Технологический подход в социальной работе — презентация
logo
Технологический подход в социальной работе
  • Технологический подход в социальной работе
  • План занятия
  • Содержание понятий «технология», «социальная технология», «технология социальной работы».
  • Особенности технологий социальной работы
  • Технологический подход в социальной работе
  • Инструментарий социальной работы
  • Труд как вид деятельности
  • Труд как вид деятельности
  • Игра как вид деятельности
  • Игра как вид деятельности
  • Игра в соцобслуживании
  • Специфика коммуникативной деятельности в соцработе
  • Коммуникативная компетентность
  • Диалог в социальной работе
  • Диалог и дискуссия
  • Дискуссия
  • Включение человека в деятельность
  • Стимулирование и мотивации деятельности
  • Пирамида обучения
  • Комментарии к пирамиде
  • Пассивные методы
  • Активные методы
  • Технологическая культура соцработника
  • Технологическая культура соцработника
  • Технологический подход в социальной работе
1/25

Первый слайд презентации: Технологический подход в социальной работе

Алиева М.Р.

Изображение слайда

Слайд 2: План занятия

Содержание понятий «технология», «социальная технология», «технология социальной работы». Определение технологического процесса и его специфика в социальной сфере. Содержание и структура технологического процесса. Основные этапы технологического процесса. Технологическая культура социальной работы.

Изображение слайда

Слайд 3: Содержание понятий «технология», «социальная технология», «технология социальной работы»

Технология (от греч. tеchn — искусство, мастерство, умение) — это совокупность приемов и способов действий, продуманная система знаний, умений о том, как и каким образом цель воплощается в результат. Социальная технология — это совокупность операций, процедур социального воздействия на пути получения оптимального социального результата. Технология социальной работы – это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Изображение слайда

Слайд 4: Особенности технологий социальной работы

1. Это самые наукоемкие технологии. 2. Это трудно алгоритмизированные технологии. В технологиях работы с человеком часть действий невозможно разбить на последовательные операции или алгоритмы. Поэтому различают технологию и методику. Если в технологиях более представлены процессуальная, количественная и расчетная компоненты, то в методиках — целевая, содержательная, качественная и вариантно-оценочная сторона. Технология отличается от методик своей воспроизводительностью, устойчивостью результатов. 3. У технологий социальной работы вероятностный характер результатов. 4. Это особый вид профессиональной деятельности. Его результативность зависит от знаний соцработников и умений ими пользоваться.

Изображение слайда

Слайд 5

Технологический процесс социальной работы включает этапы, каждый из них имеет конкретную логику и содержание. 1-ый этап - определение возможности самоосознания и самооценки человека. Задача его —“вытянуть наружу”, сформулировать в словах состояние человека и определить суть его проблемы. 2-ой этап - утверждение смысла и целеполагания взаимодействия относительно конкретного человека. На третьем этапе конкретизируется образ нового мира человека, такого, в котором он хотел бы жить. На четвертом этапе происходят реализация, оформление желаемого на социальном уровне.

Изображение слайда

Слайд 6: Инструментарий социальной работы

Инструментарий социальной работы (профессиональной деятельности) — это совокупность основных и вспомогательных средств для решения проблем индивида или группы. Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к четырем основным видам: труд, учение, игра, коммуникация. Все они используются в процессе социальной работы. К основному инструментарию относятся все виды деятельности : преобразовательная, коммуникативная, исследовательская, образовательная и т. д.

Изображение слайда

Слайд 7: Труд как вид деятельности

Трудовые отношения являются определяющими для человека. Именно в них материализуются и опредмечиваются ресурсы человека. В ходе труда происходит обогащение опыта и знаний человека, чтобы в следующий момент обогащенной его сущности снова воплотиться в результате деятельности. Только человеку присущ способ его взаимодействия со средой по созданию условий для своего существования и естественное условие существования самого человека, реализации его жизненных сил и способностей. Каждый человек рождается на свет со склонностью к какому-либо виду труда. В природе человека заложена потребность быть деятельным самому и побуждать к деятельности свое тело. Именно поэтому очень важно направить эту деятельность в нужном для человека и общества направлении.

Изображение слайда

Слайд 8: Труд как вид деятельности

Одна из главных задач социальных специалистов - включить человека, находящегося в ТЖС, в трудовые отношения. Решение этой задачи в рыночных условиях осложняют многие факторы: конкуренция трудовых ресурсов, высокие требования к уровню профессионального образования и профессиональным навыкам, отсутствие рабочих мест, нежелание клиентов трудиться и т. д. На уровне государства эту проблему призвана решать служба занятости населения.

Изображение слайда

Слайд 9: Игра как вид деятельности

Простейшим, самым доступным видом деятельности является игра. Игра — это вид деятельности в условиях определенных ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Изображение слайда

Слайд 10: Игра как вид деятельности

В человеческой практике игра выполняет такие функции : • развлекательную (это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); • коммуникативную — освоение диалектики общения; • игротерапевтическую — преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; • диагностическую — выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; • коррекции — внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; • межнациональной коммуникации — усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей; • социализации — включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Изображение слайда

Слайд 11: Игра в соцобслуживании

В системе социального обслуживания игра выступает в качестве: • средства организации досуга клиентов; • метода активизации ресурсов клиентов различного возраста и статуса; • технологии психологической поддержки и т. д.

