Первый слайд презентации: ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
ЛЕКЦИЯ № 1: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ФУНКЦИИ ИСКУССТВА. ПЕРВОБЫТНЫЙ КУЛЬТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ
Слайд 2: План лекции:
1. Характер социальной жизни в первобытную эпоху. Диалектика взаимосвязи общественного производства, социальной жизни, материальной и духовной культуры. Синкретизм первобытного культурно-художественного комплекса. 2. Происхождение и сущность искусства. Теории происхождения искусства. Миф и ритуал. Развитие изобразительных форм в палеолите, мезолите, неолите. 3. Функции искусства в первобытном и современном обществе. 4. Виды и жанры изобразительного искусства. Место архитектуры в системе мира искусств.
Слайд 3
1. Характер социальной жизни в первобытную эпоху. Диалектика взаимосвязи общественного производства, социальной жизни, материальной и духовной культуры. Синкретизм первобытного культурно-художественного комплекса.
Слайд 5: В доисторическую эпоху, до образования государств, сфера духовной культуры только начинала формироваться. Зарождающиеся формы общественного сознания представляли cобой некое единство – синкретический духовный комплекс (СДК). Религия, мораль, право, идеология, политика, философия в то время еще не выделились в самостоятельные сферы человеческой деятельности, духовная жизнь еще не отделилась от материальной. Все формы общественного сознания постоянно вступали в тесные взаимоотношения друг с другом
Слайд 7: 2. Происхождение и сущность искусства. Теории происхождения искусства. Миф и ритуал. Развитие изобразительных форм в палеолите, мезолите, неолите
Вопрос о происхождении искусства был поставлен на научную основу во второй половине ХIX века, когда появилась возможность использования данных, полученных такими науками, как археология, этнография, социология, психология, антропология, лингвистика.
Слайд 8: Иоганн- Иоахим Винкельман (1717 – 1768) немецкий просветитель, теоретик и историк искусства, основоположник научного искусствознания
Заслуга Винкельмана заключается преимущественно в том, что он первым проложил путь к пониманию культурного значения классического искусства, оживил интерес к нему в образованном обществе и явился основателем его истории и художественной критики. В «Истории искусства древности» (1764) И. И. Винкельман описал «причины успехов и превосходства греческого искусства над искусством других народов ». … С именем Винкельмана, провозгласившим древнегреческое искусство высшим достижением культурной истории человечества, связан поворот "к грекам" интереса к античности, до этого преимущественно уделявшегося Древнему Риму. Открытие последовательности стилей в древнем искусстве, удавшееся ученому, было тесно связано с неприятием, которое вызывало у него искусство барокко и рококо по сравнению с искусством Высокого Возрождения. По Винкельману, главной задачей искусства должно быть «прекрасное», которому подчиняются и индивидуальная правда, и действие, и эффект; сущность же прекрасного заключается в изображении типа, созданного нашей фантазией и природой; в её основании лежат верность пропорций, благородная простота, спокойное величие и плавная гармоничность контуров.
Слайд 9: О происхождение искусства
Искусство появляется в период развития общества, когда складываются материальные условия для его возникновения. Это - наличие запасов пищи и обеспечение общественного разделения труда. Этот период приходится на Верхний палеолит (35- 18 тыс. лет до н.э.)
Слайд 10: О происхождение искусства
Существует несколько теорий о происхождении искусства : 1. Социальная теория считает, что в искусстве проявляется социальный инстинкт человека. Искусство участвует в различных формах общественной жизни: ритуалах, магических обрядах и др. Оно помогает человеку ощутить свое единство с коллективом, определить свое место в нем. 2. Религиозная теория считает искусство “божественным вдохновением”, проявлением божественной благодати. Античные греки считали искусство божественным даром, отдельными видами искусства “заведовали” музы – дочери Зевса. Люди, которые занимались искусством, в древности считались магами, связанными с сакральным миром. 3. Теория игры : искусство появилось из потребности человека выразить себя, почувствовать свою независимость от природы. В игре человек свободно располагает своей энергией, получает ощущение свободы. Искусство – это разновидность игры, где человек избавляется от забот и невзгод, в игре тратится избыток силы, она физиологически полезна. О происхождение искусства
Слайд 11: О происхождение искусства
4. Эротическая теория считает, что искусство является проявлением инстинкта украшения ради привлечения противоположного пола, унаследованного человеком от животных предков. 5. Теория подражания связывает появление искусства с инстинктом подражания, развитым как у обезьян, так и у человека. Подражая поведению животных, птиц, явлениям природы, человек творчески осваивал окружающий мир. Имитация первоначально заменяла интеллект. 6. Иллюзионистская концепция считает, что у человека есть врожденный художественный инстинкт, состоящий в потребности человека обманываться. Художник создает иллюзорный мир, уводя людей из реальности в свой собственный. Нарушая правдоподобие, изменяя пропорции и внешний вид предметов, художник внушает людям определенные эмоции и чувства. О происхождение искусства
Слайд 12: Одушевление предметов и явлений называется « анимизм » (от латинского слова « anima » - душа ). Наделение природных явлений и животных человеческими качествами называется « антропоморфизм »
Для людей первобытности характерен особый тип сознания – мифологическое сознание. Это донаучный способ объяснения и понимания окружающего мира, первобытная форма духовной культуры.
Слайд 13: О происхождение искусства
В мифологиях разных народов мира много общих черт, они, как правило, охватывают несколько общих тем : Происхождение вселенной, солнца, планет, земли и человека, о конце мира; Происхождение человека от животных, превращение человека в животное и наоборот ( тотемические мифы ); Чудесное рождение героя (вождя) – воплощение идеи о божественном происхождении власти ; О рождении, смерти, загробной жизни, судьбе; Об умирающем и воскресающем боге; О происхождении ремесел, земледелия, о добыче огня, об обычаях и культурных героях (носителях культуры); О близнецах. О происхождение искусства
Слайд 16
Символизм – сплав вещи и ее подобия. Символика изображений в первобытном искусстве – это своеобразный « язык » знаков, который позже лег в основу идеографической и пиктографической письменности.
Слайд 20
Альтамира ( La cueva de Altamira ) — пещера в Испании с полихромной каменной живописью эпохи верхнего палеолита ( Солютрейская культура ) Оглянувшийся бизон. Палеолит. Пещера Ла Мадлен, Франция. Скульптура длиной 10 см. Мастерски передано движение животного. Рельеф с изображением женщины, пещера Ла-Мадлен, Франция Палеолитическое искусство. Пещера Ласко, Франция
Слайд 21: охотничья магия или культ плодородия. Символика плодородия воплощена и в фигурках так называемых «Палеолитических Венер» с утрированными признаками женского пола
Слайд 22: В период Мезолита изображения чаще связаны между собой каким-либо сюжетом, чаще всего изображаются сцены охоты или каких-либо ритуальных действий («вызывание дождя» и др.). И животные, и люди изображаются не объемно, а в виде четко очерченных силуэтов
Охота на оленей. Живопись в пещере ущелья Валторты, Испания. Мезолит В период Мезолита изображения чаще связаны между собой каким-либо сюжетом, чаще всего изображаются сцены охоты или каких-либо ритуальных действий («вызывание дождя» и др.). И животные, и люди изображаются не объемно, а в виде четко очерченных силуэтов.
Слайд 23
В период Неолита изображения приобретают более стилизованный, условный характер, превращаясь постепенно в пиктограммы и идеограммы. Территория, населяемая племенем, фиксировалась при помощи крупных изображений на скалах – петроглифов. Чаще всего в виде петроглифа изображалось стилизованное тотемное животное – мифический «предок» племени. Появляется также геометрическая орнаментика, которая в то время носила не декоративный, а магический или защитный характер. Стадо оленей. Рисунок на камне из Лимейля. Франция, департамент Дордонь Терракотовая фигурка человека эпохи неолита (Бухарест, Музей Истории)
Слайд 24
Неолитические изображения в Джельфе. Тотемное неолитическое изображение Тотемные неолитические фигуры
Слайд 25: 3. Функции искусства в первобытном и современном обществе
Искусство формирует личное отношение человека к действительности, а человек, приобретая социально-исторический опыт, фиксирует его в произведениях искусства. С развитием человеческого общества, по мере усложнения социальных отношений, усложняются и умножаются функции искусства.
Слайд 26: Функции искусства
1. Идеологическая функция – это выражение принятого в данном обществе мировоззрения, представления о мироустройстве. В древних цивилизациях идеологическая функция искусства была одной из основных, она способствовала закреплению в обществе существующей идеологии. Чаще всего идеология внедрялась в сознание людей через мифы, поэтому можно сказать, что в первобытном обществе идеологией была мифология. 2. Социальная функция – также одна из основных функций искусства, она «идет сверху», т.е. определяется правящими группами общества и направлена на закрепление существующего социального порядка, определенной социальной иерархии людей. Эта иерархия отражается и в мире богов и духов. В религии утверждается божественное происхождение власти. 3. Общеобразовательная функция – это функция, связанная с передачей знаний молодым поколениям людей. При помощи искусства знания передаются и закрепляются непосредственно в образной форме, условным языком искусства передаются идеи, понятия. 4. Коммуникативно-мемориальная функция – связана с передачей информации в пространстве и времени, с этой функцией связан знаковый характер многих изображений. Пиктографическое и идеографическое письмо, постепенно изменяясь, превратилось в письменность, буквенные знаки утратили свой изобразительный характер. Мемориальная функция связана с культом предков: культурная связь поколений осуществлялась через ритуалы, в которых фигурировали магические изображения предков, реликвии. Различные мемориальные сооружения, связанные с культом предков: дольмены, курганы, менгиры были рассчитаны на многовековое существование, благодаря чему и дошли до наших дней.
