ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ — презентация
logo
ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • План лекции
  • Периоды истории Древнего Египта
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • Мемфис – древняя столица объединенного Египта
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • Древне-египетский иероглиф «город»
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
  • ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
1/65

Первый слайд презентации: ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ

ЛЕКЦИЯ N2 (4): АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО ЕГИПТА ПЕРИОДОВ ДРЕВНЕГО И СРЕДНЕГО ЦАРСТВ ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ

Изображение слайда

Слайд 2: План лекции

Древнейшие памятники искусства Египта. Палетта Нармера. Специфика градостроительства Египта периодов Древнего и среднего царств. Мастаба и пирамида. Эволюция пирамиды как типа архитектурного сооружения. Ансамбль пирамид в Гизе. Древнейшие египетские храмы. Особенности объемно-пространст­венной композиции. Особенности заупокойных сооружений и храмов Среднего царства.

Изображение слайда

Слайд 3: Периоды истории Древнего Египта

1 ) период Раннего царства (3100–2800 гг. до н.э.) – сложение единого государства за счет объединения Верхнего и Нижнего Египта, период царствования первых трех династий фараонов ; 2) период Древнего (Старого) царства (2800–2250 гг. до н.э.) – завершение создания единого государства, распад Египта на номы, вновь централизация страны; 3) период Среднего царства (2250–1700 гг. до н.э.) – функционирование единого государства; 4) период Нового царства (1575–1087 гг. до н.э.) – расцвет могущества Египта, в конце данного периода его упадок; 5) период Позднего царства (1087–525 гг. до н.э.) – ослабление центральной власти, захват Египта Персией. Формой древнеегипетского государства во всех периодах его развития являлась восточная деспотия, характерными чертами которой были : монархическая, наследственная форма правления; полномочия главы государства неограниченны, вся полнота власти сосредоточена у него; существует религиозный культ главы государства; светская и церковная власть объединены в одном лице; осуществление власти происходит многочисленным бюрократическим аппаратом; подавление личности, отсутствие свобод.

Изображение слайда

Слайд 4

1 ) период Раннего царства (3100–2800 гг. до н.э.) – сложение единого государства за счет объединения Верхнего и Нижнего Египта, период царствования первых трех династий фараонов ; 2) период Древнего (Старого) царства (2800–2250 гг. до н.э.) – завершение создания единого государства, распад Египта на номы, вновь централизация страны; 3) период Среднего царства (2250–1700 гг. до н.э.) – функционирование единого государства; 4) период Нового царства (1575–1087 гг. до н.э.) – расцвет могущества Египта, в конце данного периода его упадок; 5) период Позднего царства (1087–525 гг. до н.э.) – ослабление центральной власти, захват Египта Персией. Раннее царство объединение Верхнего и Нижнего Египта Древнее (Старое) царство создание единого государства  распад на номы  рецентрализация Среднее царство функциони-рование единого государства Новое царство расцвет могущества Египта  упадок Позднее царство ослабление центральной власти  Захват Египта Персией 1087 г. до н.э. 525 г. до н.э. 1575 г. до н.э. 2250 г. до н.э. 2800 г. до н.э. 3100 г. до н.э. ХРОНОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Изображение слайда

Слайд 5: Мемфис – древняя столица объединенного Египта

Фараон Нармер правил в конце XXXII в. до н. э.; один из фараонов, объединивших  Верхний и Нижний Египет

Изображение слайда

Слайд 6

Высота палетты  — 64 см, ширина — 42  см выполнена из природного шифера, находится в Каирском музее На левом изображении палетки Нармер изображён в белой короне Верхнего Египта, поражающий булавой жителя северо-западной части Дельты ( «Области Гарпуна» ), и сообщает о захвате 6 тысяч пленных. На правом изображении он предстаёт в красной короне Нижнего Египта, торжественно шествующим, в окружении свиты, к обезглавленным трупам врагов. Изображения Нармера в белой и красной коронах призваны символизировать объединение Египта. Палетта Нармера основные принципы изобразительного искусства Египта сложились уже 5000 лет назад Фараон Нармер правил в конце XXXII в. до н. э.; один из фараонов, объединивших  Верхний и Нижний Египет

