Первый слайд презентации: Строение и значение органов дыхания
«Пока дышу – надеюсь» ( Dum spiro, spero ) – римский поэт Овидий.
Слайд 2: ЦЕЛИ УРОКА:
Раскрыть сущность дыхания, его роль в обмене веществ и превращении энергии; Изучить строение органов дыхания в связи с их функцией; Познакомиться с процессом образования голоса; Разъяснить механизмы вдоха и выдоха; Сформировать понятие «жизненная емкость легких»; Дать представление о легочном дыхании и обмене газов между кровью и легкими
Слайд 3: Дыхание
Совокупность физиологических процессов, включающих газообмен между организмом и окружающей средой и сложную цепь биохимических реакций с участием кислорода. Дыхание
Слайд 4: Значение дыхания
Обеспечение организма кислородом Образование и удаление из организма углекислого газа Окисление (распад) органических веществ с освобождением энергии, необходимой для осуществления физиологических функций организма Удаление некоторых конечных продуктов обмена веществ: (вода, аммиак, сероводород)
Слайд 5
Виды дыхания Легочное Тканевое (внешнее) (клеточное) совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа. использование кислорода клетками и тканями для окисления органических веществ с выделением энергии, необходимой для жизнедеятельности клеток.
Слайд 6
Дыхательная система Дыхательная часть Воздухоносные пути последовательно соединенных между собой полостей и трубок : 1) полость носа, 2) носоглотка, 3) гортань, 4) трахея 5) бронхи. место, где происходит газообмен: 1) легкие 2) плевра - (соединительно-тканная оболочка)
Слайд 10: Зачем человеку нос?
« Без носа человек – черт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми, да вышвырни за окошко!...» так писал о носе Н.В. Гоголь.
Слайд 13: Функции носа
Защитная (очищает и обеззараживает воздух); Согревание поступающего воздуха; Увлажнение поступающего воздуха; Обонятельная; Участие в речи и мимике.
Слайд 16: Образование звуков
Человек молчит – голосовая щель треугольной формы и достаточно велика. Звук появляется при неполном смыкании голосовой щели, прохождение через нее воздуха, который колеблет голосовые связки.
Слайд 21: Самостоятельная работа с учебником и его рисунками по плану
Рассмотрите рисунок на с.80 строение гортани. Определите, какие её образования участвуют в формировании звуков. При каком положении голосовых связок и голосовой щели образуются звуки? От чего зависят индивидуальные особенности голоса? Какие факторы приводят к заболеванию голосовых связок – ларингиту?
Слайд 22
Трахея (с греч. «шероховатое дыхательное горло» или «большая артерия» 15 см Образована хрящевыми полукольцами
Слайд 24
Легкие покрыты тончайшей пленкой – плеврой Она покрывает все легкое, переходит на грудную клетку и плотно облегает ее внутреннюю поверхность. Таким образом плевра покрывает и легкое и внутреннюю стенку грудной клетки. А между ними остается плевральная полость, заполненная плевральной жидкостью.
Слайд 25
Функция: За счет отрицательного давления в плевральной полости осуществляется растягивание легких при вдохе. Плевральная жидкость уменьшает трение при дыхании.
Слайд 26
250-350 млн. альвеол Площадь их поверхности равна 150 кв. м. Это в 75 раз больше, чем поверхность тела человека
Слайд 28: 1. 300-350 млн. альвеол с общей площадью – 100 кв.м 2. Длина легочного капилляра – 7-8 мкм 3. Через капилляры альвеол кровь проходит за 0,8 с, но гемоглобин успевает насытиться кислородом
Это интересно:
Слайд 31: Дыхательные движения. Какова причина вдоха и выдоха?
Гипотезы: Воздух самотеком входит, раздувает легкие и расширяет грудную клетку. Легкие расширяются и засасывают атмосферный воздух внутрь, а сжимаясь, выталкивают его.
Слайд 33
Общая поверхность легких – 100 кв.м. Эпителий альвеол выделяет специальную жидкость, тончайшей пленкой выстилающую альвеолы. Её функции: Уменьшает поверхностное натяжение и не дает альвеолам смыкаться; Убивает микробов, проникших в легкие
Слайд 36: В дыхании принимают участие не только легкие. А какие органы еще?
Вся поверхность тела – кожа от пяток до головы. Особенно усилено дышит кожа груди, спины и живота. По интенсивности дыхания эти участки значительно превосходят легкие
Слайд 37: Весь ли вдыхаемый воздух участвует в газообмене с кровью?
Воздух, оказавшийся в конце вдоха в трахее и бронхах,не сможет отдать кислород в кровь и взять оттуда углекислый газ, т.к. в этих местах практически нет кровеносных сосудов.
Слайд 38
Часть объёма легких, занимаемую трахеями и бронхами (вместе с объемом верхних дыхательных путей) называют «мертвым пространством» 150 см в кубе
Слайд 40
У человека легкие занимают около 6% объема тела не зависимо от его веса. Но объем легкого меняется при вдохе не всюду одинаково
Слайд 41: Жизненная емкость легких
Такое количество воздуха, которое человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха.
Слайд 43: От чего зависит вентиляция легких?
Вентиляция зависит от физической нагрузки, т.к. работающая ткань быстрее поглощает кислород. Во время сна человек за 1 час поглощает от 15 до 20л кислорода. Во время бодрствования потребление кислорода увеличивается на 1/3 При ходьбе - вдвое, при легкой работе – втрое, при тяжелой работе в шесть и более раз
Слайд 44: Регуляция дыхания
Нервная регуляция: Дыхательный центр расположен в продолговатом мозге. Гуморальная регуляция: Углекислый газ и водородные ионы
Последний слайд презентации: Строение и значение органов дыхания: Дыхательные рефлексы
Кашель резкий рефлекторный выдох через рот при раздражении гортани (инородным телом или слизью) Чихание Сильный и быстрый рефлекторный выдох через ноздри, способствующий очищению полости носа и носоглотки от попавших туда веществ