? – волнуется И с предлогом в рифму согласуется. ( Около, с, для, без, от, из, до, у, вокруг, кроме, после.)
Слайд 27: Дательный
Дательный падеж – добряк, Всё стремится делать так: Дать кому? чему? Быстрей – По к (а) – предлогов нет дружней!
Слайд 28: Винительный
Винительный падеж всегда любуется, Вижу что? кого? волнуется, Через, в и на, за, про – С предлогом согласуется легко.
Слайд 29: Творительный
Творительный падеж вещает, Гордиться кем? И чем? решает. Предлоги: между, с и над, за, под Со словами дружбу бережёт.
Слайд 30: Предложный
Предложный вам сулит успех, О ком? О чём? Он думает о всех. Предлоги он свои не забывает, При, в, об, о, на - он громко восклицает.
Слайд 31: Падежные предлоги
И.п. – Р.п. – около, с, для, без, от, из, до, у, вокруг, после, кроме. Д.п. – по, к (а). В.п. – через, в, на, за, про. Т.п. – перед, с, над, за, под, между. П.п. – при, в, об, о, на.
Слайд 32: Однородные члены предложения
Если стоят однородные члены, Их запятой раздели непременно. Дети рисуют, играют, сидят, Спорят, смеются, поют, говорят. Если же вдруг появился союз, То запятая тогда – лишний груз. Дети поют и смеются, Дружат и не дерутся. Если союз к нам пришел не один, Ставь запятую ты перед вторым. Я и пою, и танцую. Видишь, дружок, запятую? Перед союзами «а» и «но» Долгих сомнений быть не должно: Не думай впустую – Ставь запятую! Мы не шумим, а смеемся. Спорим, но не деремся!
Слайд 33: Наречие
Всем известно, что наречие — Постоянная часть речи. Хоть всякое случается, Оно не изменяется. Его вопросы без труда Можно выучить, друзья: Где? Откуда? Как? Куда? Почему? Зачем? Когда?
Слайд 34: Несклоняемые слова
Кофе, кино, Эскимо и пальто – Эти слова Не склоняет никто!
Слайд 35: Надевать и одевать
О девать (кого?) Надежду На девать (что?) одежду. Надя девочка НАДЕЛА На себя три платья смело, Плащ надела и пальто – Не замерзнет так никто! Стала куклу ОДЕВАТЬ, На прогулку собирать. "Жарко стало - мамочки! Снять мне что ли варежки?"
Слайд 36: Прийти – приду
– Я не смогу к тебе придти И в школу не прийду. – Но что случилось? Расскажи! – Прийти могу. Приду.
Слайд 37: Непроизносимые согласные в корне слова
И ужа сн о, и опа сн о Букву Т писать напра сн о! Всем изве ст но, как преле ст но Букву Т писать уместно! Интересно: Не чуде сн о, не прекра сн о, А ужа сн о и опа сн о Букву Т писать напра сн о.
Слайд 38: Родительный падеж множественного числа существительных «носки» и «чулки»
Носки короткие – слово длинное: носк ов, Чулки длинные – слово короткое: чул ок.
Слайд 39: Все согласные глухие в предложении:
Ст е пк а, х о ч е ш ь щ е ц ? - Ф и!
Слайд 40: Все согласные звонкие в предложении:
Гд е ж и зн ь б ы л а в м и р е + й
Слайд 41: Буква Ы после Ц в корне слова
« Цы ган на цы почки привстал, и он цы плёнку « Цыц!» сказал.
Слайд 42: Родительный падеж множественного числа существительных «сапоги», «туфли»
Одна пара модных туф ель Стоит, как огромный трюф ель. Зато кожаных сап ог Накупил я, сколько см ог !
Слайд 43: Про двойные согласные
С двойной согласной непременно Пишем мы слова: анте нн а, Килогра мм и гра мм, и то нн а Па сс ажир, шо сс е, коло нн а, Сс ора, те нн ис и програ мм а, Гру пп а, ка сс а, телегра мм а, Ру сс кий, кла сс, су бб ота, ва нн а, Ри мм а, Э мм а, И нн а, А нн а.
Слайд 44: Чередующиеся гласные в корне слова
Соб ира ть, ст ира ть, зад ира – Повнимательней гляди: Если в слове имя Ира, Значит, в корне буква И. Если после корня — А, В корне будет И всегда. Вот пример, запоминай: Ноги вы тЕр ? — Выт Ира й !
Слайд 45: Глагол «ехать» в повелительном наклонении
На зеленый свет, Медведь, Ты не ехай И не едь, И не ездий никогда – ПОЕЗЖАЙ ! Запомнил? – Да!
Слайд 46: Глагол « класть » употребляется без приставок, а « (по) ложить » – только с приставками
Еду ни л О жить, ни лож И ть, Да и накласть нельзя. А можно класть и положить – Запомните, друзья!
Слайд 47: Победю или побежу ? Глагол «победить» в будущем времени имеет только сложную форму ( одержать победу, стать победителем )
«Как на конкурс я пойду, как там всех я побежу ! Победю в нем без усилий, если хватит терпежу!» «Ты не хвастай, грамотей, а язык освой скорей. Правила ты должен знать, чтоб победу одержать!»
Слайд 48: Раздельное и слитное написание что бы/чтобы, то же/тоже, так же/также
Что бы мне такое прочитать, Чтобы сразу самым умным стать! То же самое, что Маша, я в тетрадке напишу, Тоже завтра, как и Маша, я пятерку получу! Так же на базар пойду, Как ходил в прошлом году, Там куплю себе корову, А также лошадь и козу.
Слайд 49: О или Ё? В ударных суффиксах имен существительных -ОНК-, -ОНОК- (девчонка, юбчонка, галчонок, медвежонок) пишется буква О
Шел по лесу медвеж онок, Повстречал его волч онок : – Там в лесу толпа девч онок Весь рассыпала боч онок, Полный ягод, вкусных, спелых. Забирай малину смело!
Слайд 50: Т о рты – Ш о рты: ударение во всех формах обоих слов падает на первый слог
Долго ели т О рты – Не налезли ш О рты. Лучше жить без т О ртов, Чем гулять без ш О ртов !
Слайд 51: Написание слова св Ё кла
Фёкла красная, как свЁкла ! В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла !
Слайд 53: Правописание приставок на «З», «С»
Не забудьте, что приставки Ра з -, и з -, во з -, ни з -, чре з - и бе з - Пред согласными глухими Быстро сменят " з " на " с ".
Слайд 54: Правописание суффиксов - очк -, - еньк -
Дет очк и: Свет очк и, Ол еньк и, Пол еньк и, Юр очк и, Нюр очк и, Саш еньк и, Маш еньк и - Ласково мамы всех называют, Весёлый венок из имён сплетают. Все имена вы в тетрадь запишите И важные суффиксы в них укажите.