Изображение слайда

Слайд 7

В верхнем поясе лицевой стороны изображены два лика богини Хатор с рогами коровы – матери богов, покровительнице дома фараона. Между ними – символическое изображение дворца фараона и знака его имени «Сом» – рыбы сома. Ярусом ниже - сам фараон в короне Верхнего Египта, сзади него идет высокопоставленный придворный – «Носитель сандалий фараона», впереди – Верховный Жрец, перед жрецом – 4 знаменосца, несущих знаки 4-х номов (областей) Верхнего Египта. Градация размеров изображенных фигур отражает их социальный статус. 10 обезглавленных человеческих фигур, призваны символизировать 10 тысяч поверженных врагов. Третий пояс, заполнен изображением двух фантастических животных с переплетенными длинными шеями, символизирующих, скорее всего, объединение царств. Переплетение шей образует в центре круглую лунку для растирания ритуальной краски. В нижнем ярусе изображен бык, разрушающий рогами крепостную стену, и под ним – фигура бегущего врага. На городской территории условно показан храм и несколько домов. Бык – это древнейший символ царя. В изображении города четко видна стена криволинейного очертания с множеством башен и др. подробности.

Изображение слайда

Слайд 8

В средней части оборотной стороны изображен фараон уже в короне Нижнего Египта. За ним идет тот же «Носитель сандалий». В правом верхнем углу – сокол Гор преподносит фараону символ Нижнего Египта – заросли папируса с мужской головой. Фараон поражает боевой палицей врага, скорее всего, фараона Нижнего Египта. Нижний пояс заполнен изображением двух бегущих фигур, а за ними – зубчатый прямоугольник – военная крепость.

Изображение слайда

Слайд 9

2. Специфика градостроительства Египта периодов Древнего и Среднего царств Предыстория градостроительной деятельности человечества восходит к эпохе первобытно-общинного строя, когда в результате усилий отдельных общин, связанных кровным родством, возникали примитивно спланированные населенные пункты типа италийского Кастелаццо или западнославянского Бискупина. Схема плана террамары Кастелаццо ( Северная Италия, бронзовый век) Реконструкция города в Бискупине ( ок. 550 г до н.э., Польша)

Изображение слайда

Слайд 10: Древне-египетский иероглиф «город»

Многие города вырастали на месте бывших городищ, но большинство из них возникло на необжитых местах. Первоначально города были лишь административными и религиозными центрами сельскохозяйственной округи, некоторые возникли возле храмов и были связаны с храмовым хозяйством, некоторые - как военные крепости или города-резиденции правителя. Однако по мере развития ремёсел города становились местами сосредоточия ремесленников, обслуживавших в основном нужды царя, знати и жрецов храмов, и местом торговли. Однако поскольку отделение ремесла и торговли от земледелия носило зачаточный характер, то города были прежде всего религиозными, военными и дворцовыми центрами. Городское население составляли чиновники, жрецы, воины, купцы и торговцы, ремесленники и рабы. Древне-египетский иероглиф «город»

Изображение слайда

Слайд 11

Крепость Нехеб дает представление о том, что первоначально укрепления имели форму, близкую к кругу диаметром 350 м. В укреплённый круг был встроен прямоугольник – участок храма. Позже укрепления были перестроены в форме прямоугольника с размерами сторон 500 и 600 м., так, что участок храма оказался в центре крепости. Длинные стены имели по двое ворот, одни из которых были главными и выделялись в виде отдельного объема с башенками по углам. В период Раннего царства (3000 - 2800 г. до н.э.) города были небольшими, хорошо укреплёнными и, вероятно, имели округлую форму плана. На это указывают египетский иероглиф, древнейшие изображения, а также остатки города Нехеб на правом берегу Нила (согласно археологическим данным  город Нехеб имел округлый план диаметром около 400 м, ограниченный крепостными стенами из киприча -сырца ).

