Тема доклада: “Возмещение ущерба за неправомерные действия налоговых органов” — презентация
logo
Тема доклада: “Возмещение ущерба за неправомерные действия налоговых органов”
  • Тема доклада: “Возмещение ущерба за неправомерные действия налоговых органов”
  • Общие положения о юридической ответственности должностных лиц
  • Тема доклада: “Возмещение ущерба за неправомерные действия налоговых органов”
  • Материальная ответственность должностных лиц налоговых органов
  • Принципы возмещения убытков
  • Особенности возмещения убытков налогоплательщику
  • Основания возмещения вреда
  • Тема доклада: “Возмещение ущерба за неправомерные действия налоговых органов”
  • Размер убытков
  • Размер неимущественных (репутационных) убытков
  • Стадии возмещения убытков
  • Тема доклада: “Возмещение ущерба за неправомерные действия налоговых органов”
1/12

Первый слайд презентации: Тема доклада: “Возмещение ущерба за неправомерные действия налоговых органов”

Выполнили: студенты 320 группы ИПД Солдатенко Елена Лохов Роман

Изображение слайда

Слайд 2: Общие положения о юридической ответственности должностных лиц

В научной литературе юридическую ответственность понимают, как специфическую меру воздействия государства на правонарушителя, призванную обеспечить правомерное поведение. Юридическая ответственность призвана выступить существенным гарантом прав и свобод человека и гражданина, публичных интересов, правопорядка. Юридическая ответственность всегда рассматривается с двух сторон - как позитивная, так и негативная. Позитивная ответственность должностных лиц налоговых органов расматривается как законодательно закрепленная необходимость совершать определенные действия или воздерживаться от их совершения при осуществлении деятельности, обусловленной правовым статусом должностного лица, которое наделено для выполнения этой деятельности кругом прав и обязанностей.   Негативная (ретроспективная) ответственность - как реализуемая в рамках охранительного правоотношения обязанность должностного лица налогового органа, совершившего правонарушение, претерпевать лишения личного, материального или организационного характера, указанные в штрафных (карательных) санкциях нарушенных правовых норм.

Изображение слайда

Слайд 3

┌──────────────────────────────────────────────────┐ │ Виды наказаний должностного лица налогового органа │ └────────────────────────┬─────────────────────────┘ │ ┌───────────────────┬────────────┴───────────┬───────────────────────┐ │ │ │ │ ┌───────┴────────┐ ┌───────┴────────┐ ┌───────┴───────┐ ┌───────┴───────┐ │Дисциплинарная │ │Административная│ │ Материальная │ │ Уголовная │ │ответственность │ │ответственность │ │ответственность│ │ответственность│ └─┬──────────────┘ └─┬──────────────┘ └┬──────────────┘ └─┬─────────────┘ │ ┌───────────┐ │ ┌──────────────┐ │ ┌────────────────┐ │ ┌─────────────────────┐ ├─►─┤Замечание │ ├─►─┤Предупреждение│ │ │Возмещение вреда│ ├───►┤ Штраф │ │ └───────────┘ │ └──────────────┘ └─►┤в регрессном │ │ └─────────────────────┘ │ │ │порядке │ │ │ ┌───────────┐ │ ┌───────────────┐ └────────────────┘ │ ├─►─┤Выговор │ │ │Административ- │ │ ┌──────────────────────┐ │ └───────────┘ └─►─┤ный штраф │ │ │Лишение права занимать│ │ └───────────────┘ │ │определенные должности│ │ ┌───────────┐ ├─►─┤или заниматься опреде-│ │ │Предупреж- │ │ │ленной деятельностью │ ├─►─┤дение о не-│ │ └──────────────────────┘ │ │полном слу-│ │ ┌──────────────────────┐ │ │жебном со-│ ├─►─┤Обязательные работы │ │ │ответствии │ │ └──────────────────────┘ │ └───────────┘ │ ┌──────────────────────┐ │ ├─►─┤Исправительные работы │ │ ┌───────────┐ │ └──────────────────────┘ │ │Освобожде- │ │ ├─►─┤ние от за- │ │ ┌──────────────────────┐ │ │мещаемой │ ├─►─┤ Арест │ │ │должности │ │ └──────────────────────┘ │ └───────────┘ │ ┌──────────────────────┐ │ └─►─┤Лишение свободы на│ │ ┌───────────┐ │определенный срок │ └─►─┤Увольнение │ └──────────────────────┘ └───────────┘ Рис. 4. Юридическая ответственность должностных лиц налоговых органов

Изображение слайда

Слайд 4: Материальная ответственность должностных лиц налоговых органов

ст. 35 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, т.е. при осуществлении налогового контроля и администрирования. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ.

Изображение слайда

Слайд 5: Принципы возмещения убытков

- принцип субъективного мнения, Нарушение субъективных прав само по себе не порождает правовой спор, до тех пор пока потерпевшая сторона не обратится за разрешением возникшей конфликтной ситуации;      - принцип полного возмещения, Согласно ст. 15, 16, 1064 ГК РФ, ст. 35, п. 2 ст. 103 НК РФ убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).;      - принцип принятия мер к недопущению или сокращению убытков, Лицо, которому причинен вред, должно принимать разумные меры для предотвращения или уменьшения убытков. Бездействие потерпевшего может быть расценено судом как грубая неосторожность самого потерпевшего, в результате которой ему был причинен вред и, как следствие, у него возникли или увеличились убытки.;      - принцип судебного взыскания убытков, Внесудебный порядок возмещения убытков не предусмотрен.

