Слайд 2
Новый период российского театра начался в 1932 постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Основным методом в искусстве был признан метод социалистического реализма - метод, использовавшийся в искусстве Советского Союза начиная с 1930-х годов, навязываемый государственной цензурой, поэтому и тесно связанный с идеологией и пропагандой. Время художественных экспериментов закончилось, хотя, это не означает, что дальнейшие годы не дали новых достижений и успехов в развитии театрального искусства. Просто «территория» разрешенного искусства сузилась, одобрялись спектакли определенных художественных направлений – как правило, реалистические. И появился дополнительный критерий оценки: идеологически-тематический.
Слайд 3
«Человек с ружьем» в Театре им.Вахтангова, в роли Ленина – Б.Щукин; в Театре Революции, в роли Ленина – М.Штраух. Так, к примеру, безусловным достижением российского театра начиная с середины 1930-х становились спектакли т.н. «ленинианы», в которых на сцену выносился образ В.Ленина
Слайд 4
Практически обречены на успех были любые спектакли по пьесам «основоположника социалистического реализма» М.Горького. Это не значит, что каждый идеологически выдержанный спектакль был плох, просто художественные критерии (а порой – и зрительский успех) в государственной оценке спектаклей перестали быть определяющими.
Слайд 5
Возникло множество театральных коллективов. Большую роль в становлении театрального искусства сыграли:
Слайд 11
Согласно канонам соцреализма образцом в театральном искусстве стал МХАТ. В нем собрались лучшие актерские силы страны:
Слайд 15
С начала 1930-х годов советская драматургия заняла основное место в репертуаре ТЮЗов(Театр Юного Зрителя). Задачей их стала помощь школе и пионерской организации в воспитании детей и юношества в коммунистическом духе. Для школьников младшего возраста прорабатывается жанр театральной сказки, в которой фантастика и фольклор сочетаются с элементами современной действительности
«Снежная Королева» Г. X. Андерсена Реж. Е.Шварц «Красная Шапочка» Ш. Перро Реж. Е.Шварц
приключенческие историко-революционные пьесы, пьесы из жизни школьников, пионеров, беспризорных, биографии великих людей и т. д. В центре внимания проблема морального и общественного облика подростка, его способность к подвигу. В дальнейшем развитии значительно расширился круг авторов:
Слайд 27
Для учащихся старших классов, кроме советских пьес, были предусмотрены спектакли с более углублённой проблематикой, выбор которых часто определялся школьной учебной программой:
Слайд 28: Авторы пьес европейских классиков
Мольера, М. Сервантеса, Э. Ростана, Ф. Шиллера
Слайд 29: Русские классики
А. Пушкина М. Горького Д. Фонвизина А. Островского Н. Гоголя
Слайд 30: российский театр продолжал развиваться
А.Попов Ю.Завадский Р.Симонов Б.Захава, А.Дикий, Н.Охлопков, Л.Вивьен, Н.Акимов, Н.Герчаков, М.Кедров, М.Кнебель, В.Сахновский Б.Сушкевич И.Берсенев А.Брянцев Э.Радлов Однако известность получают и работы многих режиссеров в других городах Советского Союза: Н.Собольщиков-Самарин (Горький) Н.Синельников (Харьков) И.Ростовцев (Ярославль) А.Канин (Рязань) В.Битюцкий (Свердловск) Н.Покровский (Смоленск, Горький, Волгоград) Появлялись новые режиссерские имена, преимущественно связаные с Москвой и Ленинградом :
Слайд 35: Театры, открывшиеся в 30-е годы
30 сентября 1930 по инициативе Госиздата создан Театр детской книги, который позднее в 1954 г. переименован в Московский театр кукол В Москве в 1931 Алексей Дикий организует театрально-литературную мастерску, позже названную «Студией Дикого» 24 января 1931 — открылась цыганская театральная студия « Индо-Ромэн », впоследствии студия преобразована в Московский музыкально-драматический цыганский театр « Ромэн »
Слайд 36
В 1932 в Архангельске начал работу Архангельский Большой драматический театр В 1933 г. 17 ноября — спектаклем по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор» открылся Харьковский русский драматический театр (ныне Харьковский русский академический драматический театр имени Пушкина ). В Сталинграде (Волгограде) в 1933 г. появился первый Театр юного зрителя (существовал до 1942 года).
Слайд 37
В Кишиневе в 1934 году основан Государственный русский драматический театр им. А. П. Чехова. В Саратове в 1936г. основан театр кукол «Теремок» В Омске в 1936 г. основан театр кукол В Березниках в 1936 г. основан драматический театр.
Слайд 38
В 30-е годы шел процесс увеличения театров. Своими спектаклями театр закладывал основы патриотического воспитания. Театр стал не только профессиональным театром, но и педагогическим учреждением - воспитателем подрастающего зрителя, организатором внешкольной работы. Но, не смотря на все это, театр был взят под строгий партийный контроль, он испытывал идеологическое давление.