Изображение слайда

Слайд 12

Ориентация города Нехеб была угловой: северо-восток — юго-запад. Здесь прослеживается несомненное влияние принципов градостроительства Месопотамии.

Изображение слайда

Слайд 13

Особое место в древнеегипетском градостроительстве занимали столицы, которые представляли собой сложный конгломерат из дворцовых, храмовых и жилых построек. Для таких городов были характерны огромные размеры, наличие кроме собственно города ещё и обширного некрополя. Д ревнее название Мемфиса переводится как « Белые стены » ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Другим типом городов Египта были города линейного типа. Примерами таких городов могут служить столицы: Мемфис, Фивы, Ахетатон.

Изображение слайда

Слайд 14

Крепость НЕХЕБ В период Древнего царства (2800 - 2250 до н.э.) столицей Египта становится   город Мемфис, который протянулся вдоль Нила и имел размеры   14 х 7 км. С юга на север весь город пронизывала многокилометровая улица, дополнительные улицы вели от храмовых комплексов к реке.

Изображение слайда

Слайд 15

Фивы (ном Уасет ) – столица периодов Среднего и Нового царств ГОРОД ФИВЫ Фи́вы  (др.-греч.  Θῆ βαι, Διὸς πόλις ἡ μεγάλη) — греческое название столицы Верхнего Египта. Город располагался в 700 км к югу от Средиземного моря, на восточном берегу Нила. Первоначально он назывался Но- Аммон, или просто   Но  (копт.  Нэ ). Столицей всего Египта этот город стал в эпоху XI династии (Среднее царство) и оставался таковой вплоть до прихода к власти ливийских династий ( 22-й и 23-й) в X в. до н. э. Остатки Уасета в современном городе  Луксор - Карнакский  и  Луксорский храмы  — в числе первых объявлены памятниками ЮНЕСКО. На западном берегу Нила находятся высеченные в скалах заупокойные храмы и некрополи фараонов и их приближённых ( долина Царей  и  долина Цариц ), а также  колоссы Мемнона. Несколько в стороне расположен надземный поминальный храм царицы  Хатшепсут   ( Дейр -эль- Бахри ). Древнейшее поселение на месте Фив датируется эпохой Среднего палеолита.

Изображение слайда

Слайд 16

Д ревний Еги́пет ( от др.- г реч.  Αἴγυπτος / Айгю́птос и лат.  Aegyptus/ Эги́птус ), самоназвание Та-кемет, Та-мери,  Та-уи и др. (транслит. егип. tA-kmt, tA-mrj, tA-wy ), История Древнего Египта составляет около 40 веков и подразделяется исследователями на додинастический период (относится к финалу доисторического периода), династический период (основной этап существования египетской цивилизации протяжённостью около 27 веков), эллинистический период (синтез с греко-македонской культурой под властью династии Птолемеев) и римский период (в составе древнеримского государства, как одна из важнейших провинций Римской империи).

Изображение слайда

Слайд 17

Изображение слайда

Слайд 18

В эпоху Нового царства Фивы являлись не только крупнейшим политическим центром страны, но и ее религиозным центром, в котором жреческая каста обладала диктаторской властью. Высокоразвитая астрономия, неразрывно связанная с теологией, накладывала свой отпечаток на строительство храмов, дворцов и дорог, как и предопределяла установление видовых контрольных точек для наблюдения небесных светил. По сравнению с солсберийским кромлехом Фивы представляли собой значительно более развитый механизм для наблюдений, превращавший великий город в ни с чем не сравнимую астрономическую обсерваторию.

Изображение слайда

Слайд 19

Изображение слайда

Слайд 20

КАРНАКСКИЙ ХРАМ

Изображение слайда

Слайд 21

Изображение слайда

Слайд 22

Первоначально они передавали черты Аменхотепа III, торжественно открывали врата в его загородную резиденцию и были выполнены под руководством его архитектора-тёзки (Аменхотепа). Позднее размещавшиеся здесь греческие солдаты дали колоссам греческое имя Мемнона. Две статуи, именуемые «Колоссами Мемнона » выполнены из цельных глыб камня, достигают более 20 метров в высоту и весят более 700 тонн.