Изображение слайда

Слайд 6: Особенности возмещения убытков налогоплательщику

1. При нарушении срока возврата на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты по ставке рефинансирования ЦБР за каждый день нарушения срока возврата. 2. Возврат суммы излишне взысканного налога, сбора и пени производится с начислением процентов по ставке рефинансирования ЦБР на возвращаемую сумму за период с даты взыскания налога, сбора. Пени начисляется по дату возврата суммы налогоплательщику. 3. Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля установлена ст. 103 НК РФ. В отличие от вышерассмотренных случаев ст. 103 НК РФ устанавливает возмещение убытков, включая упущенную выгоду (неполученные доходы). Убытки, упомянутые в ст. 103 НК РФ, могут быть определены как реальный ущерб, т.е. расходы, которые пострадавшее лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения его имущества. А упущенная выгода есть неполученные доходы, которые пострадавший от действий должностного лица налогового органа получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его права не были нарушены должностными лицами налогового органа.

Изображение слайда

Слайд 7: Основания возмещения вреда

Ответственность вследствие причинения вреда имеет следующие основания: - нормативное - система действующих правовых норм, в которых закреплены общие положения и принципы, состав (элементы) правонарушения; - фактическое - деяние субъекта, причиняющее неправомерный вред налогоплательщикам, проверяемым лицам, их представителям либо их имуществу, повлекшее возникновение убытков; - материальное - процессуальное - установленный порядок возмещения. Материальное основание ответственности государства за вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) налоговых органов (их должностных лиц), составляют: - незаконные действия (бездействие) органов исполнительной власти (их должностных лиц); - вред; - наличие причинной связи между незаконными деяниями и вредом; - наличие вины налогового органа (должностного лица). Процессуальное основание - акт компетентного органа о признании действий (бездействия) налогового органа (должностного лица) незаконными, а также об отмене неправомерного решения. В то же время признание действий (бездействия) налогового органа (должностного лица) незаконными не является обязательным условием возмещения убытков. Этот вопрос может быть поставлен как в отдельном исковом заявлении, так и в исковом заявлении о возмещении убытков.

Изображение слайда

Слайд 8

Обязательство вследствие причинения вреда возникает при наличии определенных юридических фактов. К таковым можно причислить факт причинения вреда, с которым НК РФ связывает возникновение данного обязательства. Однако одного этого недостаточно. Ответственность государства за действия должностных лиц, предусмотренная ст. 15, 16, 1069 ГК РФ, наступает только при наличии состава правонарушения, который включает: - наступление вреда и доказанность его размера; - противоправность поведения; - вину причинителя вреда; - причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями.

Изображение слайда

Слайд 9: Размер убытков

исчисляют в денежном выражении. При этом определяют их количественные (физические) и качественные характеристики. К количественным характеристикам относят размер причиненного вреда. Качественные включают в себя определение состава убытков: реальный ущерб или упущенная выгода и выбор методики расчета убытков. Объем убытков - это доля из уже определенного размера, которую в соответствии с законом надлежит возместить потерпевшему, учитывая вину и поведение налоговых органов (их должностных лиц), причинивших убытки. Таким образом, размер убытков - исчисленная количественная характеристика, а объем - конкретное применение уже исчисленных убытков к рассматриваемому случаю нарушения. Размер убытков - величина объективная (если есть потери, они объективно существуют в наличии), а объем - субъективная. Размер убытков сначала определяется лицом, которому эти убытки причинены на основе существующих норм и правил, а затем суд оценивает доказательства заявленных к возмещению убытков по своему внутреннему убеждению (ст. 71 АПК РФ, ст. 67 ГПК РФ). В условиях инфляции цены, с учетом которых исчисляется размер убытков, могут колебаться. Поэтому п. 3 ст. 393 ГК РФ установлено, что расчет убытков должен производиться исходя из цен, существовавших на момент исполнения обязанности, а при ее неисполнении - на момент предъявления иска, если законом, иным правовым актом или соглашением самих участников не предусмотрено иное. Размер убытков

Изображение слайда

Слайд 10: Размер неимущественных (репутационных) убытков

Размер неимущественных (репутационных) убытков определяется потерпевшим также самостоятельно. При этом применяется тот же порядок, что и при возмещении материальных убытков. Расчет размера компенсации представляется потерпевшим в суд. Количественный параметр неимущественных убытков определяется через размер компенсации - сумму, которая высчитывается самим потерпевшим и подтверждается им в суде с помощью доказательств. Суд, вынося решение о компенсации нематериальных убытков в определенном размере, по указанию законодателя обязан учитывать ряд обстоятельств: - характер причиненных потерпевшему неимущественного вреда, физических или нравственных страданий с учетом фактических обстоятельств причинения нематериального вреда; - степень причиненного неимущественного вреда, физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица; - степень вины причинителя вреда; - требования разумности и справедливости (п. 2 ст. 1101 ГК РФ); - иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Изображение слайда

Слайд 11: Стадии возмещения убытков

Процесс возмещения убытков можно разделить на следующие стадии: 1) установление факта причинения вреда (в т.ч. противоправного) при исполнении налоговыми органами (их должностными лицами) своих служебных обязанностей; 2) исчисление убытков; 3) предъявление иска в суд; 4) доказывание убытков в суде; 5) предъявление исполнительного документа на возмещение убытков.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Тема доклада: “Возмещение ущерба за неправомерные действия налоговых органов”

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено