Первый слайд презентации: ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК
Путкова Татьяна Ильинична 2024 г.
Слайд 2
Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Слайд 3
Виды воспитания Наиболее общая классификация: - умственное ( интеллектуальное) - нравственное, - трудовое, - физическое воспитание. Николай Богданов-Бельский "Приготовление уроков "
Слайд 4
В зависимости от различных направлений воспитательной работы выделяются также - гражданское, политическое, поликультурное, эстетическое, этическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. Алексей Михайлович Корин « За книгой» 1900
Слайд 5
По институциональному признаку выделяют - семейное, - школьное, - внешкольное, - конфессиональное (религиозное), - воспитание по месту жительства, - воспитание в детских юношеских организациях - воспитание в специальных образовательных учреждениях. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Девочка за партой» 1934
Слайд 6
По стилю отношений между воспитателем и воспитанником: авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание. Фёдор Павлович Решетников «Переэкзаменовка» 1954
Слайд 7
В зависимости от философской концепции выделяются гуманистическое, прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания. Евгений Кацман "Учиться, учиться, учиться!" 1952
Слайд 8
Методы воспитания Что такое методы воспитания ? Т. Максименко "Выпуск стенгазеты“ 1960
Слайд 9
1. Методы формирования сознания (рассказ, беседа, лекция, пример, диспут, анализ воспитательных ситуаций); Лекция Пирогова Н.И. в Киевском университете
Слайд 10
2. Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников (поручение, упражнение, приучение, создание воспитывающих ситуаций); Стуленческий вечер
Слайд 11
3. Методы стимулирования деятельности и поведения воспитанников (требование, соревнование, поощрение, наказание, «взрыв», метод естественных последствий); Дейнека Александр Александрович « Раздолье»
Слайд 12
4. Методы самовоспитания (рефлексия, самоприказ, самоотчет, самоодобрение, самообсуждение и др.); Заболотский Николай Николаевич «Опять пятерка» 1954
Слайд 13
5. Методы контроля и самоконтроля (педагогическое наблюдение, беседа, педагогический консилиум, опросы, анализ результатов деятельности, создание контрольных ситуаций) Иван Тихий «Экзамен »
Слайд 14
Виды воспитательных технологий Традиционные воспитательные технологии Современные воспитательные технологии Технология коллективного творческого воспитания И. П. Иванова Здоровьесберегающая технология Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С.Анисимов) Технология проектной деятельности (социального проектирования) Технология индивидуальной педагогической поддержки О.С. Газмана Информационно-коммуникационная Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Игровая технология Технология воспитательной работы с коллективом класса (по Е.Н.Степанову) Арт-технология Технологии воспитания на основе системного подхода (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л Селиванова) КТД Технология воспитания духовной культуры молодого поколения (по Н.Б.Крыловой) Кейс-технологии Технология персонифицированного (индивидуализированного) воспитания Шоу-технологии Технологии личностно-ориентированного обучения Диалоговые технологии Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили Информационное зеркало Технология самосовершенствования личности школьника (Г.К.Селевко). Технология создания «ситуации успеха» Технология педагогического разрешения конфликта Технология педагогики сотрудничества
Слайд 15
Традиционные воспитательные технологии Технология коллективного творческого воспитания • Коллективное творческое дело – КТД – коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели. • Коллективное – потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников. • Творческое – потому, что его надо делать не по шаблону, а по – новому, лучше чем было. • «Всё творчески, иначе зачем?» • Дело – потому, что его результат – общая польза и радость. «Дело, а не мероприятия!» • Выделяют трудовые, познавательные, художественные, спортивные, общественно – политические, организаторские дела. Игорь Петрович Иванов ( 1923–1992)
Слайд 16
Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С.Анисимов) • Индивидуализированное воспитание предполагает развитие или коррекцию индивидуального сознания через механизм саморегуляции. Основная задача применения рефлексивной технологии – обеспечение помощи воспитаннику, поддержки в трудной работе по самосовершенству. • В качестве основной формы технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания предлагается ситуационный классный час (Н.П. Капустин).