Изображение слайда

Слайд 23

Изображение слайда

Слайд 24

Особым типом древнеегипетских городов были города-поселки для строительных рабочих. Эти города существовали до тех пор, пока длилось строительство комплекса пирамиды фараона (15-20 лет).

Изображение слайда

Слайд 25

3. Мастаба и пирамида. Эволюция пирамиды как типа архитектурного сооружения. В каждом большом, а в особенности, в столичном городе Египта выделялся особый участок – «город мертвых». Он находился всегда на западной окраине города, так как Запад считался страной мертвых. Культ загробной жизни обусловил появление особых сооружений – гробниц, позже получивших название « мастаба » (от арабского «скамья»). По форме мастаба напоминали жилой дом, так как строились как жилище для загробного существования души умершего.

Изображение слайда

Слайд 26

Размеры мастаба и отделка помещений зависели от уровня благосостояния хозяина. Все помещения этого загробного «жилища» находились под землей. Надземная же часть оформлялась в виде параллелепипеда с несколько скошенными гранями, в одной из которых был устроен вход в виде двери или углубленного в нишу портика. Вход вел в ритуальный зал, устроенный для отправления культа поминовения умершего. Сама гробница и сопутствующие ей помещения обычно находились значительно ниже под землей. Мастаба богатых вельмож иногда достигали в плане размеров 60 м. по длинной стороне и 40 м. – по короткой.

Изображение слайда

Слайд 27

В период Древнего царства с появлением первых династий фараонов возникает потребность как то выделить их гробницы из общей массы мастаба. Вначале просто увеличивали размеры мастаба в плане. Затем, около 3000 г. до н.э. была построена первая из известных нам пирамид – ступенчатая пирамида фараона III династии Джосера в Саккара, недалеко от Мемфиса. Известно и имя автора комплекса этой пирамиды – Имхотеп.

Изображение слайда

Слайд 28

В отличие от мастаба, имеющих сырцовое ядро, пирамида построена из каменных тесаных блоков. Комплекс заупокойных сооружений, в который входит пирамида Джосера, окружен каменной оградой. Здесь находятся заупокойные храмы, захоронения членов семьи фараона, площадки и дворы для ритуальных действий.

Изображение слайда

Слайд 29

Пирамида Джосера в Саккара : А) реконструкция; Б) горизонтальная проекция и подземелье. Сплошные линии - коридоры и галереи, относящиеся к царской погребальной камере (четырехугольник посредине), пунктир — коридоры и погребальные камеры членов царской семьи ( по Лауэру ) А) Б)

Изображение слайда

Слайд 30

Изображение слайда

Слайд 31

Стена заупокойного храма фараона Джосера в Саккара. III династия. Начало 3 тыс. до н.э. Журавли. Рельеф из Саккара. Известняк. V династия, середина III тыс. до н. э Гуси. Роспись гробницы в Медуме. Первая половина 3-го тыс. до н.э.

Изображение слайда

Слайд 32

Поиски более монументальной формы демонстрирует более поздняя пирамида фараона Снофру в Медуме. Она имеет всего 3 ступени, причем, нижняя намного выше остальных, и угол наклона граней круче, чем в пирамиде Джосера.

Изображение слайда

Слайд 33

Другая пирамида фараона Снофру в Дашуре имеет форму шатра,– в верхней части наклон ее граней меняет угол. Но и такая геометрическая форма оказалась неподходящей: со временем грани у основания пирамиды обрушились.

Изображение слайда

Слайд 34

4. Ансамбль пирамид в Гизе. ВЕЛИКИЕ ПИРАМИДЫ В ГИЗЕ. Строительство пирамид относится к периоду правления IV династии. Первоначальная высота пирамиды Хеопса 146,6 м, в настоящее время около 137 м На рубеже III – II тысячелетий оптимальная форма пирамиды была, наконец найдена, что позволило значительно увеличить высоту сооружаемых пирамид.