Изображение слайда

Слайд 12: Специфика коммуникативной деятельности в соцработе

В социальной работе выявление и решение проблем происходит через установление и поддержание контактов с представителями государственных служб, общественных организаций и объединений, гражданами и социальными группами, нуждающимися в помощи, защите, поддержке. Это требует высокого развития коммуникативных способностей у социальных работников

Изображение слайда

Слайд 13: Коммуникативная компетентность

Основными коммуникативными методами технологий социальной работы являются диалог и дискуссия. Диалог как метод — это форма коммуникации, которая осуществляется путем взаимодействия в той или иной степени различных, но не противоположных точек зрения, подходов, взглядов.

Изображение слайда

Слайд 14: Диалог в социальной работе

Диалог в технологиях социальной работы выполняет ряд функций: 1) оптимизации процесса выявления точек зрения субъектов взаимодействия; 2) корректировки и уточнения позиций, точек зрения субъектов взаимодействия; 3) синтеза, объединения взаимодействующих результатов

Изображение слайда

Слайд 15: Диалог и дискуссия

В процессе дискуссии в отличие от диалога происходит столкновение и взаимообмен противоположными и конкурирующими мнениями (аргументами). Дискуссия способствует формированию общей, единой и непротиворечивой ситуации, обеспечивающей сначала понимание проблемы, а затем— ее снятие.

Изображение слайда

Слайд 16: Дискуссия

Дискуссия позволяет подойти к поиску решения проблемы с различных позиций, помогает избежать односторонности и ограниченности точек зрения. Поэтому дискуссия эффективна. Использование дискуссии в технологиях соцработы с человеком способствует развитию у него самостоятельности мышления, ответственности, инициативы и поиску решений проблемы.

Изображение слайда

Слайд 17: Включение человека в деятельность

Для решения проблем нужно включать человека в конкретную деятельность, помогать ему в разработке собственного плана. Подчинение человека в процессе социальной работы чужой воле или чужому плану приводит к его психологическому и социальному отчуждению. Постановка цели самим человеком (при решении его проблем) определяет сознательное отношение и появление мотивации в деятельности человека. Устранение его от определения цели лишает работу с ним внутреннего содержания, приводит к его безразличию по отношению к любой деятельности.

Изображение слайда

Слайд 18: Стимулирование и мотивации деятельности

Многое зависит от стимулирования и мотивации деятельности человека. Стимулирование человека — это побуждение к деятельности, форма опосредованного влияния на человека. Значит, процесс социальной работы должен быть направлен на выявление основных стимулов: внешних условий, эмоциональных и психологических факторов влияния на человека, состояние его творческого потенциала.

Изображение слайда

Слайд 19: Пирамида обучения

Изображение слайда

Слайд 20: Комментарии к пирамиде

Из пирамиды видно, что наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция — 5%; чтение — 10%), а наибольший - интерактивные (дискуссионные группы - 50%, практика через действие - 75%, обучение других или немедленное применение - 90%). Здесь уместна китайская пословица: « Скажи мне – и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Позволь мне сделать это - и я научусь».

Изображение слайда

Слайд 21: Пассивные методы

реализуются, когда соцработник является основным действующим лицом и управляет ходом общения (занятия), а клиенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных указаниям соцработника. Здесь налицо авторитарный стиль общения. Примеры: лекции, мероприятия к календарным датам, просмотр к/ф и т.п.

Изображение слайда

Слайд 22: Активные методы

направлены на развитие у клиентов самостоятельного мышления, планирования дальнейшей жизни, поиска решения проблем. Соцработник и клиент активно взаимодействуют в ходе общения (занятия) и находятся в равных правах. Здесь преобладает демократический стиль общения. (Деловые и ролевые игры, «мозговой штурм», анализ конкретных ситуаций, тренинги, видеотренинги, метод проектов и т.д.)

Изображение слайда

Слайд 23: Технологическая культура соцработника

Технологическая культура социального работника – это преобразующая творческая деятельность, включающая знания, умения и навыки, эмоционально-нравственное отношение к деятельности, готовность действовать с учетом ответственности за свои действия. Компоненты ТК, которые проявляются в деятельности и поведении : это культура труда; культура человеческих отношений; культура учреждения, его эстетика и состояние; информационная культура; предпринимательская культура; экологическая культура; потребительская культура; проектная культура.

Изображение слайда

Слайд 24: Технологическая культура соцработника

Технологическая культура социальной сферы — это часть культуры современного технологически насыщенного общества. Это новое отношение к человеку, основанное на преобразовании и улучшении, а также совершенствовании его среды обитания, удовлетворения различных потребностей. Непрерывность образования, как явление технологизации общества и распространения научных знаний, становится ведущим фактором развития, технологической культуры соцработников.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Технологический подход в социальной работе

Уважаемые коллеги! Спасибо за внимание!

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено