Первый слайд презентации: Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС
Слайд 2: Цели и этапы учебного процесса и методика их организации
Цели Этапы учебного процесса Методика организации Знания (понимаемая и воспроизводимая научная информация) Введение материала Воспроизведение (проговаривание) Методы Задания Умения (применяемые на практике знания) Задачи и упражнения Задания Навыки (автоматизированные действия) Многократное повторение действия Задания
Слайд 3: Звенья научного творчества
Название Содержание Результат Постановка проблемы возникновение проблемной ситуации, осознание противоречия, формулировка проблемы проблема – вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленный для разрешения Поиск решения выдвижение гипотез проверка гипотез Решение – понимание нового знания Выражение решения выражение нового знания научным языком в принятой форме Продукт – дидактические материалы, рукопись статьи, доклада, … Реализация продукта Предоставление продукта через публикацию, выступление Реализованный продукт - реферат, статья, доклад, книга Звенья научного творчества
Слайд 4
Цель урока Этапы урока Творческие звенья деятельности учащихся З Н А Н И Е введение Постановка учебной проблемы – формулирование вопроса или темы урока Поиск решения – открытие субъективно нового знания воспроизведение Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме Реализация продукта – представление продукта учителю и классу
Слайд 5: Инновационные технологии
система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях
Слайд 6: Проблема” - (от греч. задача)
теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения, обязательно предполагает противоречивую ситуацию между данными (фактами и пр.) и требованием найти неизвестное
Слайд 7: Сущность проблемно-развивающего обучения
Основная задача : формирование целостного человека – гармоничное развитие индивидуальности и социализации личности профессионализм педагога единство задач обучения, воспитания и развития системность, целостность, логичность взаимная активность педагога и обучающихся
Слайд 8: Умения педагога для проектирования и организации целостного процесса
диагностические педагогическое целеполагание отбор и использование средств педагогического воздействия программирование и структурирование взаимодействия с обучающимися педагогическая наблюдательность
Слайд 9: Цель проблемного обучения
усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов Формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер школьника, развитие его индивидуальных способностей
Слайд 11: Технология проблемного диалога (автор Мельникова Е.Л.)
детальное описание проблемно-диалогических методов и продуктивных заданий в их взаимосвязях с формами и средствами обучения; технология носит общепедагогический характер, т.е. может быть реализована на любом учебном предмете и любой образовательной ступени
Слайд 12: Технология проблемного диалога (автор Е.Л.Мельникова)
для технологии проблемного диалога ключевым является понятие«творчество» (движущая сила развития человечества) научное творчество: постановка проблемы; поиск решения; выражение решения; реализация продукта побуждающий и подводящий диалог
Слайд 13: Классификация методов обучения
методы проблемные Тради-цион-ные «классические» «сокращенные» Поста-новка пробле-мы Сообще-ние проблемы учителем от пробл. ситуации Постанов-ка проблемы учениками от пробл. ситуации Побужда-ющий диалог от проблем-ной ситуации Подводя-щий к теме диалог Сообще-ние темы с мотивиру-ющим приемом Сообщение темы Поиск решения Сообще-ние гипотез, проверка учителем Выдвиже-ние, проверка гипотез учениками Побужда-ющий к гипотезам и проверке диалог Подводя-щий от проблемы диалог Подводя-щий без проблемы диалог Сообщение знания
Слайд 14: Создание проблемной ситуации и побуждающий диалог
создание проблемной ситуации побуждение к осознанию ее противоречия побуждение к формулированию проблемы принятие предлагаемых учениками формулировок противоречия и проблемы
Слайд 15
Диалогические методы Побуждающий диалог развивает речь и творческие способности обучающихся. Подводящий диалог развивает речь обучающихся и логическое мышление.
Слайд 16
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОБЛЕМНЫЙ ДИАЛОГ этап формулирования темы урока или вопроса для исследования этап формулирования нового знания ДИАЛОГ
Слайд 17
Тип проблемной ситуации Вид противоречия Прием создания проблемной ситуации С удивлением Между двумя положениями 1. На предъявление положений 2. На столкновение мнений Между житейским представлением и научным фактом 3. На ошибку детей С затруднением Между необходимостью и невозможностью выполнить задание 4. На невыполнимое вообще задание 5. На несходное задание 6. На сходное задание
Слайд 18
Приемы Побуждение к осознанию Побуждение к теме Прием 1 Что вас удивило? Что интересного вы заметили? Какое противоречие налицо? Выбрать подходящее Какой возникает вопрос? Какая будет тема урока (занятия)? Прием 2 Вопрос был один? А мнений сколько? Или Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему..? Чего мы не знаем? Прием 3 Вы сначала как думали? А как на самом деле? Прием 4 Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Прием 5 Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Прием 6 Какое было задание? Какое знание вы применили? Удалось выполнить задание верно? Почему?
Слайд 19: Сообщение темы с мотивирующим приемом
Учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов: «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого
Слайд 20
ДИАЛОГ ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОБУЖДАЮЩИЙ ПОДВОДЯЩИЙ ученики осознают противоречие и формулируют проблему учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы отдельные стимулирующие реплики система вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы система посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят учеников к формулированию нового знан ия
Слайд 21: Побуждающий к гипотезам диалог
Структура диалога Побуждение к выдвижению гипотез Побуждение к проверке гипотез устной практической Общее побуждение К любым гипотезам Какие есть гипотезы? Вы согласны с этой гипотезой? Почему? Как проверить эту гипотезу? Подсказка К решающей гипотезе К аргументу/контраргументу К плану Сообщение Решающей гипотезы аргумента/контраргумента Плана проверки
Слайд 22: Подводящий к знанию диалог
Система посильных детям вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование знания учениками. Количество звеньев логической цепи может варьироваться, вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, однако последний вопрос всегда направлен на обобщение, т.е. формулирование знания
Слайд 23: Оба диалога развивают речь детей
Подводящий диалог Побуждающий диалог Цепочка вопросов, подводящих к открытию мысли Наводящие вопросы (отдельные реплики), подталкивающие мысль Педагог жестко управляет мыслью детей («бычок на веревочке») Догадка детей («бег зайца по полям»), мысль ученика делает скачок к неизвестному Нет эмоций (удивление в конце диалога) риск Ошибок практически не бывает Могут сказать все, что угодно Оборвать нельзя (идет до последнего вопроса на обобщение) Можно оборвать на полуслове (прекращается с появлением нужной мысли) Развивает логическое мышление (без творчества) Развивает творчество (иногда без логики) Оба диалога развивают речь детей