Изображение слайда

Слайд 35

Ансамбль пирамид в Гизе. Около 2900 – 2700 гг. до н.э. начинает складываться комплекс пирамид фараонов IV династии – Хеопса ( Хуфу ), Хефрена ( Хафра ) и Микерина ( Менкаура ) недалеко от современного селения Гиза в нескольких десятках километров к северу от Мемфиса. В этих сооружениях, как в настоящих произведениях архитектуры, были решены все поставленные задачи: художественно-образная, функциональная и конструктивная.

Изображение слайда

Слайд 36

В основании пирамиды лежит квадрат, четко ориентированный по странам света. Грани пирамиды сходятся под углом около 51 градуса. Очевидно, этот правильно найденный угол наклона граней и явился залогом их небывалой долговечности. Этот угол соответствует углу естественного осыпания материала с определенным удельным весом, он образуется под действием естественной силы земного притяжения и способствует оптимальному распределению нагрузки на основание пирами ды.

Изображение слайда

Слайд 37

Планировка комплекса пирамид в Гизе построена по единому, геометрическому плану

Изображение слайда

Слайд 38

Великие пирамиды в сравнении с Кельнским собором (в середине, высота 160 м). Слева направо: верхний ряд — Ступенчатая, рухнувшая Медумская, Ломаная; средний ряд — Красная и Хеопса; нижний ряд — Хефрена и Микерина. Фараон Джосер и его гениальный зодчий Имхотеп (вверху) осматривают строительную площадку, на которой будет воздвигнута усыпальница фараона. На переднем плане рабы с помощью мерного шнура размечают прямой угол.

Изображение слайда

Слайд 39

Самая большая пирамида фараона Хеопса имеет высоту около 147 м., сторону квадрата основания – 230 м. Сверху пирамида была облицована отполированными плитами из белого камня. Известно имя автора пирамиды Хеопса – это зодчий Хемиун ( Хемон ), сохранился его скульптурный портрет.

Изображение слайда

Слайд 40

Кроме больших пирамид в комплекс входят также заупокойные храмы, малые пирамиды и мастаба приближенных и членов семьи фараонов, а также – большой сфинкс Хефрена высотой около 20 метров.

Изображение слайда

Слайд 41

5. Древнейшие египетские храмы. Особенности объемно-пространственной композиции. Древнейшие египетские храмы — это заупокойные сооружения, входящие в комплекс пирамиды фараона. В комплексе пирамиды Джосера в Саккара, кроме пирамиды, есть целая система взаимоперетекающих пространств: большой двор перед пирамидой, двор храма Хеб -Сед, дворы пред гробницами двух дочерей фараона. Заупокойный храм фараона занимает в композиции комплекса малозаметное и подчиненное положение. Внутреннее пространство здесь еще не подчиняется каким-либо композиционным закономерностям, в то время, как композиция всего комплекса построена вполне продуманно. Это свидетельствует о том, что принципы организации внутренних пространств появились в Египте значительно позже, чем композиционные приемы организации больших объемов в открытом пространстве.

Изображение слайда

Слайд 42

Недалеко от Мемфиса на левом западном берегу Нила располагались погребальные комплексы в Саккара, Гизе и др., имевшие внушительные архитектурные сооружения, своей ориентацией связанные с движением солнца. Тип колонн Древнего царства. Колонный двор заупокойного храма Сахура. Разрез.

Изображение слайда

Слайд 43

Следующим шагом в развитии принципов планировки заупокойного храма стал сохранившийся храм Хефрена в Гизе. Заупокойный храм пирамиды Хафра ( Хефрена ): горизонтальная проекция. По сторонам подземные «доки» для царских ладей (по Рикке )

