Слайд 2
ЛИТЕРАТУРА: Справочник учителя начальной школы. Математика/ А.С. Добротворский, Л.П. Ковригина, И.С. Ордынкина и др. – М. : Дрофа, 2007. – 158 с. Баймарукова П.У. Методика обучения математике в начальных классах/ П.У. Байрамукова, А.У. Уртенова – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 299 с. Белошистая А. В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и методика начального образования». – М. : ВЛАДОС, -2007.- 455с. Калиниченко А. В. Методика преподавания начального курса математики / А. В. Калиниченко, Р. Н. Шикова, Е. Н. Леонович. – М. : Академия, 2013. – 208 с.
Слайд 3
ПЛАН ЛЕКЦИИ Понятие «текстовая задача». Моделирование в процессе решения текстовых задач. Методы и способы решения текстовых задач. Формы записи решения задач. Этапы решения текстовой задачи и приемы их выполнения.
Слайд 4
1. Понятие «текстовая задача» Понятие задача относится к числу общенаучных. В начальном курсе математики понятие задача используется тогда, когда идет речь об арифметических задачах, сформулированных в виде текста. Такие задачи называются «текстовыми» или «сюжетными».
Слайд 6
В условии задачи указываются связи между данными числами, а также между данными и искомым – эти связи определяют выбор арифметических действий, необходимых для решения задачи.
Слайд 7
« Решить задачу – значит раскрыть связи между данными и искомым, заданных условием задачи, на основе чего выбрать, а затем выполнить арифметические действия и дать ответ на вопрос задачи» (М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова).
Слайд 9
2. Моделирование в процессе решения текстовых задач Модель – искусственно созданный объект в виде схемы, чертежа, математической формулы, выражения, записи решения и другого.
Слайд 10
Например: «Лида нарисовала 4 домика, а Вова на 3 домика больше. Сколько домиков нарисовал Вова?» Рисунок:
Слайд 15
Цена Количество Стоимость ? одинак. 20 м ? м 960 р. 288 р. Таблица (задачи связанные с пропорциональными величинами) Задача. 20 м ткани стоят 960 рублей. Сколько такой ткани можно купить на 288 рублей?
Слайд 16
Так как модель – это своеобразная копия задачи, то на ней должны быть представлены все ее объекты, все отношения между ними, указаны требования.
Слайд 17
3. Методы и способы решения текстовых задач Основными методами решения текстовых задач являются алгебраический и арифметический.
Слайд 18
Решить задачу арифметическим методом - это значит найти ответ на требование задачи посредством выполнения арифметических действий над числами.
Слайд 19
Одну и ту же задачу можно решить различными арифметическими способами. Они отличаются друг от друга логикой рассуждений, выполняемых в процессе решения задачи.
Слайд 20
Например: Сшили 3 платья, расходуя на каждое по 4 м ткани. Сколько кофт можно сшить из этой ткани, если расходовать на одну кофту 2 м? 2 способ 1) 4 : 2 = 2 (раза) - во столько раз больше идет ткани на платье, чем на кофту; 2) 3 – 2 = 6 (к) - столько кофт можно сшить. 1 способ 1) 4 • 3=12 (м) - столько было ткани; 2) 12 : 2=6 (к) - столько кофт можно сшить из 12 м ткани.
Слайд 21
Решить задачу алгебраическим методом - это значит найти ответ на требование задачи, составив и решив уравнение или систему уравнений. Если для одной и той же задачи можно составить различные уравнения, то это означает, что данную задачу можно решить различными алгебраическими способами.
Слайд 22
Задача. Свитер, шапку и шарф связали из 1 кг 200 г шерсти. На шарф потребовалась на 100 г больше, чем на шапку, и на 400 г меньше, чем на свитер. Сколько грамм шерсти израсходовали на каждую вещь? Эту задачу можно решить тремя различными способами.
Слайд 23
1 способ: Обозначим через х (г) массу шерсти, израсходованной на шапку. Тогда на шарф будет израсходовано (х +100) г, а на свитер ((х + 100) + 400) г. Так как на все три вещи израсходовано 1 200 г, то можно составить уравнение. х+(х+100)+((х+100)+400)=1 200 Выполнив преобразования, получим, что х = 200. Таким образом, на шапку было израсходовано 200 г, на шарф - 300 г, так как 200 + 100 = 300, на свитер - 700 г.
Слайд 24
2 способ Обозначим через х (г) массу шерсти, израсходованной на шарф. Тогда на шапку будет израсходовано (х - 100) г, а на свитер - (х + 400) г. Поскольку на все три вещи израсходовано 1 200 г, то можно составить уравнение: х + (х - 100) + (х + 400) = 1 200
Слайд 25
3 способ Обозначим через х (г) массу шерсти, израсходованной на свитер. Тогда на шарф будет израсходовано (х - 400) г, а на шапку - (х- 400-100) г. Поскольку на все три вещи израсходовано 1 200 г, то можно составить уравнение; х+(х-400) +(х-400-100)=1 200 Выполнив преобразования, получим, что х=700. Таким образом, если на свитер израсходовано 700 г, то на шарф пошло 300 г, а на шапку - 200 г (700-400-100=200).
Слайд 26
Задача. Рыбак поймал 10 рыб. Из них 3 леща, 4 окуня, остальные щуки. Сколько щук поймал рыбак? Кроме арифметического и алгебраического методов решения задач существуют еще практический и графический.
Слайд 27
Практический метод решения задач Для ответа на вопрос задачи можно не выполнять арифметические действия, так как количество пойманных щук соответствует тем кругам, которые не закрашены (их 3).