Слайд 27
5. Познавательная функция – связана с возможностью познания при помощи эмоционального мышления, отождествления образа с предметом. В процессе создания изображения человек анализирует строение, пропорции, анатомию изображаемого предмета. 6. Магико-религиозная функция – связана со стремлением человека овладеть силами природы через художественное изображение. С этой функцией связана охотничья магия, возникновение «охранных знаков». Первобытный художник был одновременно и магом – посредником между миром земным и миром сакральным. 7. Эстетическая функция – связана с поисками «универсальных законов красоты». С самых древних времен человек пытался стилизовать природные формы, найти лучшие цветосочетания, пропорции. Психологическое воздействие искусства давно было осознано человеком : искусство участвовало в организации досуга, способствовало психологической разрядке, отдыху нервной системы. Древнегреческий философ Аристотель писал, что целью искусства является достижение катарсиса – возвышенного, очищенного состояния души. Функции искусства
Слайд 28
С течением времени, начиная со времен Античности, искусство приобретает новые функции, связанные с проявлениями личности художника, его творческой индивидуальности. 8. Художественно-концептуальная функция – это активная, философская функция, направленная к осознанию состояния мира, к решению каких-либо нравственных или политических проблем эпохи. Авторская концепция может быть также связана с открытием нового стилевого направления или творческой манеры, соответствующей новым задачам искусства в меняющемся мире. 9. Функция предвосхищения – в ней проявляется индуктивность человеческого мышления – способность к логическим построениям на основе обобщения повторяющихся явлений. Эта функция проявляется в фантастических и утопических произведениях искусства, которые часто оказывали влияние на развитие общественной мысли эпохи. 10. Общественно-преобразующая функция – связана с идейно-эстетическим воздействием искусства на людей с целью вовлечения их в активную социально-политическую деятельность по преобразованию общества. Эта функция характерна для кризисных, революционных эпох, она направлена на формирование «идеала» социального устройства и человека. Функции искусства
Слайд 29
4. Виды и жанры изобразительного искусства. Место архитектуры в системе мира искусств. Впервые систему классификации искусства дал немецкий философ Г.В-Ф. Гегель (1770 – 1831 ). Он считал первым видом искусства АРХИТЕКТУРУ, так как она соединяет в себе духовное и материальное начала. Архитектура использует язык символов, преобразует внешнюю среду так, что она «становится родственной духу». Далее он выделяет скульптуру, в которой « внутреняя духовная жизнь … вселяется в чувственный облик, и обе стороны сливаются друг с другом так, что ни одна не преобладает над другой». Искусством, ближе всего стоящим к скульптуре, Гегель считает живопись, за ней следуют музыка и поэзия. Гео́рг Вильге́льм Фри́дрих Ге́гель (1770-1831) —немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма
Слайд 30: Классификация искусств (типологическая) по парным признакам изобразительности-выразительности, пространственности -временности
В зависимости от средств, с помощью которых создается произведение, искусства можно разделить на три группы: Пространственные искусства (образ существует в пространстве и не изменяется во времени) Временны́е (образ существует во времени и не изменяется в пространстве) Пространственно-временные (образ существует и изменяется в пространстве и во времени)
Слайд 31: Классификация искусств по материалу, в котором выполняются произведения
К ВИДАМ ИСКУССТВА относятся : живопись, скульптура, архитектура, дизайн, художественная фотография, декоративно-прикладное и театрально декорационное искусства, др. РОДЫ ЖИВОПИСИ : монументальная, станковая, миниатюрная. РОДЫ СКУЛЬПТУРЫ : круглая скульптура, рельеф, малая пластика.
Слайд 32
ЖАНРОВОЕ ДЕЛЕНИЕ искусств определяется тематикой, предметом отражения и имеет межвидовой характер. Основные жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, марина, натюрморт, исторический, батальный, анималистический жанры, ню. Четкие границы между жанрами установились в Х VII – Х VIII вв. в эстетике классицизма. И. Шишкин Рожь. 1878 Холст, масло. 107 x 187 см М. Сатаров Морской пейзаж
Слайд 33
В каждом виде искусства существуют также различные ТЕХНИКИ, которые определяются в зависимости от материала и способа его обработки. Техниками живописи являются: масло, темпера, акварель, гуашь, пастель, мозаика, аппликация, энкаустика, а также смешанные техники. Графические техники: рисунок, ксилография, литография, линогравюра, эстамп, офорт и др.
Слайд 51
Наиболее синтетическим видом искусства является АРХИТЕКТУРА, она соединяет в себе другие виды искусства: графику, живопись, скульптуру, приемы сценографии и даже может апеллировать к литературным и музыкальным образам.
Слайд 52
В отличие от других видов искусства архитектура не изображает нечто, существующее вне ее. Основными средствами создания художественного образа в архитектуре являются формирование пространства, группировка объемов, сопоставление элементов на основе нюанса и контраста. Основные СРЕДСТВА АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ: цвет, светотень, фактура, соразмерность (масштаб), пропорция. ЦЕЛЬ АРХИТЕКТУРЫ – создание целостной системы – архитектурного организма, отвечающего функциональным, конструктивным и эстетическим требованиям, соответствующим времени и месту. Прага. Карлов мост Патала. Тибет