Изображение слайда

Слайд 44

Заупокойный храм Хефрена представляет из себя плоский параллелепипед, примыкающий к пирамиде строго по центральной оси. Его пропорции значительно вытянуты в направлении примыкающего к нему длинного и узкого крытого коридора. Этот коридор соединяет храм с пропилеями (входным залом), который во время разливов Нила служил пристанью. Эта пристань символизировала собой «пункт прибытия» мифической ладьи с душой умершего «на Запад» – в страну мертвых. Длинный темный коридор – это, очевидно, символ перехода из земного мира в потусторонний. Только через этот коридор можно было попасть в заупокойный храм. Здесь уже есть основная композиционная ось, вдоль которой расположена анфилада помещений: первый маленький зал с двумя колоннами, за ним – еще два зала (один поперечный, другой продольный). В планировке храма уже заметен характерный для Египта принцип контраста, ставший основным в создании интерьерных пространств: вход в основные помещения раскрывается не сразу, он как бы замаскирован в изломах коридоров, это создает у посетителя впечатление таинственности и неограниченности лабиринтообразного пространства. Продольные по конфигурации пространства чередуются с поперечными, темные – с ярко освещенными. Все формы геометрически просты, монументальны и величественны, они внушают чувство устойчивости, вечности и незыблемости силы фараона даже после его смерти.

Изображение слайда

Слайд 45

Открытый внутренний двор окружен галереей, перекрытие которой опирается на колонны с круглыми монолитными стволами и пальмообразными капителями – это ранний прототип египетского ордера. Более поздний заупокойный храм фараона Сахура в Абусире имеет четкую композиционную структуру плана.

Изображение слайда

Слайд 46

Изображение слайда

Слайд 47

Изображение слайда

Слайд 48

Новым типом храмов в период V династии стали Солнечные храмы, посвященные культу бога Ра. Здесь используются как традиционные архитектурные элементы ( пристань-пропилеи на берегу Нила, длинный крытый коридор, входной зал ), так и новые : большой прямоугольный открытый двор, окруженный глухой стено й, внутри которой был обходной коридор, гигантский культовый обелиск на постаменте, стоящий в глубине двора, и жертвенник перед ним. Солнечный храм Ниусерра в Абу Гуробе. V династия В   Абусире шесть фараонов V династии построили внушительные солнечные храмы неподалеку от своих пирамид. До сих пор найдено только два из них. Руины храма Сеп -Ра фараона Усеркафа в Абу- Гурабе. Около 2780 г. до н. э.. Были раскопаны в 1954 году.

Изображение слайда

Слайд 49

Их план (основная структура храмов, процессионная дорога и нижний храм) отражает ту же самую идею «согласованности» всех внутренних элементов, которая присутствует и в структуре самих пирамидных комплексов. Это  свидетельствует о том, что существовала одна общепринятая архитектурная концепция. Припирамидный комплекс царя Нефериркара. Абусир. V  династия Фараоны V династии строили пирамиды и заупокойные комплексы для самих себя, а  солнечные храмы — для поклонения государственному Богу Ра, подчеркивая таким образом связь между божеством и правителем. Усеркаф, построивший свою пирамиду недалеко от ступенчатой пирамиды Джосера в  Саккаре, был первым, кто построил солнечный храм в  Абусире, около  3-х  километров от своей пирамиды. Причина, по которой он выбрал именно это место, до сих пор неизвестна, но его решение привело к созданию нового царского некрополя в  Абусире, где его последователи строили свои заупокойные комплексы и солнечные храмы».

Изображение слайда

Слайд 50

6. Особенности заупокойных сооружений и храмов Среднего царства. В период правления V династии власть фараона в Египте постепенно ослабляется, подлинными хозяевами страны становятся люди знатного происхождения. V династия Усеркафа 2465 — 2458 гг. до н.э. Сахура 2458 — 2446 гг. до н.э. Нефериркара Какаи 2477-2467 гг. до н.э. Шепесескаре Ини 2426 — 2419 гг. до н.э. Неферефре 2419 — 2416 гг. до н.э. Ниусерре Изези 2453 — 2422 гг. до н.э. Менкаухор 2422 — 2414 гг. до н.э. Джедкаре Изези 2375 — 2345 гг. до н.э. Усеркафа Сахура Ниусерре Изези История из папируса Весткар касается происхождения царей Пятой династии и их связи с богом Солнца. Согласно этой легенде, волшебник Джеди рассказал фараону Хуфу, что некая женщина по имени Реджедет, супруга жреца Ра, зачала троих детей от самого бога Ра. « И сказал Ра, что дети ее будут властвовать над всей страной. А старший из них станет верховным жрецом в Гелиополе ».