Слайд 17
Технология индивидуальной педагогической поддержки О.С. Газмана Смысл поддержки – поддерживать можно лишь то, помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии. Педагог оказывает поддержку в решении жизненно важных проблем: - укрепление здоровья; - формирование нравственности; - развитие способностей, являющихся базой для становления способности к самоопределению, самореализации ( 1936 —1996) Газман Олег Семёнович
Слайд 18
Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. • Главная цель: нравственно – воспитанный мыслитель, любящий Родину и свободу. • Конечная цель воспитания: умный, добрый, честный, порядочный человек. • Подцели: воспитание гуманистических отношений, чувства красоты. Человечности, сострадания, уважения к родителям. Василий Александрович Сухомлинский (1918,—1970)
Слайд 19
Технология воспитательной работы с коллективом класса (по Е.Н.Степанову) • Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива. Степанов Евгений Николаевич
Слайд 20
Технологии воспитания на основе системного подхода (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л Селиванова) Целевые ориентации (подсистема целей) -Формирование личности – главная цель школы. - Сверхцель – всесторонне и гармонически развитая личность. -Развитие социальной активности. -Формирование ответственности, гражданского самосознания. -Развитие творческих способностей детей. -Превращение школы в большую воспитательную систему. -Формирование целостной научно обоснованной картины. -Создание доброжелательных отношений педагогического коллектива, учеников и родителей. • -Приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.
Слайд 21
Технология воспитания духовной культуры молодого поколения (по Н.Б.Крыловой) • Духовная культура личности может рассматриваться как способность индивида к усвоению, реализации и сознанию новых ценностей в практической деятельности. • Отсюда два направления данной способности: усвоение общечеловеческих ценностей личностью и собственная творческая деятельность, ориентированная на создание новых ценностей. Крылова Наталья Борисовна 1938-2012
Слайд 22
Технология персонифицированного (индивидуализированного) воспитания Индивидуализированное воспитание – такая организация воспитательного процесса, при которой индивидуальный подход, индивидуализация воспитания и индивидуальная модель взаимодействия учителя и ученика являются приоритетными.
Слайд 23
Технологии личностно-ориентированного обучения Технологии личностно-ориентированного обучения • Создание наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания. Дейнека А. «На учёбе!»
Слайд 24
Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили Целевыми ориентациями являются: • способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств; • развитие и становление познавательных сил ребенка; • идеал воспитания – самовоспитание. Амонашвили, Шалва Александрович
Слайд 25
Технология самосовершенствования личности школьника ( Г.К.Селевко ). • Технология свободного воспитания стимулирующие и развивающие познавательную субъективную активность, предоставляют детям полную свободу выбора занятий. Герман Константинович Селевко (1932–2008)
Слайд 26
Технология создания «ситуации успеха» • Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания. Радость или, точнее, её ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка. Для школьника ожидание радости – источник его движения вперёд. Радость сама по себе не возникает. Её горючее – успех. Обязательный и непременный успех, который окрыляет человека. А ребёнка тем более. • Ситуация успеха может стать спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Особенно если это касается учебы.
Слайд 27
Технология педагогического разрешения конфликта • Технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильного разрешенного конфликта – обогащение внутреннего мира каждого из участников конфликта. Способы разрешения конфликта; юмор, «психологическое поглаживание», компромисс, анализ ситуации, подавление партнера, разрыв связи.
Слайд 28
Технология педагогики сотрудничества • Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются: • Переход от педагогики требований к педагогике отношений • Гуманно – личностный подход к ребёнку • Единство обучения и воспитания И. Владимиров "В женской школе "
Слайд 29
Современные воспитательные технологии • Здоровьесберегающая технология • Технология проектной деятельности (социального проектирования) • Информационно-коммуникационная • Игровая технология • Арт-технология • КТД • Кейс-технологии • Шоу-технологии • Диалоговые технологии • Информационное зеркало
Слайд 30
Заключение Владение педагогическими технологиями обеспечивает педагогу возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позицию субъекта. А это означает, что уровень овладения педагогической технологией для нас должен быть не элементарным, а профессиональным.