Изображение слайда

Слайд 51

Немного севернее пирамиды Джосера находится пирамида Усеркафа – фараона V династии ( около 2500 г. до н.э.). Как и большинство поздних пирамид, она сильно разрушена. Пирамиды фараонов становятся все меньше, а гробницы знати – все больше и богаче. Постепенно страна распадается на отдельные полунезависимые области. Ослаблению страны способствовало также вторжение в дельту Нила ливийцев и «азиатов».

Изображение слайда

Слайд 52

Разрез пирамиды Сахуры в Абу- Сире (по Борхардту ) План нижнего храма Нефериркары в Абу- Сире План заупокойного храма Нефериркары в Абу- Сире ( по Борхардту ) Пирамида Нефериркары – самая большая в абу-сирской группе, первоначальная высота ее составляла 70 метров с длиной стороны 106 м; угол ее наклона – 53 °.

Изображение слайда

Слайд 53

План и разрез пирамиды Ниусерры в Абу- Сире (по Борхардту ) План комплекса пирамиды Ниусерры (по Борхардту ) Заупокойный храм Ниусерры имеет необычный план – в форме буквы L, так что наружная и внутренняя части здания лежат на двух разных осях. Высота пирамиды Ниусерры первоначально составляла около 52 метров, длина стороны – 80 метров с углом наклона примерно 51°50 ’. Внутренняя каменная кладка состоит из грубого местного известняка, смешанного с песком и щебнем. На ней – пять наружных покрытий, каждое с наклоном 70°. Первоначальная облицовка из высококачественного известняка была снята. Вход расположен на северной стороне и окружен блоками гранита.

Изображение слайда

Слайд 54

Новое объединение Египта в период правления XI династии начинается с юга. Столицей объединенного государства стал г. Фивы ( Уасет ). Фараоны XII династии перенесли свою столицу в г. Птауи, построенный в Фаюмском оазисе. Геб, земля, лежит, а Нут стоит, изогнувшись над Гебом и упираясь в него руками и ногами и представляя таким образом небосвод. Свою мать-небо поддерживает над землей Шу - бог воздуха. У Геба и Нут, второй божественной пары, родились четверо детей: Исида (Изида) и Нефтида ( Нефтис ), Осирис и Сетх (Сет). Все эти боги вместе - Атум, Шу и Тефнут, Геб и Нут, Исида, Нефтида, Осирис и Сетх - составляют знаменитую гелиопольскую эннеаду - "Девятку". Эннеада почиталась во всем Египте и неизменно присутствовала в религиозных текстах. Боги Эннеады считались первыми царями Египта. Устройство мира. Папирус. XI династия

Изображение слайда

Слайд 55

Совершение туалета царевны Кавит. Рельеф из Фив. XI династия. Небхепетра Ментухотеп II (2056/2046-2005/1995 до н. э.) — фараон Египта из XI династии, основатель Среднего царства. При Ментухотепе был введен культ синкретического бога Солнца — Амона-Ра, который был призван консолидировать население Верхнего и Нижнего Египта.

Изображение слайда

Слайд 56

…пирамида превращается в символ – знак гробницы Погребальное сооружение одного из царей XI династии - Ментухетепа в Фивах (около нынешнего Дёр эль- Бахри ) являло собой причудливое сочетание поминального храма, пирамиды и верхне- египетской пещерной гробницы. Среднюю часть здания составляла естественная скала, увенчанная, по видимому, пирамидой; её окружали снаружи два яруса портиков с гранёными столбами. Принципиально меняется архитектура заупокойного храма. Самый значительный памятник периода Среднего Царства - заупокойный храм фараона Ментухотепа III (Х I Династия) в Дейр -эль- Бахри (Долине Царей) в окрестностях г. Фивы. В этом сооружении осуществлен переход от горизонтального развития объемно-пространственной композиции к вертикальному путем изменения взаимного расположения пирамиды и храма.

Изображение слайда

Слайд 57

Вход в гробницу выделялся навесом-портиком с установленными перед ним обелисками. Храмовые постройки в период Среднего царства были невелики, в них появляется новый элемент входной пилон ( ворота из двух башен).

Изображение слайда

Слайд 58

Стены гробниц обильно украшаются жанровыми росписями, появляются новые красители, которые привозили из других стран. Композиции росписей становятся все более сложными, многофигурными, мастерство художников совершенствуется. Фреска с изображением трудовой жизни египтян.  2-е тыс. до н.э. Амон-Ра.

Изображение слайда

Слайд 59

Реализм и правдивость портретов сочетается с обобщенностью и стилизацией. И в живописи, и в скульптуре большое внимание уделяется точности изображения всех деталей одежды и обстановки, но, в то же время, встречаются работы, выполненные на недостаточно высоком профессиональном уровне, что говорит об ослаблении подготовки художников в то нестабильное время.

Изображение слайда

Слайд 60

Цари XII династии в борьбе с местной знатью — номархами — опирались на придворную знать и воинов и стремились внешне к восстановлению порядков Древнего царства. Характерно, что Аменемхет I обосновался недалеко от Мемфиса, где дольше сохранялись традиции Древнего царства. Возвратом к старине при XII династии был и отказ от царских надгробий в духе XI династии. По краю пустыни от южной окраины Мемфиса до входа в «Землю озера» ( Фаюмский оазис) и в самой пустыне вновь вырастали одна за другой царские пирамиды. Наружно они были подобны древним пирамидам, с поминальными храмами спереди и с гробницами знати вокруг (у нынешних селений Дахшур, Лишт, Эль- Лахун, Хавара ). На деле, однако, пирамиды XII династии, за исключением принадлежавшей Сенусерту I, были построены из кирпича-сырца и только облицованы известняком. У Сенусерта I пирамида состояла всего лишь из каменных клетей, засыпанных песком и щебнем, только снаружи покрытых известняковой облицовкой. Аменемхет I Сенусерт I Сенусерт I (правильнее Са -на- уасра ) — фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1971 — 1926 годах до н. э., из XII династии (Среднее царство). Сенусерт был сыном Аменемхета I и Нефертатенен.

Изображение слайда

Слайд 61

План и общий современный вид пирамиды Сенусерта I в Лиште. Первоначально высота пирамиды составляла 61 м, Длина стороны – 105 м, Угол наклона – около 49 0 Пирамиды в период Среднего Царства сооружались совершенно иным способом: они имели внутренние стенки в виде ребер жесткости, между ними засыпали щебень и песок. Снаружи эта «ложная пирамида» облицовывалась плитами известняка. Система запутанных подземных ходов предохраняла царскую гробницу от разграбления.

Изображение слайда

Слайд 62

Крепость фараона Сенусерта III в районе вторых порогов Нила. Города, находящиеся на окраинах страны, строятся в виде крепостей с двойными стенами и с башнями. Ведется ряд завоевательных войн в Ливии, Нубии (Эфиопии), соседней Азии и на Аравийском полуострове. На захваченных территориях строились военные крепости (вдоль течения Нила), при помощи которых контролировались торговые пути. Сцена из междоусобной войны номов. Роспись из гробницы. XI династия.

Изображение слайда

Слайд 63

Центр государственной жизни переносится в Файюмский оазис. План города времени Среднего царства ( у современной деревушки Эль- Лахун ).

Изображение слайда

Слайд 64

В период Среднего Царства возводились также обелиски, но они уже утратили доминирующую роль в композиции, хотя по-прежнему были связаны с культом Солнца и символизировали своей формой солнечный луч. Они стали применяться как фланкирующие элементы у входа в храмы. По пропорциям обелиски стали выше и стройнее. Их высота могла составлять от 30 до 57 м., а отношение ширины основания к высоте – 1 / 10.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено